Файл: Управление товарооборотом и товарными запасами на предприятии с целью повышения эффективности коммерческой деятельности (Теоретические аспекты управления товарными запасами на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для эффективного управления товарными запасами необходимо обеспечить максимальное соответствие объема, структуры, размещения и движения товарных запасов в целях наращивания товарооборота при минимальных затратах в условиях создания устойчивого ассортимента товаров. Ускорение товарооборачиваемости позволит снизить товарные потери, сократить потребность в банковских кредитах, складских площадях, технологическом оборудовании, а, следовательно, повысить рентабельность торговой деятельности в целом.

Одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности исследуемого предприятия должно быть увеличение товарооборота. Несмотря на то, что данный показатель в динамике за 2016 – 2018 гг. показал стабильный прирост, ООО «СПК Дизайн» обладает резервами для дальнейшего повышения объемов товарооборота, одним из которых является управление процессом обслуживания покупателей в магазинах торговой сети. Реализации этой функции должно уделяться большое внимание в силу ее высокой значимости в обеспечении развития предприятия и повышении эффективности его деятельности. Эффективность этого управления прямо влияет на объем товарооборота, сумму доходов и прибыли, торгового обеспечения его предстоящего развития. Управление процессом обслуживания покупателей определяется рядом условий, выполнение которых в конечном итоге способствует увеличению товарооборота ООО «СПК Дизайн»:

    1. Наличие в магазине широкого и устойчивого ассортимента товаров, обеспечивающего удовлетворение спроса обслуживаемого контингента покупателей.
    2. Применение в магазине прогрессивных методов продажи товаров, обеспечивающих наибольшие удобства и минимизацию затрат времени на совершение покупок.
    3. Предоставление покупателям дополнительных торговых услуг, связанных со спецификой реализуемых товаров.
    4. Широкое использование средств рекламы и информации.
    5. Высокая профессиональная квалификация персонала, непосредственно осуществляющего процесс обслуживания покупателей в торговом зале.
    6. Полное соблюдение установленных правил продажи товаров и порядка осуществления торговли в магазине.

Ускорение оборачиваемости товаров должно является первоочередной задачей для исследуемого предприятия, что будет способствовать:

  • увеличению объема товарооборота и более полному удовлетворению покупательского спроса;
  • уменьшению издержек обращения и соответственно увеличению прибыли ООО «СПК Дизайн»,
  • улучшению финансового состояния предприятия, в связи с ускорением высвобождения средств, вложенных в товар, которые можно направить на расчеты с поставщиками, банком, бюджетом.

Таким образом, для устранения выявленной на исследуемом предприятии проблемы можно предложить два основных решения:

    1. Сокращение закупок тех товаров, которые не пользуются текущим спросом.
    2. Увеличение закупок продукции, которую можно достаточно быстро и выгодно продать.

Кроме того, в качестве резервов повышения эффективности использования товарных запасов на предприятии ООО «СПК Дизайн» можно выделить следующие:

  • внедрение экономически обоснованных норм запаса;
  • широкое использование прямых длительных связей;
  • расширение складской системы материально-технического обеспечения, а также оптовой торговли строительными материалам;
  • комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ на складах;
  • совершенствование системы расчетов;
  • тщательная и своевременная подборка отгружаемой продукции по партиям, ассортименту, отгрузка в строгом соответствии с заключенными договорами.

В качестве путей ускорения товарооборачиваемости
ООО «СПК Дизайн» можно выделить следующие предложения:

  • совершенствование товародвижения и нормализация размещения товарных запасов;
  • полное и ритмичное выполнение планов хозяйственной деятельности;
  • совершенствование организации торговли, внедрение прогрессивных форм и методов продажи;
  • сведение к минимуму запасов хозяйственных материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, инвентаря, спец.одежды на складе.

В основе оптимизации управления товарными запасами
ООО «СПК Дизайн» должно лежать грамотное планирование товарных запасов, которое представляет собой сложный процесс, который включает анализ их состояния и тенденций изменения, обоснование необходимой величины товарных запасов, оценку их с точки зрения соответствия предъявляемым требованиям и осуществление экономических и организационно-технических мер по их поддержанию в соответствии с этими требованиями. При этом ключевыми звеньями в планировании является обоснование рекомендуемой (необходимой) величины товарных запасов в днях и сумме по указанным структурным единицам предприятия, а также расчет норматив товарного запаса в сумме.

Через установление необходимой величины реализуются цели и задачи планирования. Они состоят в определении оптимальной величины товарных запасов, которые должны обеспечить бесперебойную торговлю товарами при наименьших затратах на создание, хранение и управление ими во всех струк­турных единицах предприятия.


Одним из эффективных методов оптимизации управления товарными запасами является применение в компании корпоративной информационной системы, основным преимуществом которой является возможность работы в реальном времени, "прозрачность" и, соответственно, оптимизация бизнес-процессов, возможность прогнозирования результатов деятельности компании, управление компанией на качественно новом уровне.

В итоге можно сделать вывод, что эффективность использования товарных запасов зависит, прежде всего, от умения управлять ими, улучшать организацию торговли, повышать уровень коммерческой и финансовой работы, на что и должны быть направлены усилия исследуемого предприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях рыночной экономики одним из важнейших факторов повышения эффективности работы розничной торговой сети является эффективное управление товарными запасами. Товарные запасы представляют собой товары, находящиеся в сфере товарного обращения. Состояние запасов оказывает определяющее влияние на конкурентоспособность организации, ее финансовое состояние и финансовые результаты.

Объективная необходимость образования запасов связана с характером процессов производства и воспроизводства. Основной причиной образования запасов является несовпадение в пространстве и во времени производства и потребления материальных ресурсов. Товарные запасы служат для того, чтобы ослабить непосредственные зависимости между поставщиком, производителем и потребителем. Наличие запасов позволяет обеспечить производство сырьем, поставляемым оптимальными по размеру партиями, а также проводить переработку сырья в готовую продукцию партиями оптимального размера. 

Размер товарных запасов определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов - одна из важных задач торговых предприятий. При недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий. То есть экономический ущерб наносит как значительное наличие товарных запасов, так и их недостаточное количество.


Управление товарными запасами - необходимый и важный элемент функционирования любого предприятия или организации. Без планирования запасов невозможен нормальный ход процесса продажи, так как в ином случае будут постоянные потери прибыли.

Товарные запасы анализируются в целом по предприятию и по каждой товарной группе по данным оперативного учета, а также бухгалтерской и статистической отчетности. Основной задачей анализа является проверка соответствия фактических товарных запасов установленным нормам и выяснение причин отклонений. На основании данных, полученных в ходе анализа, принимаются меры для нормализации товарных запасов. 

Время обращения товаров показывает, как быстро будет продан товар и как скоро будут возмещены затраты на его производство и обращение. Этот показатель прямо связан с показателями экономической эффективности рыночной деятельности. По его величине судят о том, как долго товар остается в форме запаса, т.е. требует затрат и не приносит отдачи.

