Файл: Виды и модели «аутсорсинг/инсорсинг» (Аутсорсинг продаж на примере деятельности компании «Форма +»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Применение аутсорсинга на Западе началось в конце 80-х годов в сфере информационных технологий, но к настоящему времени практика вывода непрофильных активов распространилась уже достаточно широко, охватив практически все отрасли экономики. Изначально аутсорсинг развивался в таких отраслях как бухгалтерия и юриспруденция. Однако сейчас отраслевой спектр аутсорсинга существенно расширился.

В современных условиях практика аутсорсинга помогает компаниям решить проблемы функционирования и развития в рыночной экономике путем сокращения издержек, ускорения адаптации к условиям внешней среды, улучшения качества продукции и услуг, уменьшения рисков. Компания-заказчик, передавая на аутсорсинг свои второстепенные функции, может сконцентрироваться на тех, которые свойственны именно ее специфике и являются для компании основными, бизнес-образующими. Все вышесказанное определяет особую актуальность данной темы.

Целью данной работы является изучение видов и методик аутсорсинга/инсорсинга. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

-охарактеризовать понятие аутсорсинг/инсорсинг;

-дать классификацию и виды аутсорсинга;

-рассмотреть один из видов аутсорсинга на примере реального предприятия.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1 Понятие и виды аутсорсинга и инсорсинга

1.1 Понятие аутсорсинга и инсорсинга

Деятельность любого хозяйствующего субъекта невозможна без обязательного выполнения многочисленных функций[1]:

-создание и функционирование системы управления предприятием, в том числе стратегическое и оперативное планирование, реализация планов, план-фактный анализ;

-снабжение, т.е. закупка материалов, комплектующих, полуфабрикатов, необходимых для производства продукции (товаров, работ, услуг);

-производство продукции (товаров, работ, услуг);

-реклама и сбыт готовой продукции;

-обслуживание и ремонт основных производственных фондов;

-транспортное обслуживание, связь, IT;

-ведение бухгалтерского, налогового, управленческого учета;


-правовое обеспечение финансово-хозяйственной деятельности;

-система безопасности, в том числе охрана имущества предприятия, и др.

Обычная практика такова: предприятие своими силами выполняет практически все необходимые функции: правовое обеспечение осуществляет юридический отдел; бухгалтерский, налоговый, управленческий учет ведет бухгалтерия; безопасность и охрану обеспечивает служба безопасности и т.д. Это называется инсорсингом (insourcing - внутренний источник): использование внутренних, а не внешних источников для обеспечения нормального хода производственного процесса.

Однако есть и альтернативный путь - аутсорсинг (outsourcing - внешний источник): предприятие передает определенные функции (или отдельные бизнес-процессы как части функций) самостоятельному хозяйствующему субъекту (далее - аутсорсер), специализирующемуся в соответствующей сфере профессиональной деятельности. Правоотношения между предприятием-заказчиком и аутсорсером основаны на нормах гражданского права, регулирующих договоры подряда и/или возмездного оказания услуг (реже - поставки). Следовательно, отношения между ними характеризуются следующим:

-аутсорсер самостоятельно организует свой "производственный процесс", т.е. планирование, снабжение, выполнение заказа, контроль качества находится в его исключительной компетенции. Предприятие-заказчик принимает только конечный результат, поэтому не вправе вмешиваться в производственный процесс аутсорсера;

-аутсорсер использует при выполнении заданий предприятия-заказчика свои собственные трудовые (всегда) и материальные (как правило) ресурсы;

-исключительно на аутсорсера ложатся риски, связанные с его профессиональной деятельностью, несмотря на то, что работа осуществляется в интересах предприятия-заказчика;

-аутсорсер не зависим от предприятия-заказчика, т.е. отношения между ними равноправные, партнерские.

Эксперты советуют придерживаться следующего правила при выборе между инсорсингом и аутсорсингом.

Ключевые функции, т.е. те, которые непосредственно связаны с производством профильного "продукта" (товара, работы, услуги), а также содержат основные риски для предприятия, целесообразно выполнять собственными силами (оставить на инсорсинге). Реализация обеспечительных, подсобных, вспомогательных функций может быть передана на аутсорсинг. Это относится, например, к таким функциям:

-правовое обеспечение, ведение бухгалтерского и налогового учета, внедрение информационных технологий, обслуживание и ремонт различного оборудования;


-научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, а также внедрение их результатов;

-вспомогательные и обслуживающие производства - организация питания работников, уборка производственных и служебных помещений;

-изготовление и поставка отдельных деталей, комплектующих, полуфабрикатов, использующихся в производственном процессе.

