Файл: Управление рентабельностью на предприятии (Рентабельность как важнейший показатель финансово-хозяйственной деятельности предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такой показатель выражается как в прибыли, приносимой каждой полученной денежной единицей, так и в прибыли, приходящейся на единицу вложенных средств. Конечные показатели рентабельности, в основном, выражаются в процентах. А высокая рентабельность означает, что на единицу вложенных материальных ресурсов (средств) приходится несколько единиц получаемого дохода.

Экономическая значимость показателей (коэффициента) рентабельности в сегодняшних условиях ориентации на рыночные взаимоотношения определяется, во многом, интересом к нему наемных работников (сотрудников), задействованных в конкретном бизнесе, а также интересом контрагентов, государства, потенциальных партнеров, заемщиков, кредиторов.

Повышение уровня рентабельности для бизнеса означает укрепление его финансового и экономического положения, а, следовательно, это информирует предпринимателя о результатах применяемой им тактики (стратегии), а также о целесообразности ее возможной корректировки.

Существует еще такое понятие как максимальная рентабельность, являющаяся основной целевой установкой бизнеса, ориентированного на получение определенного денежного притока в обусловленный планом или иной стратегией период[10].

Достижение высокой рентабельности означает стремление:

- к максимально возможному увеличению рентабельности в торговом обороте либо к ее росту на некоторую величину;

- к снижению трат (расходов) до предельного минимума либо к тому, чтобы существующий уровень издержек не повышался;

- к обеспечению ликвидности, а именно: к тому, чтобы предприниматель в любой момент был в состоянии оплачивать все свои срочные обязательства, а также имел материальный резерв к развитию мощностей (оборотов) бизнеса.

Повышению рентабельности бизнеса способствует следующие мероприятия[11]:

- правильно разработанная маркетинговая политика;

- снижение посреднических услуг, когда предприниматель уменьшает число посредников в получении им товара, беря оставшуюся часть бремени на себя;

- увеличение (ускорение) оборотов активов – достигается путем повышения в общей денежной массе доли заемных средств;

- использования части резервных средств (прибыли) для инвестирования, с уже последующим вложением, после получения сверхприбыли, ее в расширение бизнеса;

- закупать продукцию следует, по возможности, оптом, грамотно рассчитывая возможности собственных продаж, а также находить запасные пути реализации;


- применять правильно разработанную систему скидок, а в бессезонье проводить распродажи;

- при отсутствии покупательского спроса необходимо применять своевременные меры для привлечения их внимания.

Высокая рентабельность достигается при таких объемах деятельности, когда максимальный доход равняется верхним предельным затратам. Главное здесь – активные мероприятия, без которых повышение рентабельности просто невозможно[12].

Анализ показателей рентабельности дает представление об эффективности различных сфер хозяйственной деятельности предприятия. Существует немало различных видов показателей рентабельности. В общем виде они рассчитываются следующим образом:

Показатель рентабельности = Прибыль (чистая, от продаж) / Производственный показатель

В зависимости от того, какой производственный показатель взят для расчета, коэффициент рентабельности характеризует ту или иную область деятельности компании. Например, если для расчета берется чистый капитал, то коэффициент рентабельности будет показывать отдачу такого вида собственных средств, как чистый капитал и то, насколько эффективно осуществляется управление им.

Другие показатели, с помощью которых оценивается эффективность экономической деятельности компании, например, прибыль, носят абсолютный характер, не позволяя проанализировать качество работы компании. Преимущество показателей рентабельности состоит в том, что они позволяют увязать доходы и ресурсы, необходимые для получения этих доходов. А это дает широкие возможности для поиска более выгодных альтернатив[13].

Коэффициент общей рентабельности – самый популярный и востребованный аналитиками. Рассчитывается как соотношение прибыли до налогообложения и суммы выручки от реализации по основному виду деятельности. Данные для расчетов берутся из отчета о финансовых результатах[14]:

КР = стр. 2400 ф.2 / стр. 2110 ф.2 × 100% (1)

где:

стр. 2400 – чистая прибыль или убыток отчетного года,

стр. 2110 формы № 2 = Выручка (нетто) от основных видов деятельности, продажи товаров или услуг (за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных расходов).

Анализ финансовой рентабельности предполагает расчет различных показателей рентабельности. По содержанию их можно объединить в следующие группы:

  1. Коэффициенты рентабельности продаж – показывает, какое количество прибыли приходится на каждый рубль выручки от продажи товаров.
  2. Коэффициенты рентабельности затрат – характеризуют, насколько эффективно компания тратит свои средств. Коэффициент показывает, сколько прибыли дает один рубль затрат.
  3. Коэффициенты рентабельности капитала и его составляющих – показывают, насколько эффективно управление капиталом.

Коэффициенты рентабельности продаж можно рассчитывать по отдельным товарам или по всему ассортименту. Формула расчета имеет вид:

КРП = прибыль (убыток) от продаж / выручка (нетто) от продаж *100%

Для расчета берутся данные строки 050 (прибыль или убыток от продаж, валовая прибыль за минусом коммерческих и управленческих расходов) и строки 010 (выручка) отчета о финансовых результатах.

Коэффициенты рентабельности затрат рассчитываются как соотношение прибыли от продаж и себестоимости[15]:

КРЗ = прибыль (убыток) от продаж / себестоимость * 100% (2)

Для расчета берутся данные строки 029 (валовая прибыль) и 020 (себестоимость проданных товаров, работ, услуг).

Показатели рентабельности капитала в общем виде рассчитываются следующим образом:

КРК = чистая прибыль (убыток) / капитал * 100% (3)

Для расчета может браться валовая прибыль.

