Файл: Управление рентабельностью на предприятии (Понятие и виды показателей рентабельности).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления рентабельностью на предприятии
1.1. Понятие и виды показателей рентабельности
1.2. Методы управления рентабельностью
2. Анализ управления рентабельностью предприятия ООО «Техно-цепь»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика организации
2.2. Анализ показателей прибыли и рентабельности организации
3. Направления улучшения управления рентабельностью ООО «Техно-цепь»
3.1. Резервы роста рентабельности
Введение
В нынешних условиях большое значение приобретает оценка экономической эффективности деятельности предприятий, в которой заинтересованы все участники хозяйственных отношений. Очевидно, что инвесторы при принятии решений рассчитывают на то, что каждый вложенный в ту или иную компанию рубль, будет использоваться с максимально возможной эффективностью. Поэтому практика управления современными предприятиями показывает, что ключевым фактором, который позволяет с позиции собственника судить об эффективности деятельности предприятия, является показатель рентабельности предприятия.
Управление рентабельностью предприятия является существенным элементом финансового менеджмента и применяется не только для оценки финансового состояния предприятия, но и для принятия управленческих решений. Однако одного умения реально оценивать финансовые результаты недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели. Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в его распоряжении.
Анализ рентабельности предприятия является важнейшей характеристикой экономической деятельности предприятия и финансово-экономического благополучия, обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, расширенного воспроизводства, удовлетворения материальных ценностей и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия, на основе налога на прибыль обеспечивается формирование бюджетных доходов, характеризует степень деловой активности и финансового благополучия.
Сказанное выше позволяет заключить, что данная тема исследований имеет актуальность и практическую значимость, что и послужило основанием для ее выбора.
Целью работы является систематизация теоретических аспектов управления рентабельностью, изучение аналитических сведений практической деятельности ООО «Техно-цепь», а также выявление направлений увеличения рентабельности анализируемого предприятия.
Основными задачами представленной работы выступают:
Объектом исследовании является хозяйственная деятельность ООО «Техно-цепь».
Предметом исследования является управление показателями рентабельности предприятия.
В ходе исследования применялись методические приемы анализа хозяйственной деятельности (способы сравнения, способы измерения влияния факторов при детерминированном анализе и т.п.) совокупности аналитических сведений о деятельности исследуемого предприятия в динамике за 3 года (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, документация экономического отдела). Методы исследования данной работы используют табличные и графические способы выражения информации.
Период исследования 2013-2015 гг.
Информационной базой работы послужила бухгалтерская и финансовая отчетность ООО «Техно-цепь».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
1. Теоретические основы управления рентабельностью на предприятии
1.1. Понятие и виды показателей рентабельности
В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов [1].
По мнению Е.И. Шохина, рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы[2]. Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли.[3]
Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.[4]
Рентабельность – один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг)[5].
Структура показателей рентабельности в общем и целом представляет собой отношение прибыли (как экономического эффекта деятельности) к ресурсам или затратам, т.е. в любом рассматриваемом показателе рентабельности прибыль выступает в качестве одного из составляющих факторов. Исходя из этого, для определения «качества» показателей рентабельности необходимо исследовать «качество» прибыли как количественного показателя, прямо пропорционально влияющего на рентабельность, определив за счет какой (основной или прочей) деятельности получена данная прибыль.[6]
Существует 6 групп рентабельности:
Первая группа показателей показывает соотношение и формирование эффективности функционирования различных сфер экономики. Ее роль заключается в обеспечении социально-экономической ориентации, выбора направлений движения и перелива капитала из малоприбыльных и убыточных сфер в более доходные. Реальный процесс инвестиций строится на механизме расчета средних норм рентабельности предпринимательской деятельности с учетом конкретных специфических особенностей социально-экономического развития того или иного субъекта.[7]
Вторая группа представлена множеством параметров в зависимости от разнообразия используемых ресурсов экономического субъекта.
Третья группа охватывает параметры рентабельности затрат или издержек производства и реализации. Показатели могут быть исчислены применительно к отдельным элементам затрат (потребленные основные средства, материалы, сырье и так далее) и себестоимости в целом. Наибольшее применение получили рентабельность изделия и продукции.[8]
Четвертая группа показателей формируется в зависимости от разновидностей получаемого эффекта-прибыли (убытка). Последняя имеет несколько видов, в том числе: прибыль одного изделия, прибыль выпуска изделия, прибыль товарной продукции, прибыль реализованной продукции, прочая прибыль, прибыль года, чистая прибыль.
Особую роль в финансовом менеджменте играет пятая группа рентабельности, отражающая различные управленческие фазы предпринимательской деятельности: плановую, текущую и заключительную. Наибольшие значение и сложность представляют расчеты плановых показателей. От степени их обоснованности и достоверности зависят как принятие решения о реализации инвестиционных проектов, так и конечные результаты предпринимательской деятельности.[9]
Последняя шестая группа показателей рассчитывается в зависимости от сроков функционирования экономических субъектов: день, неделя, месяц, полугодие, год. Эти параметры необходимы при финансовом анализе состояния и перспектив развития как отдельных сторон, так и предпринимательской деятельности в целом.
Комплексное использование рассмотренных выше параметров рентабельности должно стать неотъемлемой составной частью финансового менеджмента всех экономических субъектов. При этом неотъемлемым условием полноценного анализа рентабельности в современных условиях является компьютерная обработка всех социально-экономических и производственных параметров информационно нормативной системы функционирования организаций.[10]
В.В. Ковалев различает две группы показателей рентабельности:
1) рентабельность как показатель отношения прибыли и ресурсов;
2) рентабельность как отношение прибыли и совокупного дохода в виде выручки от продажи товаров, работ, услуг[11].
О.В. Ефимова представляет группировку показателей рентабельности в соответствии с видами деятельности организации: текущая, инвестиционная и финансовая. Также выделен один обобщающий показатель, который наиболее полно характеризует эффективность деятельности организации - это показатель рентабельности собственного капитала. Показатели, которые выделяются автором в соответствии с видами деятельности, рассмотрены с точки зрения их влияния на обобщающий показатель. В текущей деятельности выделяются такие показатели, как: рентабельность активов, рентабельность оборотных активов, рентабельность продаж и рентабельность расходов. В инвестиционной деятельности выделяются рентабельность инвестиций, рентабельность владения инвестиционным инструментом и внутренний показатель доходности инвестиций. Показатели рентабельности совокупных вложений капитала, цены заемного капитала и эффект финансового рычага (отношение заемного капитала к собственному) составляют третью группу показателей - доходность финансовой деятельности[12].
А.Д. Шеремет выделяет рентабельность активов с детализацией на внеоборотные, оборотные и чистые активы и рентабельность продаж[13].
Г.В. Савицкая говорит о том, что существуют только два типа показателей рентабельности. Благодаря показателям первого типа оценивают рентабельность по отношению к продажам, а показатели второго типа - по отношению к инвестициям и, соответственно, выделяет показатели рентабельности продаж и рентабельности инвестиций[14].
Исходя из определения финансовой деятельности, данного в первой главе настоящей работы, предлагаем следующую группировку показателей рентабельности:[15]
- рентабельность чистых и совокупных активов как один из основных показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации;
- рентабельность оборотных активов;
- рентабельность совокупного капитала;
- рентабельность продаж;
- рентабельность расходов.
Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.
1.2. Методы управления рентабельностью
Учитывая особенности расчета показателя, управление рентабельностью связано с управлением прибылью и управлением базой формирования прибыли.[16]
Так как в расчете любого показателя рентабельности принимает участие прибыль, то основными методами управления рентабельностью предприятия являются:
1. Метод оптимизации затрат.
Для того чтобы эффективно управлять затратами предприятия, руководители принимают меры, которые касаются сокращения затрат на закупку материалов, оплату труда, экспедиционные услуги и прочее. Как правило, расходы на сырье и материалы значительны и очень важны для производства. Руководители держат под контролем, чтобы меры по их сокращению не привели к ухудшению качественных характеристик продукции.[17]
Реальная оптимизация постоянных затрат предполагает сокращение и удержание темпов роста расходов, которые напрямую не влияют на производственный процесс. Подобных результатов добиваются с помощью лимитно-контрольных карт. Это документ, с помощью которого фиксируются данные о расходах того или иного подразделения предприятия по конкретной статье. Для управления постоянными затратами, которые не относятся к основной деятельности, также используется метод проектного управления, где каждое новое изделие рассматривается как отдельный проект со своим бюджетом.[18]
- Метод увеличения объема продаж.
Повышения эффективности продаж добиваются в результате:[19]