Файл: Управление рентабельностью на предприятии (Рентабельность как важнейший показатель финансово-хозяйственной деятельности предприятия).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Рентабельность как важнейший показатель финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.2. Особенности управления и расчета рентабельности
Глава 2. Повышение уровня рентабельности предприятия
2.1. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и уровень рентабельности
Введение
Переход экономики России на рыночные отношения и связанные с этим процессы формирования многоукладного хозяйства на основе разных форм собственности, становления и развития инфраструктуры рынка и его хозяйственного механизма коренным образом изменили экономическую, информационную и правовую среду функционирования предприятий. Эти изменения затронули все стороны деятельности предприятий.
Предприятия получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда и несут всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия. В таких условиях благополучие и коммерческий успех предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность.
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.
Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является прибыль. Прибыль - важнейшая категория рыночных отношений, ей присущи три функции:
- экономического показателя, характеризующего финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия;
- стимулирующей функции, проявляющейся в процессе ее распределения и использования;
- одного из основных источников формирования финансовых ресурсов предприятия.
Актуальность темы работы в том, что для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли, для более объективной оценки необходимы относительные показатели, отражающие эффективность деятельности предприятии, основным из которых является рентабельность. Увеличение рентабельности в этой связи является первостепенной задачей предприятия. Именно поэтому так важен анализ факторов, оказывающих влияние на величину рентабельности и определение путей ее увеличения на предприятии.
Целью написания данной работы является изучение управления рентабельностью на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить понятие рентабельности и ее сущность;
- рассмотреть особенности управления и расчета показателей рентабельности;
- выявить экономические факторы, влияющие на величину прибыли и уровень рентабельности;
- определить источники резервов повышения рентабельности.
Объект исследования: рентабельность предприятия.
Предмет исследования: управление рентабельностью.
Теоретической базой стали исследования отечественных и зарубежных экономистов, среди которых такие авторы как Баканов Н.А., Волкова О.Н, Донцова Л. В., Ефимова О.В., Ковалев В.В., Мизес Л, Никифорова Н.А., Стоянова Е.С., Шеремет А.Д., и др.
Методы исследования: системный анализ, обобщение, индукция и дедукция.
Исходя из поставленных задач, определилась структура работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1.Рентабельность как важнейший показатель финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.1. Сущность рентабельности
Рентабельность – это категория, которая характеризует полученный доход. Так как доход может принимать неодинаковые формы, то рентабельность может рассматриваться в разных значениях. В широком смысле рентабельность отражает любой доход, получаемый в хозяйственной деятельности человека. В более узком понимании рентабельность проявляется в прибыльности. Иначе говоря, если предприятие получает прибыль, то оно рентабельно[1].
Рассматривать экономическую систему можно на двух уровнях: на микроэкономическом и макроэкономическом. Соответственно, можно выделить два вида рентабельности – рентабельность на микро- и рентабельность на макроуровне. Микроэкономику интересуют явления на уровне отдельных хозяйствующих структур. Отсюда рентабельность, рассчитываемая на микроэкономическом уровне, характеризуется доходностью – прибыльностью этих структур. В советской экономической литературе она называлась хозрасчетной, а в условиях функционирования рыночной экономики – коммерческой. В понятии хозрасчетной рентабельности увязываются понятия рентабельности и хозрасчета. Хозрасчет являлся главной формой деятельности различных подразделений общественного производства при социализме, функционирующих на принципах самоокупаемости, оперативной хозяйственной самостоятельности, возмещения всех затрат труда на производство продукции, материальной заинтересованности и ответственности, контроля рублем. Использование этих принципов означает, что прибыль как денежная форма стоимости прибавочного продукта является показателем рентабельности производства при функционировании товарно-денежных отношений и хозрасчетного ведения хозяйства в условиях, когда его контролируют, направляют, регулируют[2].
Хозрасчетная рентабельность по своему содержанию похожа на коммерческую рентабельность, особенности которой рассматривались Л. Мизесом. Но между ними есть различия. Хозрасчетная рентабельность как научная категория присуща плановой экономике, где ее величина прогнозируется, а рост и необходимость связаны с решением основной задачи социализма – повышением уровня удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся. Коммерческая же рентабельность отражает возможность получения предпринимательской прибыли в условиях свободной конкуренции, господства частной собственности, полной самостоятельности хозяйствующих единиц, отсутствия централизованного управления экономикой[3].
Макроэкономика – это система экономических явлений на уровне национальной экономики. Она проявляется через совокупность составляющих ее взаимосвязанных рынков. Первые дефиниции относительно рентабельности на макроэкономическом уровне появились в середине 30-х годов XX в. в СССР. Здесь она определялась в работах таких авторов, как Д. Андрианов, О. Макиевский, И. Филиппов, которые исходили из необходимости учета задач, решаемых социалистическим обществом. Согласно взглядам этих авторов, хозяйственная деятельность в условиях планомерности должна обеспечить рентабельность как отдельного предприятия (отрасли), так и народного хозяйства в целом. Исходя из этого, «рентабельным считалось такое предприятие, которое покрывает свои расходы и получает прибыль, а также своей продукцией обеспечивает рентабельную работу других предприятий. Рентабельность такого предприятия и будет народнохозяйственной»[4].