Для рассмотрения товарооборота и товарных запасов с практической точки зрения, в курсовой работе был проведен анализ указанных показателей на торговом предприятии ООО «СПК Дизайн» на основании данных его финансовой отчетности, в результате которого были сделаны выводы и даны рекомендации и предложения по оптимизации управления товарными запасами ООО «СПК Дизайн» и предложены пути увеличения товарооборота исследуемого предприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агафонова М. Н. Бухгалтерский учет в оптовой торговле и розничной торговле, документооборот / М. Н. Агафонова. М. : Гросс Медиа, 2014. 704 с.
  2. Агафонова М. Н. Торговля. Настольная книга бухгалтера торгового предприятия / М. Н. Агафонова, - М.: АйСи Групп, 2016. – 960 с.
  3. Альбекхаджиева Р.З. Прогнозирование и планирование в условиях рынка // Наука и просвещение – 2017. – С. 20-21.
  4. Баканов М. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле / М. И. Баканов. – М.: Экономика, 2016. – 352 с.
  5. Виноградова С.Н. Организация и технология торговли. – Мн.: Высш. Школа, 2015. – 479с.
  6. Голиков Е.А. Оптовая торговля / Е. А. Голиков, - М.: Экзамен, 2017. – 210 с.
  7. Громова А. Ю., Пашкина И. Н., Рыхлова Е. А. Оптовая и розничная торговля. Бухучет и налогообложение / А. Ю. Громова, И. Н. Пашкина, Е. А. Рыхлова, - М.: Дашков и Ко, 2015. – 272 с.
  8. Губина Л.М. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2013. – С. 257.
  9. Карзаева Н. Н. Учет товарных операций. М.: Финансы и статистика, 2016. 415 с.
  10. Кривда С. В. Управление товарными запасами в оптовой торговле // Бизнес в законе – 2011. – № 3. – С. 321-323.
  11. Лисицин В.Г. Экономика и организация деятельности торгового предприятия // Современные проблемы экономики и учета – 2012. – С. 101-105.
  12. Магомедов, Ш.Ш. Управление товарным ассортиментом и запасами: учебник для бакалавров / Ш.Ш. Магомедов. – М.: Дашков и К, 2016. – 176 с.
  13. Майорова Л.Н. Логистика в сфере распределения // Хорс – 2012. - №4. – С. 36-41
  14. Мануйленко В.В., Садовская Т.А. Производственно-коммерческая логистика: теория и практика // Финансы и статистика – 2014. – С. 156-163.
  15. Мануйленко В.В., Садовская Т.А. Сущность, виды и функции товарных запасов торгового предприятия // Финансовая аналитика: проблемы и решения – 2012. - №33. – С. 2-11.
  16. Медведева О. В. Экономический анализ в торговых организациях / О. В. Медведева, О. В. Гуденица, С. Н. Гончарова, И. А. Харченко. М. : Феникс, 2015. 376 с
  17. Мельникова Н.А. Пути увеличения оптового товарооборота организаций // Проблемы экономики. - 2015. - № 6. – С. 53-54.
  18. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – С. 512.
  19. Рахимов Т.Р. Экономика предприятий торговли: Учеб. пособие. - Томск: Томский политехнический ун-т, 2012 – С. 359.
  20. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. 7-е изд., испр. Мн. : Новое издание, 2014. 200 с.
  21. Сергеева М.А. О сущности товарооборота оптовых и розничных предприятий // Философия сегодня: материалы второй межвуз. студ. науч. конф. – М.: ВСИ МВД России, 2016. – С. 20-23.
  22. Соломатин А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия.- М.: ИНФРА-М, 2012.- 292с.
  23. Темникова Д.С. Оценка деятельности предприятия розничной торговли  // Теоретические и прикладные аспекты современной науки – 2014. - №1. – С. 106-108.
  24. Фирсов Е.А. Анализ новых тенденций в развитии розничной торговли // Экономика АПК – 2015. – №5. – С. 48-58.
  25. Футанов Л. А. Оптовый товарооборот: учебник для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. 236 с.
  26. Ханануева В.А., Минаева О.А. Организация и технология торговли // Волгоградский гос. технич. ун-т., 2016. – С. 155-157.
  27. Хирон Л. С. Анализ оптового товарооборота: учебник. – М: КноРус, 2016. 544 с.
  28. Щукин, А.Ф. Современные инструменты анализа товарооборота / А.Ф. Щукин // Финансы и кредит. 2016. Т. 5. № 3. С. 165-173
  29. Экономика и организация деятельности торгового предприятия / Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н.Соломатина. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 295 с.
  30. Яковенко С.Н., Смолякова Н.В. Экономический анализ: Учеб. – практ. пособие. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2017. – С. 179.