В нашей курсовой работе относительно видов и моделей аутсорсинга/инсорсинга мы будем ориентироваться на понятие аутсорсинга.

На рисунке 1 представлено схематичное понимание аутсорсинга с разных точек зрения[2].

Аутсорсинг

С точки зрения стратегического управления

С точки зрения менеджмента

С точки зрения анти кризисного управления

Аутсорсинг - стратегия управления компанией, а не вид партнерского взаимодействия, он предполагает определенную реструктуризацию производства корпорации и ее связей.

Аутсорсинг - новый прогрессивный метод организации управления деятельностью, который заключается в передаче непрофилюючих функций другим исполнителям с определенным организационно-экономическим и юридическим обеспечением, который практически развивает принцип специализации в системе менеджмента.

Аутсорсинг как и антикризисное управление, чаще всего применяется в компаниях, находящихся в трудном положении.

Рисунок 1 – Понятие аутсорсинга с разных точек зрения

Алгоритм внедрения аутсорсинга может иметь следующий вид (рис.2). Как видно из рисунка, алгоритм применения процесса аутсорсинга включает в себя определение системной цели - общая цель функционирования субъекта на рынке. Относительно аутсорсинга, цели требуют уточнения, поэтому вторым этапом является определение и формулирование локальных целей. К ним относятся: ​​желание сосредоточиться на основных видах деятельности, улучшение качества продукции, потребность в снижении затрат, недостаток опыта и квалифицированного персонала.

После определения конкретных локальных целей определяют сферы и функции деятельности аутсорсера, так как показано на рисунке 2 [3]. Исходя из определения целей, сферы и функций, необходимо сделать стратегический выбор аутсорсера. К наиболее весомых критериев выбора поставщиков услуг следует отнести: надежность (соответствует поставщик всем потребностям уже существующих клиентов), уровень его возможностей (опыт, количество клиентов), гибкость (как быстро может менять методы работы в зависимости от изменения потребностей клиента), возможность экономии (условия предлагает по сравнению с другими аутсорсерами), база навыков (наличие квалифицированного персонала), контроль (может гарантировать поставщик возможность проведения проверок с целью поддержки, защиты и развития компании).


Рисунок 2 – Структурная схема процесса применения аутсорсинга в системе менеджмента предприятия

Если определенные цели, сферы и функции соответствуют существующим направлениям деятельности, тогда не нуждается в их уточнении и улучшении, в противном случае - есть потребность в уточнении функций и в создании подразделений.

Надо заметить, что в данной схеме приведены блок по определению экономической эффективности внедрения аутсорсинга на предприятии, а также его соответствия задачам кадровой политики предприятия и юридического сопровождения.

1.2 Преимущества и недостатки аутсорсинга

В таблице 2 представлены основные преимущества и недостатки аутсорсинга.[4]

Таблица 2

Аутсорсинг: преимущества и недостатки

Преимущества

Недостатки

1. Экономичность

1 . Снижение затрат (расходов):

- Привлечение аутсорсера дешевле содержания собственной структуры, особенно для второстепенных функций;

- Снижение расхода внедрение: новых технологий, повышение производительности технологий;

- Снижение операционных расходов: за счет экономии, обусловленной эффектом масштаба и централизацией;

- Сокращение численности персонала :

( 1 ) административного,

( 2 ) технического,

( 3 ) обслуживающего персонала;

- Возможно снижение трансакционных издержек.

2 . Повышение эффективности основных бизнес - процессов:

- Компания получает возможность превратить свои постоянные расходы в переменные (в зависимости от потребностей в обучении , можно варьировать выделенные на него ресурсы ).

3 . Связанный эффект в стороны, выполняет аутсорсинговые заказ:

- Эффект масштаба;

- Эффект специализации и централизации.

4 . Эффект распределения рисков

- Возможность роста расходов, в случае передачи на аутсорсинг слишком многих функций и процессов;

- Необходимость четкого расчета проектируемых затрат связанных с внедрением и использованием аутсорсинговых систем и экономического эффекта от передачи некоторых операций и функций на сторону;

- Расходы на содержание внешней инфраструктуры взаимодействия с поставщиками аутсорсинговых услуг;

- Возможен рост трансакционных издержек;

- Возможность банкротства аутсорсинговой компании.

