Файл: Виды и модели «аутсорсинг/инсорсинг» (Аутсорсинг продаж на примере деятельности компании «Форма +»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие и виды аутсорсинга и инсорсинга
1.1 Понятие аутсорсинга и инсорсинга
1.2 Преимущества и недостатки аутсорсинга
1.3 Классификация аутсорсинговых операций. Виды аутсорсинга
Глава 2 Аутсорсинг продаж на примере деятельности компании «Форма +»
2.1 Общая характеристика организации ООО «Форма +»
2.2 Создание отдела продаж на основе применения технологии аутсорсинга в деятельности ООО «Форма +»
Введение
Применение аутсорсинга на Западе началось в конце 80-х годов в сфере информационных технологий, но к настоящему времени практика вывода непрофильных активов распространилась уже достаточно широко, охватив практически все отрасли экономики. Изначально аутсорсинг развивался в таких отраслях как бухгалтерия и юриспруденция. Однако сейчас отраслевой спектр аутсорсинга существенно расширился.
В современных условиях практика аутсорсинга помогает компаниям решить проблемы функционирования и развития в рыночной экономике путем сокращения издержек, ускорения адаптации к условиям внешней среды, улучшения качества продукции и услуг, уменьшения рисков. Компания-заказчик, передавая на аутсорсинг свои второстепенные функции, может сконцентрироваться на тех, которые свойственны именно ее специфике и являются для компании основными, бизнес-образующими. Все вышесказанное определяет особую актуальность данной темы.
Целью данной работы является изучение видов и методик аутсорсинга/инсорсинга. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-охарактеризовать понятие аутсорсинг/инсорсинг;
-дать классификацию и виды аутсорсинга;
-рассмотреть один из видов аутсорсинга на примере реального предприятия.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 Понятие и виды аутсорсинга и инсорсинга
1.1 Понятие аутсорсинга и инсорсинга
Деятельность любого хозяйствующего субъекта невозможна без обязательного выполнения многочисленных функций[1]:
-создание и функционирование системы управления предприятием, в том числе стратегическое и оперативное планирование, реализация планов, план-фактный анализ;
-снабжение, т.е. закупка материалов, комплектующих, полуфабрикатов, необходимых для производства продукции (товаров, работ, услуг);
-производство продукции (товаров, работ, услуг);
-реклама и сбыт готовой продукции;
-обслуживание и ремонт основных производственных фондов;
-транспортное обслуживание, связь, IT;
-ведение бухгалтерского, налогового, управленческого учета;
-правовое обеспечение финансово-хозяйственной деятельности;
-система безопасности, в том числе охрана имущества предприятия, и др.
Обычная практика такова: предприятие своими силами выполняет практически все необходимые функции: правовое обеспечение осуществляет юридический отдел; бухгалтерский, налоговый, управленческий учет ведет бухгалтерия; безопасность и охрану обеспечивает служба безопасности и т.д. Это называется инсорсингом (insourcing - внутренний источник): использование внутренних, а не внешних источников для обеспечения нормального хода производственного процесса.
Однако есть и альтернативный путь - аутсорсинг (outsourcing - внешний источник): предприятие передает определенные функции (или отдельные бизнес-процессы как части функций) самостоятельному хозяйствующему субъекту (далее - аутсорсер), специализирующемуся в соответствующей сфере профессиональной деятельности. Правоотношения между предприятием-заказчиком и аутсорсером основаны на нормах гражданского права, регулирующих договоры подряда и/или возмездного оказания услуг (реже - поставки). Следовательно, отношения между ними характеризуются следующим:
-аутсорсер самостоятельно организует свой "производственный процесс", т.е. планирование, снабжение, выполнение заказа, контроль качества находится в его исключительной компетенции. Предприятие-заказчик принимает только конечный результат, поэтому не вправе вмешиваться в производственный процесс аутсорсера;
-аутсорсер использует при выполнении заданий предприятия-заказчика свои собственные трудовые (всегда) и материальные (как правило) ресурсы;
-исключительно на аутсорсера ложатся риски, связанные с его профессиональной деятельностью, несмотря на то, что работа осуществляется в интересах предприятия-заказчика;
-аутсорсер не зависим от предприятия-заказчика, т.е. отношения между ними равноправные, партнерские.
Эксперты советуют придерживаться следующего правила при выборе между инсорсингом и аутсорсингом.
