Файл: Методы разработки конкурентной стратегии предприятия.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты разработки стратегии предприятия
1.1.Понятие стратегии. Виды стратегий
1.2. Этапы разработки стратегии
Глава 2. Стратегический анализ деятельности ООО «Комфорт»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Комфорт»
ООО «Комфорт» - это предприятие гостиничного бизнеса.
2.2. Анализ и оценка конкурентной среды ООО «Комфорт»
2.3. Оценка действующей стратегии ООО «Комфорт»
Этап 3. Видение - это описание желаемого состояния фирмы в будущем, те чтобы знать, куда двигаться, надо поставить себе цель. Видение фирмы обычно оформляется как документ на нескольких страницах, который подробно раскрывает следующую информацию: предлагаемые товары и услуги; клиенты; месторасположение; технологии; отличительные качества и конкурентные преимущества; философию фирмы; социальную ответственность; предварительные долгосрочные цели [6, с.104].
Этап 4. Стратегические цели формируются на основе миссии, предпочтений руководства, позиций, занимаемых на рынке. Они задают направление развития фирмы и отражают желаемое состояние, которого необходимо достичь в ходе использования потенциала организации. Цель должна формулироваться предельно четко, однозначно и не оставлять возможностей для разночтений. Установление сроков, подробная конкретизация и количественное выражение целей обеспечивают руководящим менеджерам возможность контролировать достижение поставленных фирмой целей [6, с.104].
Реализуемые фирмой цели могут быть классифицированы по различным
признакам, представленным на рисунке 2.
Рисунок 2 - Классификация целей организации [3, с. 81]
Сформулированные цели в последующем воплощаются в жизнь посредством реализации соответствующих задач. Получаемые решения задач призваны показать, где фирма будет находиться через год и более на пути к осуществлению провозглашенной миссию [7, с.14]. Задачи должны быть конкретными, измеряемыми, направленными на совершение определенных практических действий, реалистичными, учитывающими ресурсы времени и финансов, которыми располагает фирма.
Стратегические цели - это основные направления деятельности фирмы, ведущие к выполнению ее миссии и видения. На практике их может быть от
двух до десяти в зависимости от размера фирмы, объема имеющихся у нее
необходимых ресурсов, качества менеджмента. Эти цели могут быль глобальными (общими) и локальными (частными) [6, с.104].
Этап 5. Выбор стратегии. После того как определены миссия, видение и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. На этом этапе принимается
решение по поводу того, как, какими средствами фирма будет добиваться
достижения целей. Определение стратегии - это принятие решения по поводу того, что делать с отдельным бизнесом или продуктами, как и в
каком направлении развиваться организации, какое место занимать на рынке.
Этап 6. Выполнение стратегии. Особенность процесса выполнения стратегии состоите том, что он не является процессом ее реализации, а лишь создает базу для реализации стратегии и достижения фирмой поставленных целей. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это происходит из-за того, что неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы либо произошли
непредвиденные изменения во внешней среде. Основная задача этапа выполнения стратегии состоит в том, чтобы создать необходимые предпосылки для успешной реализации стратегии. Таким образом, выполнение стратегии - это проведение стратегических изменений в организации, переводящих ее в такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь [11, с. 65].
Оценка стратегии и контроль над ее реализацией. Оценка и контроль над
выполнением стратегии являются логически завершающим процессом,
осуществляемым в стратегическом управлении. Он обеспечивает устойчивую
обратную связь между процессом достижения целей и собственно целями,
стоящими перед организацией [8, с. 10].
Выводы.
Любое предприятие постоянно вынуждено приспосабливаться к усиливающейся нестабильности внешней среды и в первую очередь бороться с конкурентами, выпускающими аналогичную продукцию. Это объективно требует, чтобы каждое предприятие вырабатывало и искало свой путь развития в соответствии с требованиями рынка, то есть, чтобы быть финансово устойчивым, нужно расти, изыскивать новые формы применения капитала, новые экономически эффективные технологии производства, новые формы доведения продукции до рынка. Стратегия представляет собой совокупность перспективных планов и задач, которые необходимо выполнить, чтобы достичь поставленных целей.
Глава 2. Стратегический анализ деятельности ООО «Комфорт»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Комфорт»
ООО «Комфорт» - это предприятие гостиничного бизнеса.
Юридический адрес: Россия, Приморский край, 692900, г. Находка, ул.
Пограничная, 27.
Виды деятельности: услуги размещения, услуги питания. Дополнительные услуги: конференц-зал, тренажерный зал, услуги сауны. Гостиничный комплекс открылся в июле 2009 г., категория бизнес - класс 3 звезды. Номерной фонд гостиницы состоит из 34 номеров различных категории «Люкс», «Стандарт улучшенный», «Стандарт», «Студия двухместная».
Гостиничный комплекс «Комфорт» расположен в центре города, в парковой зоне с видом на бухту Находка и в непосредственной близости от автовокзала, центральной площади, административного и делового центра города.
Гостиница «Комфорт» оказывает услуги по организации семинаров, конференций, деловых встреч в конференц-залах различного уровня.
Миссия - предоставление исключительно комфортного и роскошного
отдыха.
Рис. 3. Организационная структура предприятия
Организационная структура гостиницы «Комфорт» является линейной.
Численность работников составляет 16 человек.
Финансовое положение гостиницы «Комфорт» достаточно устойчиво, о
чем свидетельствуют финансовые показатели, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Финансово-экономические показатели гостиницы «Комфорт» за 2013-2015 гг., тыс.руб.
Наименование показателя |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Темпы роста, % |
|
2014/ 2013 |
2015/ 2014 |
||||
Выручка |
10459 |
11670 |
17600 |
111,57 |
106,20 |
Себестоимость продаж |
6500 |
4300 |
3700 |
66,15 |
86,04 |
Валовая прибыль |
3959 |
7370 |
13900 |
186,15 |
188,60 |
Прибыль от продаж |
3319 |
6700 |
13200 |
198,86 |
199,01 |
Коммерческие расходы |
600 |
570 |
610 |
95 |
107 |
Прочие расходы |
50 |
35 |
23 |
70 |
65,71 |
Прибыль до налогообложения |
2269 |
6095 |
12567 |
187,62 |
196,18 |
Чистая прибыль |
1807 |
4876 |
10050 |
169,83 |
196,11 |
Источник: Составлено на основе финансовой отчетности предприятия.
По данным таблицы 1 прослеживается положительная динамика по
всем показателям. Следует отметить, что значительное увеличение прибыли произошло в 2015 г., за счет снижения себестоимости на услуги. Уровень загрузки номеров гостинцы в среднем составляет 65 %.
Проанализировав финансово-экономические показатели можно сделать
вывод, что компания имеет устойчивое положение, и с каждым годом увеличивает объем продаж гостиничных услуг. Положение данной гостиницы стабильно.
2.2. Анализ и оценка конкурентной среды ООО «Комфорт»
Для анализа макросреды проведем PEST-анализ.
Таблица 2
Результат проведения PEST - анализа
Группа факторов |
Факторы |
Опасность/ Возможность |
Вероятность события, проявление фактора |
Важность фактора |
Влияние на компанию |
Отклонение |
Политические |
Регулирующие органы и нормы |
Улучшение |
Возможность |
0,3 |
+20 |
6 |
Экологические проблемы |
Ухудшение |
Угроза |
0,3 |
-15 |
-4,5 |
|
Ужесточение государственного контроля за деятельностью |
Ухудшение |
Угроза |
0,4 |
-20 |
-8 |
|
Итого |
1,0 |
|||||
Экономические |
Уровень инфляции |
Ухудшение |
Угроза |
0,4 |
-20 |
-8 |
Платежеспособный спрос |
Ухудшение |
Угроза |
0,3 |
-10 |
-3 |
|
Потребности конечного пользователя |
Улучшение |
Возможность |
0,3 |
+15 |
4,5 |
|
Итого |
1,0 |
|||||
Социальные |
Демография |
Улучшение |
Возможность |
0,2 |
+10 |
2 |
Структура доходов и расходов населения |
Ухудшение |
Угроза |
0,2 |
-15 |
-3 |
|
Бренд, репутация компании |
Улучшение |
Возможность |
0,6 |
+30 |
18 |
|
Технологические |
Новые продукты и услуги |
Улучшение |
Возможность |
0,4 |
+20 |
8 |
Развитие технологий |
Улучшение |
Возможность |
0,3 |
+10 |
3 |
|
Замещающие технологии |
Улучшение |
Возможность |
0,3 |
+20 |
6 |
|
Итого |
1,0 |
Источник: Составлено автором.
На основе проведенного анализа удалось выяснить, что наиболее негативное влияние на деятельность гостиницы оказывают политические и экономические факторы, потому что законодательство в сфере гостеприимства не проработано и в наименьшей степени содействует развитию гостиничной сферы, а налогообложение препятствует развитию бизнеса из-за больших затрат по этой статье расходов. Уровень жизни населения ухудшается.
Социальные факторы оказывают разнонаправленное воздействие, при некотором улучшении демографической ситуации уровень доходов падает.
Технология оказывает положительное воздействия, потому что для ведения гостиничного бизнеса компании требуются передовые технологии.
Гостиница не привязаны сильно к технологиям, но в какой-то степени зависят от них. Особенно они связаны с медиа-технологиями, которые компания используют при проведении конференций, презентаций и рекламных компаний.
Для получения более объективной картины положения гостиницы
«Комфорт» на рынке гостиничных услуг проведем SWOT–анализ.
Таблица 3
Анализ угроз со стороны конкурентных сил
Вероятностъ реализации угроз |
Последствия угроз |
||
Разрушительные |
Тяжелые |
Легкие |
|
Высокая |
1. Сворачивание деловой активности по причине глобальных изменений внешней среды. |
1. Рост темпов инфляции. |
|
Средняя |
1. Вход на рынок конкурент а и строительство им нов ой гостиницы. 2. Снижение уровня цен. |
1. Эффективная реклама фирм конкурентов. 2. Появление новых видов услуг у конкурентов. 3. Изменение законодательства (в частности, налогов ого). |
1. Новые виды услуг у конкурентов. |
Низкая (малая вероятность) |
1. Отказ постоянного |
1. Расширение услуг конкурентов. |
Источник: Составлено автором.
Анализ угроз со стороны конкурентных сил показал, что основной угрозой является сворачивание деловой активности по причине глобальных изменений внешней среды и спад в экономике, что повлечет за собой падение сбыта и снижение уровня цен на услуги гостиницы. Также угрозой является появление новых конкурентов, что можно избежать путем наращивания доли рынка, и увеличением сбыта услуг.