Файл: Банковская гарантия как способ обеспечения исполнения обязательств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует подчеркнуть, что выдача гарантии со сроком действия, который короче срока выполнения обязательств по договору, противоречит существу банковской гарантии: в этом случае в гарантии изначально отсутствует ее обеспечительная функция. Такие гарантии признаются российскими судами недействительными.

Одновременно с изучением основного обязательства банк проверяет наличие в тексте запрашиваемой гарантии существенных условий. Если в гарантии есть факультативные условия, банк устанавливает целесообразность включения этих условий в текст гарантии, исходя из специфики основного обязательства. Все условия должны быть подробно описаны в гарантии.

Банкам следует избегать выдачи гарантий с неясными или неопределенными условиями, чтобы в случае получения претензии по гарантии не оказаться в ситуации, при которой невозможно однозначно определить, соответствует ли заявленное требование условиям гарантии или нет.

Оценка гарантом документов, приложенных к требованию бенефициара, будет зависеть в том числе и от согласия принципала с заявленным требованием. В противном случае, произведя платеж по гарантии и обратившись к принципалу с просьбой в порядке регресса возместить платеж, банк рискует получить отказ принципала от возмещения платежа, основанный на том, что, по мнению принципала, бенефициаром были представлены не те документы.

Согласование условий гарантии. Для обеспечения баланса интересов сторон некоторые банки разрабатывают типовые формы гарантий и рекомендуют своим клиентам использовать их по стандартным операциям.

Что касается нестандартных операций, то в этих случаях типовая форма может быть использована как основа текста гарантии и после доработки, но до подписания договора, проект гарантии должен быть согласован между контрагентами и банком, который будет выдавать гарантию.

Следует отметить, что согласование текста гарантии до подписания договора имеет большое значение. Особенно это касается ситуаций, когда проект гарантии включается в договор в качестве приложения к нему и является его неотъемлемой частью.

Так, включение в договор проекта гарантии без предварительного согласования с банком, который будет выдавать гарантию, может привести к отказу банка в выдаче гарантии по предлагаемой форме по тем или иным причинам, например при наличии в тексте гарантии противоречащих друг другу условий.

В практике встречаются случаи, когда после разъяснений банка о том, что интересы клиента нарушены, последний настаивает на изменении текста гарантии, ранее согласованного с контрагентом.


Такие ситуации приводят к задержке выдачи гарантии и разрешаются только после внесения изменений в ее проект путем подписания соответствующего дополнения к договору.

Вместе с тем нельзя не сказать и о фактах отказа бенефициаров от внесения каких-либо изменений в проект гарантии. Часто бенефициары настаивают на выдаче гарантии по предлагаемым ими формам или по формам, утвержденным нормативными актами российских либо зарубежных государственных органов.

В этих случаях задача банка заключается в том, чтобы предупредить клиента о возможных негативных последствиях, вытекающих из тех или иных условий гарантии.

В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время гарантийный бизнес становится одним из наиболее динамично развивающихся и востребованных направлений банковской деятельности.[20]

Таким образом, объем и детали условий, входящих в содержание банковской гарантии, должны соответствовать требованиям, содержащимся в соглашении между гарантом и принципалом о выдаче гарантии. Однако в тексте банковской гарантии всегда должны быть указаны: наименование гаранта; сумма, на которую выдана гарантия; срок, на который она выдана.

2 Процедура реализации и прекращения прав по банковской гарантии

2.1 Процесс предоставления банковской гарантии

Банковская гарантия может рассматриваться как полноценный кредитный продукт, с одной лишь разницей, вместо кредита в денежной форме, банк дает обязательство произвести платеж. В остальном отличия незначительны. Но стоит заметить, что вознаграждение банку за выдачу гарантии значительно ниже, чем процентные ставки по кредиту. Это является немаловажным фактором, определяющим финансовую привлекательность банковской гарантии. Сам процесс выдачи банковской гарантии может выглядеть так, как показано в Приложении 1.[21]

 Первый этап процесса выдачи банковской гарантии заключается в консультировании клиентов кредитным менеджером в отношении видов предоставляемых банком гарантий, размера единовременных комиссий за выдачу гарантий, размера ежемесячной комиссии, предоставления в залог обеспечения в случае значительных сумм гарантий (например, 30 - 100% покрытия для гарантии в рублях, 120% для гарантии в иностранной валюте) и т.д. В случае согласия клиента с условиями предоставления гарантии им оформляется заявка, где должны быть указаны сумма гарантии, цель финансирования, наименование бенефициара, в пользу которого выдается гарантия, срок и согласие на предоставление обеспечения (например, вексель банка, гарантийный депозит, в отдельных случаях может требоваться залог недвижимости или другие виды обеспечения) и т.д. Если принципал обращается в банк, но не имеет расчетного счета в нем, то в заявке указываются общие сведения о клиенте и данные о его финансовом состоянии. К заявке на предоставление банковской гарантии клиент прилагает пакет сопроводительных документов (бухгалтерскую отчетность за два завершенных года и за текущие месяцы текущего года, расшифровки к отчетности, справки о задолженности перед бюджетными и внебюджетными фондами, по налогам и сборам, перед другими кредитными организациями, информацию о кредитной истории, ссудной и просроченной задолженности и т.д.), то есть пакет документов, аналогичный пакету для получения обычного кредита.


Второй этап процесса выдачи банковской гарантии - кредитный анализ, то есть изучение кредитным менеджером деятельности клиента. Сотрудники кредитного подразделения изучают репутацию клиента и определяют его кредитоспособность, анализируют в большей степени опыт работы клиента с банковскими гарантиями, предоставленные им контракты и т.д. Для анализа кредитоспособности клиента используется информация, предоставленная самим клиентом, имеющаяся в распоряжении кредитной организации, и информация третьих лиц.

Третий этап - кредитный менеджер направляет документы для проведения анализа и формирования заключений в юридическое подразделение и службу безопасности банка.

Служба экономической безопасности банка проверяет репутацию заказчика. Юридическое подразделение после получения от кредитного менеджера полного комплекта документов, необходимых для юридического анализа, осуществляет правовой анализ и готовит заключение по кредитной сделке. При этом проводятся: оценка правоспособности принципала; оценка полномочий лиц, заключающих от имени принципала соответствующую сделку с банком; проверка легитимности прав залогодателя по передаче имущества (имущественных прав) в залог банку в обеспечение обязательств принципала перед банком; правовой анализ обеспечения (наличие/отсутствие правовых рисков) в случае, если обеспечением является недвижимое имущество; решение иных вопросов, носящих правовой характер.[22]

Четвертый этап - кредитное представление направляется в риск-подразделение, которое проводит финансовый анализ, анализ бизнес-рисков, анализ риска обеспечения и т.д. По результатам этого анализа риск-подразделение готовит заключение об оценке риска, параметрах резервирования и направляет его в кредитное подразделение для включения в состав документов, выносимых на рассмотрение кредитного комитета (иного уполномоченного органа или лица банка).

Пятый этап - кредитное представление с заключениями соответствующих подразделений выносится на рассмотрение кредитного комитета (иного уполномоченного органа или лица банка), который принимает решение о выдаче гарантии или отказе. В случае положительного решения фиксируются параметры предоставления гарантии, возможные дополнительные требования к обеспечению (например, предоставление клиентом полного покрытия векселем, предоставление поручительства собственника бизнеса), а также при необходимости - сокращение суммы гарантии, увеличение комиссии и т.п.


Далее кредитный менеджер информирует клиента о принятом решении, а в случае положительного решения - о параметрах предоставления банковской гарантии, после чего подготавливает договор о предоставлении банковской гарантии и обеспечительные договоры.

Если говорить о залоге, то по гарантии большинство банков принимают обеспечение аналогично обычному кредиту; ряд банков выдвигают в качестве условия предоставления гарантии предоставление частичного обеспечения (от 30% суммы гарантии и выше).

Шестой этап - принципал и гарант подписывают договор о предоставлении банковской гарантии (гарантий) и (или) обеспечительные договоры (в случае обеспечения гарантии векселем гарант оформляет вексель в залог и подписывает с принципалом акт приема-передачи).

Следует учесть, что до момента выпуска гарантом банковской гарантии (вступления ее в силу) принципал выплачивает гаранту вознаграждение за выдачу банковской гарантии. Сумма вознаграждения выплачивается единовременно или ежемесячно в зависимости от кредитной политики банка и в среднем по рынку составляет от 1 до 4%. Разброс ставок зависит от множества факторов, в первую очередь от предлагаемого залога. Чем выше ставка, тем большая сумма гарантии должна быть не обеспечена залогом. Большинство банков практикуют предоставление гарантий под залог в форме векселя самого банка или гарантийного депозита. Выдача банковской гарантии при предоставлении клиентом всех необходимых документов занимает от 2 до 7 дней.[23]

Комиссионное вознаграждение банку-гаранту. На практике определение суммы комиссионного вознаграждения банку-гаранту за предоставление гарантии подобно тарификации страхования финансовых рисков - она может устанавливаться как фиксированная сумма на определенную стоимость гарантированного обязательства (в зависимости от вида операции по гарантии) или может колебаться в пределах 3 - 6% от стоимости гарантированного обязательства. В целом на сегодняшний день ситуация на рынке тарифной политики предоставления гарантий выглядит следующим образом:

- в одних банках за основу берется ликвидность обеспечения. То есть если выдается рублевая гарантия, то под товарно-материальные ценности в обороте комиссия составляет около 7% годовых, основные средства - около 6%, недвижимость - 5%, ликвидные ценные бумаги - 4%, деньги, то есть векселя банка, - 1 - 3%;

- в других банках стоимость получения банковской гарантии зависит от ее суммы, а также от срока, на который она выдается. Например, на срок до одного квартала (90 дней) - 1% от суммы; до двух кварталов (180 дней) - 2%; до трех кварталов (270 дней) - 3%; до одного года (365 дней) - 4%;


- тарифы на банковские гарантии по госконтрактам зависят от срока контракта, вида работ, финансового положения клиента и начинаются от 1%. Некоторые банки устанавливают тарифы не годовые, а месячные, в среднем они составляют от 0,3 до 0,4%. Ряд банков устанавливают минимальную стоимость банковской гарантии, чаще всего она составляет 20 - 30 тыс. руб.;

- тарифы на банковские гарантии по коммерческим контрактам выше, чем по госконтрактам, и составляют от 2,5% в год. Если бенефициаром по банковской гарантии является компания, входящая в топ-100 компаний России, тариф может быть ниже.[24]

Таким образом, стоимость гарантийных финансовых услуг зависит: от уровня их риска; платежеспособности и надежности должника; срока действия гарантии; кредитного рейтинга клиента в банке; расходов на сопровождение обязывающей услуги; обеспеченности залогом имущества и т.п.

2.2 Выдача, исполнение и прекращение обязательств по банковской гарантии

Выдача банковской гарантии происходит на основании договора о предоставлении банковской гарантии, заключаемого между банком-гарантом и принципалом.

Рассмотрим пример наглядного текста банковской гарантии, выданной на цели надлежащего исполнения обязательств по контракту.

 ПРИМЕР

Филиал ОАО «Банк “Капитал плюс”», именуемый в дальнейшем Гарант, в лице директора филиала Иванова И. И., действующего на основании Доверенности № 12345, настоящим сообщает — ему известно о том, что ООО «Лесоруб», именуемое в дальнейшем Принципал, признано победителем открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на расчистку территории от лесорастительности на территории строительства автодороги Краснокаменск–Зеленогорск, проводимого ООО «Дорожник», именуемым в дальнейшем Бенефициар, по результатам которого между Принципалом и Бенефициаром заключается контракт (далее — Контракт).

Гарант в порядке, определенном настоящей Гарантией, обеспечивает надлежащее исполнение Принципалом своих обязательств перед Бенефициаром по Контракту.

Настоящая Гарантия и обязательства Гаранта по ней вступают в силу с момента ее выдачи.

Настоящим Гарант обязуется выплатить Бенефициару денежные средства в размере, не превышающем 350 000 (трехсот пятидесяти тысяч) руб., в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения письменного требования Бенефициара, содержащего: