Файл: Формы и технологии реализации угроз кадровой безопасности (Анализ кадровой безопасности ООО «СибРегионПромсервис»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления кадровой безопасностью организации
1.1. Понятие кадровой безопасности организации
1.2. Угрозы кадровой безопасности организации
1.3. Способы минимизации ущерба кадровой безопасности
2. Анализ кадровой безопасности ООО «СибРегионПромсервис»
2.1. Общая характеристика ООО «СибРегионПромсервис»
Очевидно, что кадровая безопасность занимает доминирующее положение по отношению к другим элементам системы безопасности компании, так как она «работает» с персоналом, кадрами, а они в любой составляющей первичны [12, с. 75].
Вопрос о том, какое подразделение первично при обеспечении кадровой безопасности, решается однозначно – служба управления персоналом. Следовательно, служба управления персоналом – более важный субъект в кадровой безопасности, чем служба безопасности [14, с. 25].
В определении понятия кадровой безопасности было отмечено, что это процесс предотвращения угроз.
О каких угрозах идет речь? Они представляют из себя негативные воздействия, отрицательно влияющие на состояние кадровой функциональной составляющей экономической безопасности предприятия. Проще говоря, безопасность – это предотвращение убытков. Для этого необходимо проводить постоянную работу по предотвращению угроз, вызывающих эти убытки.
Следует различать внешние и внутренние угрозы. Внешние негативные воздействия – это действия, явления или процессы, не зависящие от воли и сознания работников предприятия и влекущие нанесение ущерба. В свою очередь, к внутренним негативным воздействиям относятся действия (умышленные или неосторожные) сотрудников предприятия, также влекущие нанесение ущерба.
Обратив внимание на небольшой список профильных угроз, мы еще раз убедимся в том, что обеспечение кадровой безопасности является важнейшей составляющей работы менеджера (директора) по персоналу. Например, внутренние опасности таковы [8, с. 59]:
• несоответствие квалификации сотрудников предъявляемым к ним требованиям;
• недостаточная квалификация сотрудников (это проблема, решить которую обязаны кадровики);
• слабая организация системы управления персоналом;
• слабая организация системы обучения;
• неэффективная система мотивации (разрушение лояльности и увеличение ущерба от бездействия, саботажа);
• ошибки в планировании ресурсов персонала;
• снижение количества рационализаторских предложений и инициатив;
• уход квалифицированных сотрудников;
• сотрудники ориентированы на решение внутренних тактических задач;
• сотрудники ориентированы на соблюдение интересов подразделения;
• отсутствие или «слабая» корпоративная политика;
• некачественные проверки кандидатов при приеме на работу.
Менеджеры по персоналу могут продолжить этот список, проанализировав состояние кадровой работы с точки зрения безопасности как безубыточности трудовых отношений на предприятии [17, с. 9].
Добавим примеры внешних опасностей [18, с. 123]:
• условия мотивации у конкурентов лучше (нетрудно спрогнозировать уход специалистов к конкурентам – это угроза, влияние на которую имеет HR-менеджер);
• установка конкурентов на переманивание;
• давление на сотрудников извне;
• попадание сотрудников в различные виды зависимости;
• инфляционные процессы (невозможно не учитывать при расчете заработной платы и прогнозировании ее динамики).
Бесспорно, все эти негативные воздействия внешней среды оказывают влияние на процессы внутри предприятия в целом, на его безопасность по кадровой составляющей [18, с. 123].
Рассмотрим анализ зависимости кадровой безопасности от реализации бизнес-процессов в управлении персоналом [7, с. 79].
1. Найм. Под этим словом понимается целый комплекс мер безопасности при приеме на работу и прогнозирования благонадежности. Здесь работает формула – «как примете на работу, такие люди у вас и будут работать» или «скажите мне, как вы принимаете на работу, и я скажу, какие у вас проблемы». В условное наименование фактора «найм» входит рассмотрение вопросов безопасности компании на таких этапах в работе менеджера по персоналу, как поиск кандидатов, процедура отбора, документальное и юридическое обеспечение приема на работу, испытательный срок и даже адаптация. Добавим также процедуры безопасности в деятельности кадровиков при подготовке аттестации, при планировании обучения.
2. Лояльность. В одном слове – комплекс мер по установлению позитивных отношений работников к работодателям. От того, кем воспринимает себя сотрудник предприятия, заменимым «винтиком» или уважаемым передовиком производства, – действительно зависят и проблемы предприятия. В эту составляющую работы по предотвращению угроз безопасности традиционно вкладывается мало средств [17, с. 9].
Однако экономя на этом, предприятие вынуждено будет затратить еще больше ресурсов на мероприятия следующего, третьего блока.
3. Контроль – представляет собой комплекс мер из установленных для персонала, в том числе для администрации, регламентов, ограничений, режимов, технологических процессов, оценочных, контрольных и других операций, процедур безопасности. Этот комплекс непосредственно нацелен на ликвидацию возможностей причинения ущерба и отрабатывается службой безопасности или другими подразделениями, но в меньшей степени службой персонала [17, с. 9].
При этом отметим, что работает принцип «компенсации недостаточности внимания» к отдельным факторам. Прием на работу не был осознан и определен как часть системы безопасности, обеспечение лояльности персонала не стало отдельным бизнес-процессом организации – серьезные ресурсы будут потрачены на контроль, выявление и расследование убытков [18, с. 123].
Таким образом, кадровая безопасность, являясь элементом общей безопасности компании, нацелена на такую работу с персоналом, на установление таких трудовых и этических отношений, которые можно было бы определить как «безубыточные». Вся эта деятельность не является отдельным направлением в функционале менеджера по персоналу, а лишь органично вписывается в него. И здесь фактически не привлекаются какие-либо дополнительные ресурсы при условии, что в компании присутствуют все этапы организации и управления персоналом [19, с. 23].
С точки зрения безопасности в подходе к трудовому взаимодействию существует нюанс – каждый кандидат на вакансию, каждый работник предприятия должен ежеминутно рассматриваться, в том числе, и как источник риска, источник потенциальной угрозы. И не только в части умышленного нанесения ущерба и в отношении опасности причинения убытков, связанных с низкой квалификацией, но и наоборот – с невозможностью применить высокий профессионализм; с недовольством своей работой и условиями труда; с отсутствием четко и однозначно закрепленных юридических правоотношений; с неадекватной оценкой результатов труда; со слабым прогнозированием и контролем благонадежности и т.д. В этих вопросах практически всегда организация имеет убытки. Чем же характеризуется деятельность службы персонала, приводящая к убыткам, т.е. к потерям экономического характера, а следовательно – к нарушениям системы экономической безопасности? Ведь хорошо известно, что цель не только предприятия в целом, но подразделений и сотрудников – получение дохода. Утверждаем, что если есть ущерб в части кадровой безопасности, менеджер по персоналу не справляется с задачей обеспечения кадровой безопасности предприятия [19, с. 23].
1.2. Угрозы кадровой безопасности организации
При решении проблем обеспечения безопасности организации важную роль играет изучение рисков и угроз, которые могут исходить от персонала организации и в его адрес [20, с. 71].
В этой связи актуальной задачей является рассмотрение сущности и содержания угроз кадровой безопасности, что позволяет комплексно представить внешнюю и внутреннюю среду организации, выявить и сгруппировать факторы деструктивного характера, имеющие отношение к персоналу организации, и на этой основе разработать методические подходы к обеспечению ее кадровой безопасности [1, с. 117].
Анализ экономической литературы по данной проблеме показывает, что российские исследователи к числу кадровых относят достаточно широкий спектр угроз. Так, Д. А. Кузнецов в качестве угроз кадровой безопасности рассматривает низкую благонадежность персонала, делинквентное и девиантное поведение сотрудников, неблагоприятный социально-психологический климат, низкую лояльность персонала, ошибки в подборе персонала, отсутствие высокой корпоративной культуры [16, с. 380]. К угрозам, исходящим от сотрудников, Г. К. Копейкин, В. К. Потемкин относят нарушения порядка использования технических средств, создающие условия для несанкционированного доступа к конфиденциальной информации; нарушение установленного режима сохранности сведений конфиденциального характера и безопасности; нарушение установленного порядка финансовой отчетности в организации; преступные и иные противоправные действия по личным мотивам или в интересах третьих лиц [12, c. 65]. К угрозам безопасности фирмы М. И. Королев причисляет преднамеренные действия и ошибки сотрудников, а также преступные действия персонала из-за низкого профессионализма и недобросовестности [14, с. 25].
Как следует из приведенного анализа, современное понимание кадровых угроз достаточно размыто, зачастую авторы ставят знак равенства между опасностью и кадровой угрозой, а в качестве последних рассматривают также условия (факторы), провоцирующие возникновение угроз кадровой безопасности организации.
Для уточнения содержания исследуемого понятия необходимо обратиться к изучению сущности угрозы безопасности. Анализ ее определений показывает, что в них так или иначе отражается возможность нанесения ущерба, вреда некоему субъекту, его интересам. При этом наиболее часто понятие «угроза» ассоциируется с опасностью [13, с. 59].
Так, В. В. Водянова рассматривает угрозу безопасности предприятия как совокупность условий и факторов, создающих опасность его жизненно важным интересам [4, c. 25].
В. И. Ярочкин считает, что угроза безопасности — это опасность на стадии перехода из возможности в действительность, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим [32, c. 42]. М. И. Королев рассматривает внешние угрозы как фиксируемые фирмой экзогенные факторы потенциально негативного действия [15, c. 36].
По мнению А. А. Прохожева, определение угрозы через опасность достаточно точно отражает объективную сущность рассматриваемого явления [25, с. 75]. Вместе с тем, отождествлять угрозу с опасностью не верно. Как отмечает М. Ф. Гацко, общим в содержании угрозы и опасности является их возможность причинить ущерб, а отличия заключаются в характере, содержании субъектно-объектных отношений, а также в степени готовности субъекта к причинению того или иного ущерба. В отличие от угрозы опасность носит гипотетический, часто безадресный характер, ее субъект и объект явно не выражены. Кроме этого опасность отличает возможная, мнимая готовность к нанесению ущерба, тогда как угрозу — реальные (явные) намерение и возможность его причинения [5, c. 25–26].
Исходя из проведенного анализа, можно заключить, что угроза безопасности носит конкретный, адресный характер, имеет субъект и объект угроз, а также выраженную направленность (нанесение ущерба).
Как отмечает В. И. Королев, субъекты угроз безопасности обладают возможностью деструктивной активности в отношении объекта безопасности и являются причиной возникновения опасной ситуации, которые представлены следующими элементами, по- рождающими данные типы угроз:
– носители угроз, в качестве которых могут выступать физические лица и социальные группы, формальные и неформальные структуры;
– источники угроз природного и техногенного характера, явлений и процессов [14, с. 25].
При этом деструктивный (разрушающий) потенциал угроз может быть более мощным в силу ассоциированного взаимодействия и взаимного усиления его источников — конкурентов, групп влияния и др. [15, с. 83].
Изучение сущности субъектно-объектных отношений кадровой безопасности (рис. 3–4) позволяет заключить, что в их основе лежат угрозы безопасности, реализуемые субъектом угроз по отношению к объекту безопасности, которыми выступают ресурсы организации (материальные, человеческие, информационные и т. д.). При этом персонал организации может выступать одновременно и как субъект, и как объект угроз, а это значит, что угрозы кадровой безопасности носят двухвекторный, встречный характер [15, с. 83].
При рассмотрении персонала в качестве субъекта угроз (см. рис. 3) объектом безопасности выступают ресурсы работодателя (информационные, интеллектуальные, материальные и пр.). В этом случае субъектом угроз кадровой безопасности могут быть не только работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем. Обоснованным представляется включение в их состав соискателей вакантной должности, а также бывших работников организации. Бывший работник, затаивший чувства обиды, раздражения и жажды мести, после увольнения может предпринять действия, направленные против компании: оспаривать решение руководства компании в суде, публиковать или распространять негативную информацию о деятельности компании, готовить физическую расправу над лицами, которых он считает виновными в своих проблемах, уничтожать документы, необходимые для продолжения работы компании, передавать важную информацию конкурентам и т. п [14, с. 27].
В некоторых случаях вред организации могут нанести и соискатели вакантной должности. Зачастую «псевдосоискатели» могут быть представителями конкурирующих организаций, криминальных структур, хедхантерами [5, с. 25].