Теперь обратимся к рентабельности, получаемой в условиях коммерческого расчета. Такую рентабельность рассматривал Л. Мизес. Он, имея ее в виду, полностью отрицал возможность существования народнохозяйственной рентабельности: «…долгосрочный результат – это исчезновение предпринимательских прибылей и убытков; краткосрочные результаты представляют собой предварительный этап этого процесса», в них появляются и исчезают прибыли и убытки. «Конечным источником, – добавлял он, – предпринимательской прибыли и убытка является неопределенность будущего соотношения спроса и предложения. Если бы все предприниматели были в состоянии точно спрогнозировать будущее состояние рынка, не было бы ни прибылей, ни убытков». Следовательно, прибыль может существовать только в нестабильной экономике, соответственно, рентабельным производство может быть только в краткосрочный период времени. Что касается народнохозяйственной рентабельности, то, судя по высказываниям Л. Мизеса, она всегда должна равняться нулю[5].
Однако в коммерческой рентабельности отражаются частные показатели прибыли отдельных предприятий, а в народнохозяйственной используются агрегированные показатели по всему народному хозяйству.
Таким образом, с развитием экономики все большее распространение получают именно агрегированные показатели, которые учитывают не только экономику отдельных стран, но и мировое хозяйство. Причем именно агрегированные показатели приобретают в рыночной экономике все большее значение, поскольку требуется более тщательный анализ тенденций и возможностей развития экономики различных стран. А это означает, что экономическая наука должна вернуться к анализу хозрасчетной и народнохозяйственной рентабельности, народнохозяйственной эффективности – понятиям, которые еще совсем недавно рассматривались советскими экономистами. Значение этих показателей в условиях рыночной экономики возрастает, поскольку рыночная экономика характеризуется наличием крупных диспропорций. Расчет и регулирование хозрасчетных и народнохозяйственных показателей рентабельности поможет уменьшить глубину диспропорций, кризисных спадов, приведет экономику страны к стабильному экономическому развитию.
1.2. Особенности управления и расчета рентабельности
Понятие рентабельности и ее виды можно определить следующим образом. Она включает такие крупные группы: рентабельность продукции, капитала и собственно производства[6].
Рентабельность производства выделяют общую и расчетную. Общая - означает отношение прибыли от продаж к стоимости (среднегодовой) основных фондов и оборотных средств. Расчетная – представляет отношение прибыли от продаж за вычетом фиксированных платежей, платы за фонды и банковские кредиты к стоимости (среднегодовой) основных фондов и оборотных средств.
Рентабельность продукции рассчитывается как отношение прибыли, полученной от реализации продукции, к себестоимости продукции, а также к себестоимости за исключением прямых материальных затрат.
Рентабельность капитала определяется отношением результата текущей деятельности за определенный отрезок времени (прибыль от продаж) к имеющимся у предприятия основным и оборотным активам (средствам)[7].
Каждое предприятие заинтересовано в повышении рентабельности. Основными факторами этого являются повышение качества производимой продукции, снижение себестоимости и потерь трудовых и материальных ресурсов, более продуктивное использование оборудования и др. Для повышения рентабельности необходимо совершенствовать хозрасчетные отношения на предприятии, соблюдать режим разумной экономии. Особенно это важно при переводе на условия самофинансирования.
Для повышения рентабельности предприятия прибегают к таким мероприятиям как увеличение объемов производства и сбыта продукции, улучшение качества продукции, внедрение научных и технических разработок, совершенствование ценообразования и системы управления производственными процессами, повышение рациональности использования ресурсов на основе совершенствования системы расчетно-платежных отношений и взаимных расчетов. Возможности реализации этих направлений должны постоянно анализироваться специалистами предприятия.
Понятие рентабельности определяет качественный показатель эффективности работы производства, он демонстрирует уровень отдачи осуществленных затрат и показывает степень использования вложенных в производство средств и в ходе реализации продукции.
Расчет рентабельности производится с использованием системы показателей: рентабельности продукции, продаж, производства, собственных средств, долгосрочных финансовых вложений, инвестиций, активов. Эти показатели используются в анализе хозяйственной деятельности для определения путей повышения эффективности главных направлений работы предприятия. Отдельные показатели используются для определения кредитоспособности заемщиков.
Уровень рентабельности предприятия – это отношение валовой прибыли к сумме основных и оборотных фондов, которые находятся в распоряжении предприятия[8].
Бизнес включает множество экономических категорий и показателей. Успешность предпринимательства определяет высокая рентабельность.
Рентабельность считается, по общим правилам, относительным показателем эффективности бизнеса. Как экономическая категория объективно рентабельность характеризует только доходность бизнеса, финансовый результат его экономической деятельности.
Она способна отражать продуктивность использования в предпринимательстве трудовых, материальных (в том числе и денежных) ресурсов, а также натурального сырья.
Коэффициент рентабельности может быть рассчитан как отношение прибыли бизнеса к его активам, ресурсам (потокам), которые формируют доход[9].