Файл: Анализ эффективности использования внеоборотных активов (на примере…).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 6488
Скачиваний: 62
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы понятий внеоборотных активов
1.1 Понятие и классификация внеоборотных активов предприятия
1.2 Основные источники формирования информационного обеспечения и задачи внеоборотных активов
1.3 Анализ эффективности использования внеоборотных активов организации
Глава 2. Анализ внеоборотных активов ОАО «Ярославского шинного завода»
2.1. Общая характеристика ОАО «Ярославского шинного завода»
2.2. Анализ эффективности использования внеоборотных активов ОАО «ЯШЗ»
Для отслеживания динамики изменения стоимости и структуры основных средств используются данные балансовой отчетности, горизонтальный и вертикальный методы анализа, которые позволяют определить:
– абсолютное изменение стоимости основных средств;
– относительное изменение или темп прироста.
Для оценки динамики структуры используется горизонтальный метод [7].
В ходе оценки состояния и движения используемых организацией внеоборотных активов используются следующие основные показатели [8]:
1) Коэффициент износа основных средств (КИ):
Киз. = А / ОСн.г.,
где А – сумма начисленной амортизации;
ОСн.г. – стоимость основных средств на начало года.
2) Коэффициент годности основных средств:
Кгод. = 1 – КИ,
Также изучается интенсивность обновления операционных внеоборотных активов в предшествующем периоде с помощью следующих основных показателей:
1) Коэффициент выбытия основных средств, который характеризует долю выбывших основных средств в общей их сумме:
Квыб. = ОСвыб. / ОСн.г.,
где ОСвыб. – стоимость выбывших в течение года основных средств.
2) Коэффициент обновления основных средств, характеризующий долю вновь введенных основных средств в общей их сумме:
Кобн. = ОСввед. / ОСк.г.,
где ОСввед. – стоимость введённых в течение года основных средств;
ОСк.г. – стоимость основных средств на конец года.
3) Коэффициент прироста основных средств, характеризующий прирост основных средств в общей их сумме:
Кприр. = (ОСввед. – ОСвыб.) / ОСн.г..
Далее следует анализ уровня эффективности использования внеоборотных активов, который характеризуется их доходностью (рентабельностью) и оборачиваемостью. Для этого рассчитывают следующие показатели:
1) Коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов:
Кобор. = В / ВА,
где В – выручка от реализации продукции;
ВА – среднегодовая стоимость внеоборотных активов.
2) Рентабельность внеоборотных активов:
Р = П / ВА,
где П – прибыль от реализации продукции [10].
Для проведения анализа эффективности использования основных средств используют совокупность показателей:
1) Фондоотдача – наиболее обобщающий показатель экономической эффективности основных средств.
Фондоотдача рассчитывается по формуле:
Н = В / ОС,
где ОС – среднегодовая стоимость основных средств.
Рост фондоотдачи указывает на повышение эффективности использования основных средств в основной деятельности.
2) Фондоемкость – величина, обратная фондоотдаче, показывает долю стоимости основных средств, приходящуюся на каждый рубль выпускаемой продукции:
Не =ОС / В.
Снижение показателя в динамике характеризует экономию труда, овеществленного в основные средства, участвующие в ходе производства.
3) Рентабельность основных средств – отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных средств ОС:
Р = ПР / ОС,
где ПР – прибыль от реализации.
Рост значения показателей рентабельности в динамике дает понять о повышении уровня эффективности использования основных средств в процессе функционирования [11].
Применение основных средств является эффективным в случае, когда относительный прирост физического объема продукции или прибыли превышает относительный прирост стоимости основных производственных фондов за анализируемый период.
Итоги анализа основных средств необходимо использовать при принятии управленческих решений, связанных с планированием деятельности организации на следующий период [15].
1.3 Анализ эффективности использования внеоборотных активов организации
Одна из основных стратегий любого предприятия – это достижение наилучших результатов деятельности при наименьших затратах.
Большинство предприятий, функционирующих в разных отраслях, рано или поздно сталкиваются с необходимостью объективной оценки своих активов. Для этого в системе анализа финансово-хозяйственной деятельности пользуются методикой анализа эффективности использования внеоборотных активов. Цель данного анализа состоит в исследовании состава имущества организации с точки зрения эффективности его использования для выявления его имущественного потенциала. [3]
Разнообразие видов и элементов внеоборотных активов организации определяет необходимость их первоначальной классификации с целью обеспечения целенаправленного управления ими.
Актив баланса содержит сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении организации. Средства, вложенные во внеоборотные активы организации, постоянно находятся в обороте. Задержка движения средств на любой стадии ведёт к замедлению оборачиваемости вложенных во внеоборотные активы средств, требует дополнительного вложения средств и может вызвать значимое ухудшение финансового состояния предприятия. Достигнутый по итогам ускорения оборачиваемости эффект проявляется в первую очередь в увеличении выпуска продукции, оказании работ, услуг без дополнительного привлечения финансовых ресурсов. Помимо этого, за счёт ускорения оборачиваемости средств, вложенных во внеоборотные активы, происходит увеличение суммы прибыли. Увеличение доходности средств, вложенных во внеоборотные активы, достигается с помощью рационального и экономного использования всех ресурсов, недопущением их перерасхода, потерь на всех стадиях кругооборота.
Таким образом, эффективность использования внеоборотных активов характеризуется их доходностью (рентабельностью) и оборачиваемостью [18].
Глава 2. Анализ внеоборотных активов ОАО «Ярославского шинного завода»
2.1. Общая характеристика ОАО «Ярославского шинного завода»
Процесс строительства Ярославского шинного завода (ЯШЗ) начался в 1930 по 1932 год. В начале Великой Отечественный войны завод обладал единственным в СССР функционирующим производством шин для авиации, артиллерии, танков, автотранспорта. В ночь с 9 на 10 июня 1943 года по итогам крупнейшей для Ярославля бомбардировки завод был полностью разрушен, но уже в конце сентября последствия были ликвидированы, завод восстановлен. По окончанию войны начались работы по техническому оснащению производства.
В 1946—1947 годы освоены новые виды продукции, переоснащены производственные процессы, на многих операциях введён прямой поток (изготовление протекторов, браслетов, брекеров), впервые в СССР осуществлена замена ручной стыковки автокамер механической на специальных стыковочных станках. Было создано бюро конструирования авиационных шин, с этого момента завод становится головным предприятием в СССР по разработке новых конструкций авиашин для всех типов авиатехники.
В 1950-е годы впервые в СССР завод начал производить бескамерные шины (для легковых автомобилей «Победа», «Волга», «ЗИМ», тогда же впервые в СССР конструкторским бюро под руководством П. А. Шаркевича была разработана и создана конструкция бескамерной арочной шины для грузовиков ЗИЛ-150, работающих в условиях бездорожья. С 1954 года организован массовый серийный выпуск сельскохозяйственных шин для трактора «Беларусь». В конце 1950-х — начале 1960-х годов в СССР начался так называемый «шинный кризис», увеличивался простой автотранспорта из-за дефицита шин, и перед организацией встала задача об увеличении выпуска шин и улучшению их качества за счёт автоматизации производства, замены старых конструкций шин на новые. В 1960 году освоено серийное производство шин типа «РС» для автомобиля ГАЗ-51 (высшая цифра пробега — 250 тыс. км), в 1962 — начато производство шин для тракторов Кировского, Харьковского, Белорусского заводов. В 1966 году на заводе выпущена 100-миллионная шина. В 1969 году завод стал поставщиком шин для нового легкового автомобиля «Жигули».
В 1971 году завод получил награду - орден Октябрьской Революции.
В декабре 1981 года на заводе собрана 200-миллионная покрышка. В 1989 году выпущена пробная партия автомобильных шин с металлокордом в конструкции, а в 1990-е годы освоено серийное производство грузовых целиком металлокордных шин.
В 1996 году предприятие акционировано (ОАО «ЯШЗ»), несколько позднее контроль над заводом перешёл к холдингу «Сибур».
В 2006 году завод произвёл 4376 тыс. шин (10,8 % от общероссийского производства), к июню 2007 года завершён инвестиционный проект по увеличению объёма выпуска грузовых целиком металлокордных шин до 370 тыс. штук в год.
В 2011 году шинный дивизион «Сибура» («Кордиант») был выкуплен менеджментом, в следствии чего стал самостоятельной компанией.
В январе 2013 на заводе ликвидировано и переведено в Барнаул единственное в России производство авиационных шин (цех № 31, позднее — «ЯШЗ-Авиа»), уволено около 200 специалистов, в связи с желанием компании «Кордианта» сконцентрироваться только на выпуске шин для легковых и грузовых автомобилей, не обращая внимание на то, что её доля на российском рынке авиашин в 2011 году составляла 18 — 24 %.
В феврале 2013 года директором организации назначен бывший руководитель Кировского шинного завода Валерий Николаев.
2.2. Анализ эффективности использования внеоборотных активов ОАО «ЯШЗ»
Основные экономические показатели ОАО «Ярославского шинного завода» за 2012-2013 годы представлены в таблице 2.1.
Показатели |
2013 |
2014 |
Изменение (+; -) |
Изменение (%) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Объем производства продукции, млн.руб. - в действующих ценах - в сопоставимых ценах |
1173500,8 1399255,2 |
1505943,9 1599369,7 |
332443,1 200114,5 |
128,3 114,3 |
Выручка от реализации продукции (за вычетом налогов и сборов), млн.руб. |
1175533 |
1421364 |
245831 |
120,9 |
Полная себестоимость реализованной продукции, млн.руб. |
888512 |
1176521 |
288009 |
132,4 |
Затраты на производство продукции, млн.руб. - материальные затраты |
889687 659057 |
1218458 924517 |
328771 265490 |
136,9 140,3 |
Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб. |
0,76 |
0,81 |
0,05 |
106,6 |
Прибыль от реализации, млн.руб. |
287021 |
244843 |
-42148 |
85,3 |
Рентабельность реализованной продукции (работ, услуг), % |
32,3 |
20,8 |
-11,5 |
- |
Рентабельность продаж, % |
24,42 |
17,23 |
-7,19 |
- |
Всего начислено налогов, сборов и расходов из прибыли, млн.руб. |
79941 |
74256 |
-5685 |
92,9 |
Чистая прибыль, млн.руб. |
172374 |
141700 |
-30674 |
82,2 |
Производительность труда, млн.руб. |
95,4 |
117,8 |
22,4 |
123,5 |
Среднегодовая стоимость ОС, млн.руб. |
1466166 |
1664421 |
198255 |
113,5 |
Фондоотдача, руб. |
0,8 |
0,9 |
0,1 |
112,5 |
Таблица 2.1 – Таблица составлена на основе данных бухгалтерской отчётности ОАО «ЯШЗ»
По данным таблицы 2.1 видно, что темп роста произведенной товарной продукции в действующих ценах за 2013 год составил 128,3 % в сравнении с предыдущим 2012 годом. Такая динамика означает увеличение объема произведенной продукции в действующих ценах на 332443,1млн. р.
Выручка от реализации продукции возросла всего на 20,9 % в 2013 году, что дает понять о наличии у предприятия проблем с продажей готовой продукции.
В 2012 г. рентабельность реализованной продукции являлась довольно высокой - 32,3%. Уменьшение прибыли от реализации, как следствие влияния финансового кризиса, начиная с сентября 2012 года, при росте затрат по объективным причинам повлекло к снижению рентабельности реализованной продукции в 2013 году до 20,8 %. На данный показатель отрицательное влияние оказало увеличение затрат на производство продукции на 36,9 %.
Выросли затраты на рубль товарной продукции. Если в 2012 году затраты на рубль товарной продукции составили 0,76 рублей, то в 2013 году они увеличились на 0,05 рубля и составили 0,81 рубля на рубль товарной продукции. Такие показатели носят отрицательный характер.
В 2013 году выручка увеличилась в сравнении с 2012 годом не настолько, насколько полная себестоимость реализованной продукции. В связи с чем и произошло уменьшение прибыли от реализации на 14,7 % в сравнении с 2012 годом, что и объясняет сокращение уровня рентабельности реализованной продукции.
Производительность труда на ОАО «ЯШЗ» увеличилась в 2013 году по сравнению с 2012 годом и составляет 117,8 млн. р., что выше предыдущего года на 23,5 %. Этому способствовало изменение двух показателей: увеличение объема производства продукции и увеличение среднесписочной численности работников.
Положительный момент выражается в увеличении эффективности использования основных производственных средств. Об этом говорит рост показателя фондоотдачи. Если в 2012 году на 1 рубль основных промышленно-производственных средств приходилось 0,8 рубля товарной продукции, то в 2013 году эта сумма увеличилась на 0,1 рубля и составила 0,9 рубля.
Таким образом, подводя итоги можно сказать что ОАО «ЯШЗ» является главным поставщиком шин.
Так, наблюдается увеличение в 2013 году по сравнению с 2012 выручки от реализации продукции, но вместе с тем показатели прибыли и, наоборот, уменьшились.
Главной характеристикой финансового состояния организации является платежеспособность, что подразумевает готовность организации своевременно и полно выполнять свои платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера.