Файл: Управление рисками в проектной среде (1. Понятие риска и планирования управления рисками в проектной среде).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
- Разработка неправильного пользовательского интерфейса.
- "Золотая сервировка", перфекционизм, ненужная оптимизация и оттачивание деталей.
- Непрекращающийся поток изменений.
- Нехватка информации о внешних компонентах, определяющих окружение системы или вовлеченных в интеграцию.
- Недостатки в работах, выполняемых внешними (по отношению к проекту) ресурсами.
- Недостаточная производительность получаемой системы.
- "Разрыв" в квалификации специалистов разных областей знаний.
Демарко и Листер приводят свой список из пяти наиболее важных источников рисков любого проекта разработки ПО:
- Изъяны календарного планирования
- Текучесть кадров
- Раздувание требований
- Нарушение спецификаций
- Низкая производительность
Не существует исчерпывающих контрольных списков рисков программного проекта, поэтому необходимо внимательно анализировать особенности каждого конкретного проекта.
Качественный анализ рисков включает в себя расстановку рангов для идентифицированных рисков. При анализе вероятности и влияния предполагается, что никаких мер по предупреждению рисков не производится.
Качественный анализ рисков включает:
- Определение вероятности реализации рисков.
- Определение тяжести последствий реализации рисков.
- Определения ранга риска по матрице «вероятность — последствия».
- Определение близости наступления риска.
- Оценка качества использованной информации.
Таблица 4. Качественная оценка рисков.
Количественный анализ производится в отношении тех рисков, которые в процессе качественного анализа были квалифицированы как имеющие высокий и средний ранг.
Для количественного анализа рисков могут быть использованы следующие методы:
- Анализ чувствительности.
- Анализ дерева решений.
- Моделирование и имитация.
Таблица 5. Количественная характеристика рисков.
Глава 3. Планирование реагирования на риски в проектной среде
Планирование реагирования на риски — это процесс разработки методов реагирования на риск для увеличения благоприятных и уменьшения неблагоприятных последствий риска. Итоговым документом является план реагирования на риски (таблица 6).
Стратегии и методы реагирования на риски |
|||
Избегание |
Минимизация |
Передача |
Принятие |
Изменение плана проекта |
Дополнительное финансирование |
Диверсификация рисков (деление риска с другими участниками или другими програмами / проектами) |
Подготовка к самому худшему |
отказ от ненадежных партнеров |
увеличение количества ресурсов |
страхование |
резер-вирование средств |
отказ от рискованных проектов |
уменьшение объема работ или снижение требований |
||
разработка плана реагирования на последствия |
Таблица 6. План реагирования на риски
План реагирования на риски [6, c.344] может включать в себя: — идентифицированные риски, их описания, подверженную их влиянию область проекта (элемент WBS);
— результаты качественного и количественного анализа рисков, включая список приоритетных рисков и вероятностный анализ проекта;
— стратегии и методы реагирования на риски;
— действия для реализации способов реагирования;
— уровень риска после реализации этих действий;
— бюджет и расписание работ, необходимых для минимизации рисков;
— чрезвычайные резервы по срокам и стоимости для обеспечения толерантности заинтересованных лиц к рискам;
— план действий в чрезвычайных обстоятельствах;
— планы отставания для использования в качестве реагирования на наступивший риск;
— остаточные риски, которые могут сохраниться после реагирования, а также сознательно принятые риски;
— вторичные риски, возникающие в результате реагирования на первичный риск;
— чрезвычайные резервы, сформированные в результате количественного анализа проекта.
Диверсификация — это распределение рисков между участниками проекта.[10, c.672] Распределение рисков является эффективным способом их снижения. Логичнее сделать ответственным за конкретный риск того участника проекта, который обладает возможностью точнее и качественнее рассчитать и контролировать данный риск. Распределение рисков оформляется при разработке плана управления проектом, финансового плана и контрактных документов. При этом следует иметь в виду, что повышение рисков у одного из участников проекта должно сопровождаться адекватным изменением в распределении доходов от проекта. Поэтому при переговорах необходимо:
— определить возможности участников проекта по предотвращению последствий наступления рисковых событий;
— определить степень ответственности за риск, которую берет на себя каждый участник проекта;
— договориться о приемлемом вознаграждении за риски.
Резервирование — создание резервного фонда финансовых средств на покрытие непредвиденных расходов. Зарубежный проектный опыт допускает увеличение стоимости проекта от 7 до 12 % за счет резервирования средств на форс-мажор. Российские эксперты допускают увеличение стоимости проекта до 20 %. Резервирование не только увеличивает проектные затраты, но и увеличивает проектную прибыль. Часть резерва должна находиться в распоряжении менеджера проекта, остальной частью распоряжаются в соответствии с контрактом другие участники проекта. Резервирование средств предусматривает установление соотношения между потенциальными рисками, изменяющими стоимость проекта, и размером расходов, связанных с преодолением нарушений в ходе его реализации. При расчете рисков необходимо, чтобы сальдо накопленных реальных денег в финансовом плане проекта на каждом шаге расчета было не менее 8 % планируемых на данном шаге затрат. Страхование рисков — передача определенных рисков страховой компании. [9, c. 167] В зависимости от выбранного способа управления рисками различают разные источники финансирования рисков:
— средства, учитываемые в составе себестоимости изделий;
— собственные средства предприятий, в том числе уставный фонд и резервы, формируемые из прибыли;
— внешние источники
— кредиты, дотации, займы;
— страховые фонды;
— фонды самострахования.
Процесс минимизации рисков осуществляется по следующему алгоритму:
— рассматривается риск, имеющий наибольшую важность для проекта;
— определяется перерасход средств с учетом вероятности наступления неблагоприятного события;
— составляется перечень возможных мероприятий, направленных на уменьшение вероятности и опасности рискового события;
— выявляются дополнительные затраты на реализацию предложенных мероприятий;
— сравниваются требуемые затраты на реализацию предложенных мероприятий с возможным перерасходом средств вследствие наступления рискового события;
— принимается решение об осуществлении противорисковых мероприятий или отказе от них;
— процесс сопоставления вероятности и последствий рисковых событий с затратами на мероприятия по их снижению повторяется для следующего по важности риска.
Мониторинг и управление рисками — это процесс идентификации, анализа и планирования вновь возникших рисков, отслеживания идентифицированных рисков и тех, которые внесены в список для постоянного наблюдения, а также проверки и исполнения операций реагирования на риски и оценки их эффективности. [4, c. 81]В процессе мониторинга и управления рисками используются различные методики, например, анализ трендов и отклонений, для выполнения которых необходимы данные об исполнении, собранные в процессе выполнения проекта. Мониторинг и управление рисками являются непрерывными процессами, происходящими на протяжении всего жизненного цикла проекта
На этапе мониторинга и контроля производится пересмотр рисков и их аудит, а также анализ отклонений и трендов и анализ резервов.
Необходимо помнить, что мониторинг и контроль над рисками, так же как и другие процессы управления рисками, является непрерывным процессом, происходящим на протяжении всего жизненного цикла проекта.
Пересмотр рисков – это регулярная, согласно расписанию проекта, переоценка текущих рисков – добавление новых и закрытие старых, уже неактуальных рисков.
Аудит рисков – документирование эффективности мероприятий по реагированию на риски, а также эффективности процесса управления рисками.
Анализ отклонений и трендов – это сравнение плановых и действительных результатов для определения потенциального отклонения по завершению от назначенных целей. Отклонение от базового плана может указывать на потенциальное влияние угроз и благоприятных возможностей.
Анализ резервов – сравнение %объемов оставшихся резервов на непредвиденные обстоятельства с количеством оставшихся рисков для определения адекватности остатка резервов.
В рамках этого процесса должны происходить следующие активности:
- Осуществление планов по реагированию на риски
- Наблюдение за определенными рисками
- Мониторинг остаточных рисков
- Выявление новых рисков
- Оценка эффективности процессов !управления рисками на протяжении всего проекта
Рекомендации по эффективному управлению рисками проекта[8, c.395]:
- Избегать крупных проектов. Разбивать крупные проекты на более мелкие (повышение управляемости, облегчение выявления рисков — принцип Дельфины вместо китов).
- Привлекать для управления проектами специалистов по управлению, а не технических специалистов, так как технические специалисты зачастую видят только техническую сторону проекта.
- Привлекать !независимую (не включенную в проектную команду) группу экспертов для оценки рисков. В противном случае мотивация команды проекта на успех может скрыть некоторые риски.
- Учитывать риски, связанные с организационной составляющей проекта – согласование документов, обучение пользователей и так далее.
Заключение
Управление рисками осуществляется на всех фазах жизненного цикла проекта.
Э т а п 1. Предпроектное обоснование инвестиций, формулировка концепции проекта и его технико-экономическое обоснование. Анализ рисков производится в процессе предварительной экспертизы проекта. Необходимые действия этого этапа:
— идентификация;
— анализ рисков.
Э т а п 2. Планирование проекта. Работа с рисками включается в разработку сметы и бюджет проекта. Необходимые действия:
— корректировка дерева решений;
— определение структуры и объема резервирования средств;
— учет рисков в финансовом плане проекта.
Э т а п 3. Реализация проекта. Работа с рисками ведется в процессе мониторинга. Необходимые действия:
— формирование рабочего бюджета проекта;
— страхование рисков;
— контроль за использованием средств на непредвиденные расходы;
— корректировка бюджета.
Э т а п 4. Завершение проекта. Работа с рисками ведется на этапе итоговой экспертизы проекта. Необходимые действия:
— анализ использования средств на непредвиденные расходы;
— анализ и обобщение фактических проявлений рисков и неопределенности по результатам проекта.
Управление рисками это определенная деятельность, которая выполняется в проекте от его начала до завершения. [6, c. 437] Как и любая другая работа в проекте управление рисками требует времени и затрат ресурсов. Поэтому эта работа обязательно должна планироваться. Планирование управления рисками — это процесс определения подходов и планирования операций по управлению рисками проекта. Тщательное и подробное планирование управления рисками позволяет:
- выделить достаточное количество времени и ресурсов для выполнения операций по управлению рисками,
- определить общие основания для оценки рисков,
- повысить вероятность успешного достижения результатов проекта.
Планирование управления рисками должен быть завершено на ранней стадии планирования проекта, поскольку оно крайне важно для успешного выполнения других процессов.
Библиография
- Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными программами и проектами : пер. с англ. / Р. Арчибальд. – М. : ДМК Пресс, 2010. – 464 с.
- Балашов, А. И. Управление проектами: учебник для бакалавров / А. И. Балашов, Е. М. Рогова, М. В. Тихонова, Е. А. Ткаченко; под ред. Е. М. Роговой. — М. : Издательство Юрай, 2013. — 383 с.
- Бартон Т. Комплексный подход к риск-менеджменту: стоит ли этим заниматься : пер. с англ. / Т. Бартон, У. Шенкир, П. Уокер. – М. : Изд. дом «Вильямс», 2003. – 208 с.
- Боронина, Л. Н. Основы управления проектами : [учеб. пособие] / Л. Н. Боронина, З. В. Сенук ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал.федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2015. — 112 с.
- Валдайцев С. В. Оценка бизнеса / С. В. Валдайцев. – 3-е изд. – М. : Проспект, 2008. – 576 с.
- Волков И. М. Проектный анализ: Продвинутый курс : учеб.пособие / И. М. Волков, М. В. Грачева. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 498 с.
- Грашина М. Н. Основы управления проектами / М. Н. Грашина, В. Р. Дункан. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 240 с. Г
- Пинто Дж. К. Управление проектами / Дж. К. Пинто ; пер. с англ. под ред. В. Н. Фунтова. – СПб. : Питер, 2004. – 464 с.
- Рискология (управление рисками) : учеб.пособие / В. П. Буянов, К. А. Кирсанов, Л. М. Михайлов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Изд-во «Экзамен», 2003. – 384 с.
- Управление проектом. Основы проектного управления : учеб. / кол-лектив авт. под ред. проф. М. Л. Разу. – М. : КНОРУС, 2011. – 768 с.
- Хелдман К. Профессиональное управление проектом / К. Хелдман. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2012. – 728 с.
- Шкурко, В. Е. Управление рисками проектов : [учеб. пособие] / В. Е. Шкур- ко ; [науч. ред. А. В. Гребенкин] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал.федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2014. – 184 с.