Файл: Методы разработки конкурентной стратегии предприятия.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты разработки стратегии предприятия
1.1.Понятие стратегии. Виды стратегий
1.2. Этапы разработки стратегии
Глава 2. Стратегический анализ деятельности ООО «Комфорт»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Комфорт»
ООО «Комфорт» - это предприятие гостиничного бизнеса.
2.2. Анализ и оценка конкурентной среды ООО «Комфорт»
2.3. Оценка действующей стратегии ООО «Комфорт»
С учетом возможных угроз со стороны конкурентных сил, была составлена матрица возможностей компании и представлена в таблице 4.
Таблица 4
Анализ возможностей компании
Вероятность |
Влияние возможностей |
||
Сильное |
Умеренное |
Малое |
|
Высокая |
1.Pocт деловой активности, увеличение турпотока, которое приведет к увеличению спроса на рынке. |
1. Разорение и уход 2. Выход на новые рынки. |
1. Регулярное вкладывание средств в рекламу. |
Средняя |
1. Модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений. 2. Разработка новых видов услуг. |
1 .Расширение клиентской базы. |
1.0бучение кадров. |
Низкая |
1. Разорение и уход |
1. Расширение сети за счет аренды (менеджмент выкупа) других гостиниц, в том числе на побережье. |
1. Возможность взятия в аренду пляжного участка. |
Источник: Составлено автором.
Анализ возможностей показал, что наиболее благоприятное влияние на
положение фирмы окажут такие направления как рост деловой активности, увеличение турпотока, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. Также благоприятное воздействия окажут расширение круга сотрудничества с различными турагентствами и туроператорами. Все перечисленные возможности существенно помогут данной фирме успешно развиваться на рынке предоставления гостиничных услуг.
Исходя из полученных данных, была составлена матрица SWOT-анализ
и представлена в таблице 5.
Таблица 5
Матрица SWOT-анализа
Возможности |
Угрозы |
|
1. Рост деловой активности, увеличение турпотока, которое приведет к увеличению спроса на рынке. 2. Модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений. 3. Разработка новых видов услуг. 4. Расширение клиентской базы. 5. Расширение круга сотрудничества с различными турагентствами и туроператорами. б.Обучение кадров. 7. Повышение уровня сервиса. |
1. Сворачивание деловой активности по причине глобальных изменений внешней среды. 2. Спад в экономике 3. Вход на рынок конкурента и строительство им новой гостиницы. 4. Снижение уровня цен 5. Эффективная реклама фирм конкурентов. 6. Появление новых видов |
|
Сильные стороны |
«Сила и возможности» |
«Сила и угрозы» |
1. Привлекательное расположение гостиницы. 2. Удобство подъездных путей 3. Устойчивые связи с туроператором. 4. Наличие достаточных финансовых ресурсов для реконструкции. 5. Высокий уровень квалификации персонала. 6. Наличие большого опыта у высшего менеджмента. 7. Комплекс дополнительных услуг. 8. Наличие парковки и бесплатного Интернета. |
1. Использовать имидж и мощности компании, для выхода на новые рынки или сегменты рынка. 2. Разработка новых услуг. 3. Привлечение к сотрудничеству новых туроператоров и турагентств. 4. Учитывать пожелания и повышать внимания к клиентам. 5. Повышение уровня сервиса. 6. Разработка новых акций и специальных предложений. 7. Использование эффективной рекламы. 8. Обучение персонала иностранным языкам. |
1. Увеличение темпов инфляции, спад в экономике приводит к реальному сужению емкости внутреннего и внешнего рынка. 2. Удержать клиентов от перехода к конкуренту средствам разработки и проведения акций. |
Продолжение таблицы 5
Возможности |
Угрозы |
|
Слабые стороны |
«Слабость и возможности» |
«Слабость и угрозы» |
1 .Отсутствие маркетинговой службы и, как следствие, отсутствие ясной стратегии поведения на рынке гостиничных услуг. 2. Неудовлетворительное владение обслуживающим персоналом иностранными языками. |
1. Новый рынок может отказаться от использования услуг компании. 2. Конкуренты предложат услуга. 3. Конкуренты улучшат качество обслуживания 4. Конкуренты станут использовать новые информационные технологии. |
1. Появившийся конкурент может предложить рынку аналогичные услуги по более низким ценам. |
Источник: Составлено автором.