Ключевые функции, т.е. те, которые непосредственно связаны с производством профильного "продукта" (товара, работы, услуги), а также содержат основные риски для предприятия, целесообразно выполнять собственными силами (оставить на инсорсинге). Реализация обеспечительных, подсобных, вспомогательных функций может быть передана на аутсорсинг. Это относится, например, к таким функциям:
-правовое обеспечение, ведение бухгалтерского и налогового учета, внедрение информационных технологий, обслуживание и ремонт различного оборудования;
-научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, а также внедрение их результатов;
-вспомогательные и обслуживающие производства - организация питания работников, уборка производственных и служебных помещений;
-изготовление и поставка отдельных деталей, комплектующих, полуфабрикатов, использующихся в производственном процессе.
В нашей курсовой работе относительно видов и моделей аутсорсинга/инсорсинга мы будем ориентироваться на понятие аутсорсинга.
На рисунке 1 представлено схематичное понимание аутсорсинга с разных точек зрения[2].
Аутсорсинг
С точки зрения стратегического управления
С точки зрения менеджмента
С точки зрения анти кризисного управления
Аутсорсинг - стратегия управления компанией, а не вид партнерского взаимодействия, он предполагает определенную реструктуризацию производства корпорации и ее связей.
Аутсорсинг - новый прогрессивный метод организации управления деятельностью, который заключается в передаче непрофилюючих функций другим исполнителям с определенным организационно-экономическим и юридическим обеспечением, который практически развивает принцип специализации в системе менеджмента.
Аутсорсинг как и антикризисное управление, чаще всего применяется в компаниях, находящихся в трудном положении.
Рисунок 1 – Понятие аутсорсинга с разных точек зрения
Алгоритм внедрения аутсорсинга может иметь следующий вид (рис.2). Как видно из рисунка, алгоритм применения процесса аутсорсинга включает в себя определение системной цели - общая цель функционирования субъекта на рынке. Относительно аутсорсинга, цели требуют уточнения, поэтому вторым этапом является определение и формулирование локальных целей. К ним относятся: желание сосредоточиться на основных видах деятельности, улучшение качества продукции, потребность в снижении затрат, недостаток опыта и квалифицированного персонала.
После определения конкретных локальных целей определяют сферы и функции деятельности аутсорсера, так как показано на рисунке 2 [3]. Исходя из определения целей, сферы и функций, необходимо сделать стратегический выбор аутсорсера. К наиболее весомых критериев выбора поставщиков услуг следует отнести: надежность (соответствует поставщик всем потребностям уже существующих клиентов), уровень его возможностей (опыт, количество клиентов), гибкость (как быстро может менять методы работы в зависимости от изменения потребностей клиента), возможность экономии (условия предлагает по сравнению с другими аутсорсерами), база навыков (наличие квалифицированного персонала), контроль (может гарантировать поставщик возможность проведения проверок с целью поддержки, защиты и развития компании).
Рисунок 2 – Структурная схема процесса применения аутсорсинга в системе менеджмента предприятия
Если определенные цели, сферы и функции соответствуют существующим направлениям деятельности, тогда не нуждается в их уточнении и улучшении, в противном случае - есть потребность в уточнении функций и в создании подразделений.
Надо заметить, что в данной схеме приведены блок по определению экономической эффективности внедрения аутсорсинга на предприятии, а также его соответствия задачам кадровой политики предприятия и юридического сопровождения.
1.2 Преимущества и недостатки аутсорсинга
В таблице 2 представлены основные преимущества и недостатки аутсорсинга.[4]
Таблица 2
Аутсорсинг: преимущества и недостатки
Преимущества |
Недостатки |
1. Экономичность |
|
1 . Снижение затрат (расходов): - Привлечение аутсорсера дешевле содержания собственной структуры, особенно для второстепенных функций; - Снижение расхода внедрение: новых технологий, повышение производительности технологий; - Снижение операционных расходов: за счет экономии, обусловленной эффектом масштаба и централизацией; - Сокращение численности персонала : ( 1 ) административного, ( 2 ) технического, ( 3 ) обслуживающего персонала; - Возможно снижение трансакционных издержек. 2 . Повышение эффективности основных бизнес - процессов: - Компания получает возможность превратить свои постоянные расходы в переменные (в зависимости от потребностей в обучении , можно варьировать выделенные на него ресурсы ). 3 . Связанный эффект в стороны, выполняет аутсорсинговые заказ: - Эффект масштаба; - Эффект специализации и централизации. 4 . Эффект распределения рисков |
- Возможность роста расходов, в случае передачи на аутсорсинг слишком многих функций и процессов; - Необходимость четкого расчета проектируемых затрат связанных с внедрением и использованием аутсорсинговых систем и экономического эффекта от передачи некоторых операций и функций на сторону; - Расходы на содержание внешней инфраструктуры взаимодействия с поставщиками аутсорсинговых услуг; - Возможен рост трансакционных издержек; - Возможность банкротства аутсорсинговой компании. |
2. Управленческие |
|
Возможность сосредоточения основных ресурсов и внимания на основной деятельности, целях компании и на удовлетворении потребностей клиентов. Возможность высвобождения ресурсов для основного бизнеса и других целей; высвобождение резервного фонда основного капитала. Возможность улучшения управления и контроля операционного управления (аутсорсинговая компания, конечно, использует современные принципы и формы управления и предоставляет эту возможность менеджерам заказчика). Возможность укрепления потенциала роста и устранения ряда ограничений. Возможность устранения ряда проблем с персоналом (отсутствие проблем с отпусками, отсутствием по болезни, опасности внезапного увольнения ключевых сотрудников и т.д.). Возможность упрощения реализации новых деловых, управленческих и технологических операций и обеспечения их немедленного внедрения в структуру организации. |
Возможно снижение ответственности за выполнение конкретных функций менеджментов в связи с их передачей на сторону. Возможны проблемы с децентрализацией бюджетов и управленческих функций. Аутсорсинг может ограничивать управленческую гибкость. Угроза отрыва руководящего звена от бизнес-практики. Обучение чужих специалистов вместо своих (касается также и технологического). Необходимость разработки специализированных требований к компаниям аутсорсерам по надежности и закрытости, а их клиенты, наоборот, должны быть готовы к открытости. |
3. Технико-технологические |
|
Возможность доступа к технологиям и решений более высокого уровня. Возможность использования специализированных функций, для выполнения которых организация не специалистов или ресурсов. Получить доступ к ресурсам, недоступных внутри самой компании. Повысить качество и надежность обслуживания (аутсорсинговая компания в рамках выполнения контракта обеспечивает гарантии и ответственность за качество выполняемых работ). |
Опасность излишней концентрации подобных технологических бизнес-процессов в одних руках. Аутсорсинг может ограничивать технико-технологическую гибкость. |
4. Институциональные |
|
Отсутствие институализации операций аутсорсинга на национальном рынке расширяет возможные характеристики инструментария и особенности его использования для всех участников. |
Отсутствие законодательного определения и регулирования процессов аутсорсинга: утечка конфиденциальной информации; не учитываются возможные негативные последствия использования нематериальных активов; осложняется осуществление операций международного аутсорсинга; возможно несоблюдение договорных отношений. |
1.3 Классификация аутсорсинговых операций. Виды аутсорсинга
В таблице 3 представлена классификация аутсорсинговых операций.
Таблица 3
Класификация аутсорсинговых операций
№п/п |
Отличительные классификационные признаки |
Виды |
---|---|---|
1. |
Применительно к внешней среды функционирования компании |
- Внешний (операции выносятся за рамки единой социально -экономической системы); - Внутренние. |
2. |
Сфера применения |
- Финансовый; - Производственный (технологический); - Маркетинговый; - Информационных технологий; - Юридический (правовой); - Сервисный и др. |
3. |
(функциональная область, как управленческие, так и специальные функции) |
- Локальный; - Региональный; - Международный. |
4. |
географический |
Отдельные операции; - Бизнес- процессы (основные и вспомогательные); - Функциональные среды и управленческие функции; - Отдельные переделы (в рамках производственного аутсорсинга) ; - Отдельные подсистемы управления или трансформационные (производственные) ; - Отдельные системы (в плоть до основных : производственной или управленческой) ; - Разделение прав собственности , использования и управления в рамках организационной формы осуществления хозяйственной деятельности , технологического или логистического процесса. |
5. |
Масштаб и форма применения |
- Горизонтальная интеграция (передача дополнительных заказов на сторону) ; - Вертикальная (передача отдельных производственных или управленческих переделов в рамках цепочки создания стоимости на стороны) ; - Сферическая (обслуживающие функции). |
6. |
С точки зрения формирования цепочки создания стоимости |
- Профессиональный (трудовые ресурсы более квалифицированные ) - Производственно - технологический (передовые техника и технология, владение необходимыми производственными возможностями и мощностями) ; - Финансово - административный (более высокая эффективность управленческих технологий, реализации проектов и осуществления трансакций по параметрам времени и стоимости); - Географический (преимущества по стоимости используемых ресурсов) . вынесение на сторону: |
7. |
В зависимости от основного ресурса аутсорсера |
- Реализации бизнес -идей; - Управление функциями; - Управление процессами; - Управление сетями (структурами) ; - Управление знаниями . |
8. |
В зависимости от эффективности выполнения отдельной фазы трансформации бизнеса |
- Разовый; - Периодически повторяющихся; - На постоянной основе. |