Решение о выборе конкретной формулы для оценки эффективности использования капитала зависит от цели анализа. Для примера, если нужно оценить степень отдачи от использования совокупного капитала, формула будет такой:

ККАП = стр. 2100 или 2200 или 2300 или 2400 формы 2 / [(стр. 1700н.г. + стр.1700к.г.)/2] * 100%, (4)

где:

строка 2100 – валовая прибыль,

строка 2200 – прибыль от продаж,

строка 2300 – прибыль до налогообложения,

строка 2400 – чистая прибыль,

строка 1700 – итоговое значение актива баланса.

Для оценки того, насколько эффективно используются те или иные части ресурсов компании, применяются следующие коэффициенты рентабельности: рентабельность чистых активов, текущих активов, собственного капитала, производственных фондов (все они рассчитываются как отношение прибыли и соответствующей суммы активов), а также коэффициент рентабельности активов, который рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой валюте баланса.

Для того чтобы итоговые выводы анализа были обоснованными и достоверными, при проведении анализа следует иметь в виду несколько моментов[16]:

  1. Время. Дело в том, что коэффициенты рентабельности рассчитываются на определенную дату и характеризуют отдачу того или иного вида капитала или затрат за конкретный период. Долгосрочные вложения, которые принесут отдачу не сразу, могут менять значения показателей рентабельности в худшую сторону. Для таких случаев необходим динамический анализ финансовой рентабельности – сравнение показателей рентабельности за различные периоды.
  2. Следует обращать внимание на то, что показатели в числителе и знаменателе выражаются в несравнимых единицах. Например, если речь идет об оценке рентабельности капитала, то числитель - прибыль – отражает результат на текущий момент, в то же время сумма актива является условной, она формировалась в течение определенного времени. Для того, чтобы сделать обоснованные выводы, нужна рыночная корректировка стоимости активов компании.
  3. Риски. Их также нужно брать в расчет, ведь высоких показателей рентабельности можно достичь за счет рискованных действий, приносящих высокую прибыль в краткосрочном периоде, но имеющих не прогнозируемые долговременные последствия. Именно поэтому аналитик делает выводы об эффективности использования капитала или об уровне отдачи тех или иных вложений не только на основе показателей рентабельности, но и на основании анализа коэффициентов финансовой устойчивости, структуры затрат, операционного и финансового рычага[17].

Глава 2. Повышение уровня рентабельности предприятия

2.1. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и уровень рентабельности

Существуют несколько видов экономических факторов, которые влияют на величину прибыли и уровень рентабельности. Это внутренние и внешние факторы[18].

Внутренние факторы воздействуют на размер прибыли с помощью увеличения объема выпуска, качества продукции, цен и реализации продукции, а также с помощью снижения издержек производства и реализации продукции.

Внешние же факторы, в свою очередь, могут оказывать сильное влияние на величину прибыли, но не зависят от деятельности предприятия.

Внутренние факторы бывают производственные и внепроизводственные.

Производственные факторы характеризуют использование средств, трудовых ресурсов, финансовых ресурсов и предметов труда, а также их наличие.

Эти факторы делятся на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли, через количественные изменения объема средств предметов труда, численности персонала, фонда рабочего времени, времени работы оборудования, финансовых ресурсов.

Интенсивные же факторы влияют на получение прибыли через качественные изменения, такие как:

  • повышение производительности оборудования и его качества;
  • использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки;
  • ускорение оборачиваемости оборотных средств;
  • повышение квалификации и производительности труда персонала;
  • снижение трудоемкости и материалоемкости продукции;
  • совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др. Основы экономической теории.

Внепроизводственные  факторы - связаны со снабженческо-сбытовой и природоохранительной деятельностью, социальными условиями труда и быта.

Внешние факторы:

  • конъюнктура рынка;
  • уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы;
  • нормы амортизационных отчислений;
  • природные условия;
  • государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др.[19]

Все вышеперечисленные факторы влияют на прибыль через себестоимость и объем реализуемой продукции. Они взаимосвязаны друг с другом, это проявляется при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности.

Чтобы увеличить прибыль надо увеличить выручку или уменьшить себестоимость. Для этого можно увеличить объемы продаж с помощью ,например, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, увеличением ассортимента, повышения качества, расширения рынков сбыта.

Для уменьшения себестоимости, возможно, стоит выбрать более дешевое сырье и сэкономить на транспортно-заготовительных затратах, выдержать соотношение между ростом заработной платы и производительностью труда, выбрать эффективный метод начисления амортизации, использовать выгодный способ учета поступления выручки[20].

Рентабельность можно назвать одним из важных показателей деятельности предприятия.

Рентабельность - это обобщающий показатель, характеризующий качество работы промышленного предприятия, так как при всем значении массы получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение. Он представляет собой отношение прибыли к производственным фондам или к себестоимости продукции. Показатель рентабельности оценивает расходы на производство и его эффективность[21].

К основным факторам, воздействующим на увеличения уровня рентабельности на предприятиях, относятся:

1. Рост объема производства продукции;

2. Снижение ее себестоимости;

3. Сокращение времени оборота основных производственных фондов и оборотных средств;

4. Рост массы прибыли;

5. Лучшее использование фондов;

6. Система ценообразования на оборудование, здания и сооружения и другие носители основных производственных фондов;

7. Установление и соблюдение норм запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции.

Чтобы увеличить уровень рентабельности нужно систематически внедрять новую технику, оборудование, а также рационально использовать имеющиеся трудовые ресурсы и производственные фонды.

Для оценки эффективности работы предприятия используют абсолютные и относительные показатели.

Для анализа прибыли за определенные годы берут абсолютные показатели. Они рассчитываются с учетом инфляции, для получения более точных результатов.