2. Управленческие

Возможность сосредоточения основных ресурсов и внимания на основной деятельности, целях компании и на удовлетворении потребностей клиентов.

Возможность высвобождения ресурсов для основного бизнеса и других целей; высвобождение резервного фонда основного капитала.

Возможность улучшения управления и контроля операционного управления (аутсорсинговая компания, конечно, использует современные принципы и формы управления и предоставляет эту возможность менеджерам заказчика).

Возможность укрепления потенциала роста и устранения ряда ограничений.

Возможность устранения ряда проблем с персоналом (отсутствие проблем с отпусками, отсутствием по болезни, опасности внезапного увольнения ключевых сотрудников и т.д.).

Возможность упрощения реализации новых деловых, управленческих и технологических операций и обеспечения их немедленного внедрения в структуру организации.

Возможно снижение ответственности за выполнение конкретных функций менеджментов в связи с их передачей на сторону.

Возможны проблемы с децентрализацией бюджетов и управленческих функций.

Аутсорсинг может ограничивать управленческую гибкость.

Угроза отрыва руководящего звена от бизнес-практики.

Обучение чужих специалистов вместо своих (касается также и технологического).

Необходимость разработки специализированных требований к компаниям аутсорсерам по надежности и закрытости, а их клиенты, наоборот, должны быть готовы к открытости.

3. Технико-технологические

Возможность доступа к технологиям и решений более высокого уровня.

Возможность использования специализированных функций, для выполнения которых организация не специалистов или ресурсов.

Получить доступ к ресурсам, недоступных внутри самой компании.

Повысить качество и надежность обслуживания (аутсорсинговая компания в рамках выполнения контракта обеспечивает гарантии и ответственность за качество выполняемых работ).

Опасность излишней концентрации подобных технологических бизнес-процессов в одних руках.

Аутсорсинг может ограничивать технико-технологическую гибкость.

4. Институциональные

Отсутствие институализации операций аутсорсинга на национальном рынке расширяет возможные характеристики инструментария и особенности его использования для всех участников.

Отсутствие законодательного определения и регулирования процессов аутсорсинга:

утечка конфиденциальной информации;

не учитываются возможные негативные последствия использования нематериальных активов;

осложняется осуществление операций международного аутсорсинга;

возможно несоблюдение договорных отношений.


1.3 Классификация аутсорсинговых операций. Виды аутсорсинга

В таблице 3 представлена классификация аутсорсинговых операций.

Таблица 3

Класификация аутсорсинговых операций

№п/п

Отличительные классификационные признаки

Виды

1.

Применительно к внешней среды функционирования компании

- Внешний (операции выносятся за рамки единой социально -экономической системы);

- Внутренние.

2.

Сфера применения

- Финансовый;

- Производственный (технологический);

- Маркетинговый;

- Информационных технологий;

- Юридический (правовой);

- Сервисный и др.

3.

(функциональная область, как управленческие, так и специальные функции)

- Локальный;

- Региональный;

- Международный.

4.

географический

Отдельные операции;

- Бизнес- процессы (основные и вспомогательные);

- Функциональные среды и управленческие функции;

- Отдельные переделы (в рамках производственного аутсорсинга) ;

- Отдельные подсистемы управления или трансформационные (производственные) ;

- Отдельные системы (в плоть до основных : производственной или управленческой) ;

- Разделение прав собственности , использования и управления в рамках организационной формы осуществления хозяйственной деятельности , технологического или логистического процесса.

5.

Масштаб и форма применения

- Горизонтальная интеграция (передача дополнительных заказов на сторону) ;

- Вертикальная (передача отдельных производственных или управленческих переделов в рамках цепочки создания стоимости на стороны) ;

- Сферическая (обслуживающие функции).

6.

С точки зрения формирования цепочки создания стоимости

- Профессиональный (трудовые ресурсы более квалифицированные )

- Производственно - технологический (передовые техника и технология, владение необходимыми производственными возможностями и мощностями) ;

- Финансово - административный (более высокая эффективность управленческих технологий, реализации проектов и осуществления трансакций по параметрам времени и стоимости);

- Географический (преимущества по стоимости используемых ресурсов) .

вынесение на сторону:

7.

В зависимости от основного ресурса аутсорсера

- Реализации бизнес -идей;

- Управление функциями;

- Управление процессами;

- Управление сетями (структурами) ;

- Управление знаниями .

8.

В зависимости от эффективности выполнения отдельной фазы трансформации бизнеса

- Разовый;

- Периодически повторяющихся;

- На постоянной основе.