В целях устранения угроз со стороны конкурентных сил необходимо разрабатывать новые виды услуг, новые акции и специальные предложения, что в свою очередь привлечет новых клиентов и поможет удержать уже
имеющихся клиентов.
Для оценивания конкурентоспособности компании будем использовать
аналитический метод оценки конкурентоспособности предприятия через интегральный показатель. Конкуренты: 1. «Меркурий», 2. «Графская усадьба», 3. «Горизонт», 4. «Комфорт». Высший балл – 3, низший – 1.
Таблица 6
Расчет индекса технического параметра
Технические |
Оценка экспертов (руководителей |
Сумма рангов |
Шкала |
Отклонение |
Квадрат |
Коэффициент |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||
Качество облуживания |
1 |
3 |
2 |
3 |
8 |
1 |
-1 |
1 |
0,38 |
Состояние и оснащенность номеров |
2 |
2 |
1 |
2 |
7 |
2 |
0 |
0 |
0,33 |
Качество дополнительных услуг |
2 |
2 |
1 |
1 |
б |
3 |
1 |
1 |
0,28 |
Итого |
5 |
7 |
4 |
б |
21 |
2 |
1 |
Источник: Составлено автором.
По данным таблицы можно сделать вывод, что наиболее весомые технические показатели у гостиницы «Графская усадьба». Данная компания имеет ресурсы для предоставления более качественных гостиничных услуг и эффективно их использует. Гостиница «Комфорт» находится на втором месте. Наихудшие позиции заняли гостиницы «Меркурий» и «Горизонт».
Теперь рассмотрим экономические характеристики в таблице 7. Здесь
значимость каждой экономической характеристики также оценивается в баллах, затем они переводятся в проценты.
Таблица 7
Расчет индекса экономического параметра
Экономические параметры |
Эксперты |
Сумма рангов |
Шкала порядка |
Отклонение |
Квадрат отклонения от среднего |
Коэффициент весомости, % |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||
Цена потребления |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
1 |
-3,3 |
11,1 |
0,46 |
Среднесписочная численность персонала |
2 |
1 |
2 |
1 |
б |
3 |
2,6 |
7,1 |
0,24 |
Себестоимость продаж |
2 |
2 |
3 |
1 |
8 |
2 |
0,66 |
0,4 |
0,3 |
И того |
7 |
6 |
8 |
5 |
26 |
18,6 |
1 |
Источник: Составлено автором.
Из таблицы 7 видно, что лидирующую позицию по экономическим параметрам занимает гостиница «Горизонт». Это связано с тем, что в данной
гостинице имеется больший номерной фонд, чем у конкурентов, и больший
объем продаж. На втором месте гостиница «Меркурий» с также большим номерным фондом, чему конкурентов. Самые наихудшие показатели у гостиницы «Графская усадьба» и на последнем месте гостиница «Комфорт». Это связано с небольшим объемом продаж по сравнению с фирмами конкурентами, а также с небольшой долей рынка.
В результате проведенного расчета, мы выяснили, что среди рассмотренный конкурентов, наиболее конкурентоспособна гостиница «Горизонт», далее следуют «Меркурий» и «Комфорт», а затем «Графская усадьба».
Таблица 8
Итоговые результаты конкурентоспособности, полученные индексным методом
Название предприятия |
Горизонт |
Меркурий |
Графская |
Комфорт |
Результат оценки конкурентоспособности |
0,8 |
0,7 |
0,5 |
0,6 |
Источник: Составлено автором.
Гостиница «Комфорт» имеет показатель конкурентоспособности больше
0,5, то есть больше среднего. А значит, компания успешно конкурирует. Это
говорит о рациональном использовании ресурсов данной компании.
2.3. Оценка действующей стратегии ООО «Комфорт»
На сегодняшний день ООО «Комфорт» действует на основе стратегии дифференцированного роста. Достоинство данной стратегии в том, что со временем осмысление компанией сферы деятельности своего бизнеса может измениться. Согласно стратегическому плану развития ООО «Комфорт» миссией предприятия признается предоставление исключительно комфортного и роскошного отдыха
Стратегическими целями ООО «Комфорт» в этой связи являются:
1.Обеспечение роста продаж.
2. Изыскание новых сегментов с быта продукции - поиск новых категорий клиентов.
3. Увеличение доли рынка - захват доли конкурентов на рынке при минимальных затратах.
4. Развитие сети «поставщиков» - развитие долгосрочных и взаимовыгодных партнерских отношений, привлечение на взаимовыгодных условиях новых партнеров.
С помощью SNW-анализа ООО «Комфорт», составленного на основе
наблюдений и мнений работников, представляется возможным оценить степень эффективности действующей стратегии на данном этапе развития предприятия.
Таблица 9
SNW-анализ
Фактор |
S (сильная) |
N (нейтральная) |
W (слабая) |
Комментарии |
1. Текучесть |
X |
Увеличение заработной платы и повышение мотивации труда |
||
2. Уровень жизни |
X |
Повышение заработной платы |
||
3. Возраст персонала |
X |
Проведение профориентации среди |
||
4. Ценовая политика |
X |
Увеличение цен за счет высокого |
||
5. Зарплата |
X |
Дальнейший рост заработной платы |
||
б. Технология |
X |
Разработка инновационных технологий, увеличение скорости их внедрения |
||
7. Ассортимент |
X |
Разработки в расширении ассортимента |
||
8. Оборудование |
X |
Дальнейшее снижение уровня износа |
||
9. Поставщики |
X |
Разработка маркетинговой стратегии |
||
10. Качество |
X |
Дальнейшее улучшение качества |
||
11. Объем |
X |
Разработки в расширении ассортимента |
||
12. Структура |
X |
Оптимальная структура управления |
||
13. Кадры |
X |
Обучение персонала, повышение |
||
14. Управление |
X |
Отсутствие лишних звеньев управления |
||
15. Прибыль |
X |
Поддержание и увеличение |
||
16. Инвестиции |
X |
Формирование инвестиционной стратегии, привлечение дополнительных источников средств |
||
17. Потребители |
X |
Выход на новые рынки, используя |
||
18. Рынок |
X |
Проведение исследования рынка |
||
19. Ценности |
X |
Улучшение качества жизни работников |
||
20. Условия работы |
X |
Модернизация производства |
||
21. Условия |
X |
Повышение зарплаты, разработка |
||
Итого |
6 |
12 |
3 |
Источник: Составлено автором.
Самыми слабыми сторонами управления предприятием является инвестиционная политика и маркетинговая политика не большой ассортимент предоставляемых услуг, не высокий уровень объема продаж, отсутствие регулярной рекламы. Сильными сторонами являются кадровая политика (низкая текучесть кадров, высокий уровень квалификации персонала, регулярные тренинги, контроль за наймом сотрудников, мотивация, условия труда), а также инновационная политика (высокая технологическая база, новое оборудование).
Действующая стратегия не совсем подходит для компаний, которые только вышли на рынок, какой и является ООО «Комфорт». Для «молодых» компании приоритетней занять устойчивое положение для уже имеющихся услуг, а дополнительные услуги надо внедрять постепенно, не в ущерб основным.
Выводы.
В ходе анализа и оценки конкурентоспособности, удалось выяснить что
гостиница «Комфорт» успешно конкурирует и развивается на рынке гостиничных услуг. Это связано с тем, что в данной компании имеются ресурсы, которые она эффективно применяет в целях продвижения сбыта услуг, реконструкции отдельных участков гостиницы (номеров). Также удалось выяснить, что услуги данной гостиницы пользуются спросом у населения. Компания делает все возможное для того что бы привлечь все большее число клиентов, за счет проведения и постоянной разработки новых акций и спецпредложений.
Из данных PEST-анализа удалось выяснить, какое влияние оказывают
факторы внешней среды на деятельность фирмы. Наиболее негативное влияние на деятельность гостиницы оказывают политические и экономические факторы. Положительное влияние оказывают социальные и технические факторы.
С помощью SWOT-анализа удалось выявить угрозы и возможности,
оценить сильные и слабые стороны компании и разработать рекомендации для улучшения конкурентных позиций. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение турпотока, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. Также благоприятное воздействия окажут расширение круга сотрудничества с различными турагентствами и туроператорами. По данным оценки конкурентоспособности удалось выяснить уровень конкурентоспособности, который равен 0,6. Такой уровень выше среднего (0,5) Для повышения уровня конкурентоспособности компании следует использовать выявленные возможности в ходе SWOT–анализа.