Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Содержание и классификация управленческих решений).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
Если, к примеру, при помощи теории игр руководство определяет, что при изменении цен конкуренты не стремятся к тому же, оно, вероятнее всего, должно отвернуться от этого шага, чтобы не угодить в невыгодное положение в борьбе с конкурентами.
Теория игр применяется не так часто, как иные модели. К сожалению, обстоятельства реального мира часто очень сложны, они максимально быстро переменяются, что невозможно точно предугадать, как отреагируют конкуренты на видоизменение тактики фирмы[53]. Так или иначе, теория игр полезна, когда требуется установить требующие учета и наиболее важные факторы в моментах принятия решений в условиях борьбы с конкурентами. Данная информация важна, поскольку разрешает руководству учесть добавочные факторы или переменные, могут воздействовать на ситуацию, и тем самым увеличивает результативность решения.
Поддержание значительного уровня запасов освобождает от потерь, обуславливаемых их дефицитом[54]. Закупка в крупных количествах материалов, которые необходимы для произведения запасов, во многих случаях приводит к минимуму затраты на размещение заказов, так как фирма может получить надлежащие скидки и после этого снизить объем работы с бумагами. Тем не менее эти возможные выгоды перегораживаются дополнительными затратами типа хранение и расходы, выплату процентов, перегрузку, издержки на страхование, потерь, воровство, порча и прочее.
Модель линейного программирования. Используют для установления наилучшего способа разделения дефицитных ресурсов при присутствии конкурирующих потребностей. Линейное программирование, как правило, применяют специалисты штабных подразделений для решения задач связанных с производственными трудностями.
Имитационное моделирование. Описанные ранее модели подразумевают использование имитации в широком смысле, потому что все являются заменителями действительности[55]. Тем не менее, как конкретный метод моделирования, имитация абстрактно обозначает процесс формирования модели и ее экспериментальное использование для определения видоизменений подлинных обстоятельств. Важнейшая идея имитации заключается в применении некоего устройства для подражания реальной системы для того, чтобы заняться изучением и понять ее свойства, характеристики и поведение.
Аэродинамическая труба - для примера физически чувствительной имитационной модели, применяемой для проверки характеристики разрабатываемого самолета и автомобиля[56]. Специалисты и Разработчики по финансам и производству могут разрабатывать модели, которые позволяют имитировать поджидаемый прирост прибыли и производительности в результате использования новой технологии или видоизменения состава рабочей силы и рабочего коллектива.
Имитация применяется в ситуациях, слишком усложненных для математических методов вида линейного программирования[57]. Это может быть связано с чересчур большим количеством переменных, нелегкостью математического рассмотрения определенных зависимостей между высоким уровнем неопределенности или переменными.
Итак, имитация – это часто чрезвычайно практичный способ подстановки модели на место истинной системы или фактического прототипа. Эксперименты на подлинных или прототипах системах стоят крайне дорого и продолжаются долго, а релевантные переменные изредка поддаются изменениям. Экспериментируя на моделях системы, можно устанавливать, как она будет прореагировать на обусловленные изменения или события, в то время когда нет, наличествует возможность надзирать эту систему в действительности[58].
Если последствия экспериментирования с применением имитационной модели доказывает о том, что модификация ведет к совершенствованию, руководитель быть может с большей уверенностью принимать решения о реализации изменений в подлинной системе.
Экономический анализ. Абсолютно все руководители и менеджеры представляют себе имитацию как некий метод моделирования. Тем не менее, некоторые из них никогда не думали о том, что экономический анализ – вероятно максимально распространенный метод – это также один из методов построения модели[59]. Экономический анализ включает в себя большое количество экономических выгод и методов оценки издержек, а также относительную рентабельность деятельности предприятий. Типичная “экономическая” модель основывается на анализе без убыточной деятельности, способе принятия решений с установлением точки, в которой совместный доход равняется с суммарными издержками, то есть точки, в которых предприятие делается максимально прибыльным.
Объемы производства, обеспечивающие безубыточность, представляется возможным рассчитать почти по каждому типу услуги или продукции, если соответствующие издержки удастся определить. Это может быть количество мест в самолете, которые пассажиры должны занять, число посетителей в кинотеатре, объем сбыта нового типа грузовика[60].
В дополнение к моделированию, существует ряд методов, которые способны оказать помощь руководителям в поиске объективных обоснованных решений по выбору из множества альтернативных вариаций той, которая по большей степени способствует достижению поставленных целей.
Платежная матрица. Смысл каждого принимаемого менеджером или руководством решения – это выбор оптимального варианта из нескольких альтернативных вариаций по конкретным определенным заранее критериям. Платежная матрица – это некий метод статистических теории, решений, методов, оказывающих помощь руководителям в выборе конкретного метода из множества вариантов. Он в особенности полезен, когда руководитель обязан установить, какая стратегия в максимальной мере будет содействовать достижению поставленных целей[61]. Платеж представляет собой материальные или денежные вознаграждения или полезность, обнаруживающиеся как следствие конкретной стратегии в совмещении с конкретными условиями. Если платежи представлять в форме матрицы (или таблицы), то у нас получится платежная матрица. Слова “ в совмещении с конкретными условиями ” очень важны, для того, чтобы понять, когда можно оценить и применить платежную матрицу, когда решение, принятое основываясь на ней, скорее всего, будет достоверным[62]. В самом совместном виде матрица обозначает, что платеж зависит от установленных событий, которые фактически происходят. Если этакое событие или состояние природы не происходит на деле, то платеж неминуемо будет другим[63].
Помимо того, руководители должны располагать возможностями для совершения объективной оценки вероятности расчета ожидаемого значения и релевантных событий такой вероятности. Руководители редко имеют полную определенность, но при этом редко действуют в условиях совершенной неопределенности. Почти на всех этапах принятия решений руководителям приходится оценивать возможность или вероятность события. Вероятность обычно определяют объективно, также поступают игроки в рулетку, ставя на четные номера. Выбор их значения может основываться на предшествующие субъективные оценки или тенденции руководителя, который отталкивается из собственного опыта действий в аналогичных ситуациях.
Дерево решений. Это схематическое определение проблемы принятия решения. Так же как и платежная матрица, которая позволяет руководителю учитывать разнообразные направления действий, сопоставить с ними финансовые результаты, откорректировать их в противоречивости с приписанной им возможностью, а затем сравнивать варианты и возможности[64]. Концепция значения, которого ожидают, является неотъемлемой частью способа дерева решений.
Дерево решений обычно подстраивают под трудные ситуации, когда результаты одного решения воздействуют на предшествующие решения. Таким образом, дерево решений можно назвать полезным инструментом для принятия ряда решений.
Многие допущения, от которых отталкивается руководитель, относятся к соглашениям в будущем, над которыми руководители практически не имеют никакого контроля[65]. Тем не менее, такого рода допущения потребны для многих действий касающихся планирования. Понятно, что чем лучше у руководителей получится предсказать внутренние и внешние условия применительно к будущему, тем значительнее шансы на собирание осуществимых и пока еще нереализованных планов.
Прогнозирование. В этом методе применяются как текущие допущения, так и накопленный опыт насчет будущего для последующего определения данного метода[66].
Количественные методы можно применять для предугадывания, когда есть причина считать, что деятельность ранее имела установленную тенденцию, которую можно продолжать в будущем, и когда наблюдающаяся информация достаточна для обнаружения статистических и достоверных зависимостей или тенденций. Помимо того, руководители обязаны понимать, как применять количественную модель, и понимать, что выгоды от принятия более результативного решения должно перекрывать расходы на организацию модели. Пара типичных метода количественного прогнозирования – это причинно-следственное (каузальное) моделирование и анализ временных рядов.
Анализ временных рядов. Иногда его называют проецированием тренда, этот анализ порядком основан на допущении, согласно которому произошедшее в прошлом дает довольно неплохое приближение в оценке грядущего. Анализ временных рядов является методом обнаружения тенденций и образцов минувшего и продления их в грядущее[67]. Данный метод анализа много раз применяется для оценки услуг и спроса на товары, оценки нужды в запасах, прогнозирования структуры и системы сбыта, характеризующегося колебаниями, зависящими от сезонов, а также потребности в кадрах лучшего качества.
Причинно-следственное (каузальное) моделирование. Данный тип моделирования – более математически сложный и хитроумный количественный метод прогнозирования[68]. Он относится к числу тех методов, которые применяются в настоящем. Он применяется в тех ситуациях, где встречается более чем одна переменная. Каузальное моделирование – это возможность предугадывать то, что может произойти в сходных ситуациях, способом исследования статистических зависимостей между иными переменными и рассматриваемыми факторами[69].
Когда руководство не понимает трудный метод, когда количественная модель выходит чрезмерно дорогой или число информации недостаточно, то руководство может, забыв о количественных методах, прибегнуть к качественным моделям прогнозирования. Не смотря на это прогнозирование будущего, реализовывается специалистами, к которым обращаются за помощью руководители. К четырем наиболее распространенным качественным методам прогнозирования относятся жюри, метод экспертных цен, модель ожидания потребителя и совокупное мнение сбытовиков.
Мнение жюри. Данный метод заключается в усреднении и соединении мнений экспертов в возможных сферах. Не классической разновидностью данного метода считается “мозговой штурм”, во время мозгового штурма участники сначала пытаются придумать как можно большее количество идей[70]. Только после прекращения данного процесса некоторые идеи надлежит подвергнуть оценке. Этот метод часто отнимает много времени, но зачастую дает возможность получать более качественный результат, особенно когда предприятие (организация) нуждается в массе новых соединении альтернатив и идей.
Метод экспертных оценок. Данный метод можно представить как процедуру, которая позволяет группе экспертов прийти к взаимному согласию[71]. Специалисты заполняют подробные анкеты по поводу рассматриваемой задачи либо проблемы. Специалисты также записывают и свое мнение о рассматриваемой проблеме или задаче. Каждый специалист затем получает ряд ответов других специалистов, и его просят повторно рассмотреть свой прогноз, в случае если он не сходится с прогнозами других, то его просят объяснить, от чего так произошло. Процедура воспроизводится обычно до четырех раз, пока специалисты не приходят к мнению, с которым все были бы согласны.
Модель ожидания потребителя. Это прогноз, который основывается на результатах опроса проводимого среди клиентов предприятия (организации). В анкетах клиентов просят оценить свои потребности в грядущем, а также просят предъявить новые требования[72]. После сбора всех полученных данным методом данных, реализуется поправки на переоценки и недооценку. Зачастую руководители, исходя из собственного опыта, оказываются в том состоянии, когда могут крайне точно предугадать совокупный вопрос.
Совокупное мнение сбытовиков. Здесь тоже часто опросы предугадывают. Опросы предугадываются торговыми агентами[73]. Торговые агенты очень близко ознакомлены с потребителями и клиентами организации (предприятия). Поэтому торговые агенты могут принимать в свои расчеты недавние действия потребителя и клиента на много быстрее, чем это обычно удается в момент, когда руководители строят новую количественную модель[74]. Помимо этого, торговые агенты в какой-то момент часто могут почувствовать рынок, чем это удастся с методом количественной модели.