Файл: Политика развития персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (Глава 1. Теоретические основы политики развития персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Развитие персонала в системе стратегического развития организации
1.2. Основные этапы развития персонала
1.3. Технологии и методы развития персонала
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Анализ системы управления персоналом и кадрового состава организации
2.3. Оценка эффективности развития персонала организации
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию планирования развития персонала ООО «М.Видео Менеджмент»
3.1. Разработка модели новой системы обучения и повышения квалификации персонала
3.2. Расчет социально-экономической эффективности внедрения разработанных рекомендаций
Введение
Актуальность выбранной темы. Профессиональное развитие персонала в современных условиях является важнейшим фактором успеха любой организации. При меняющихся условиях внешней среды организации, что в целом по-прежнему остается характерной чертой российской экономики, развитие сотрудников определяет не только успех организации, но и ее способность к выживаемости в целом. Квалифицированные кадры всегда были важным стратегическим фактором в деятельности компании. Компании необходим правильный отбор персонала и грамотная система обучения этого персонала, для того чтобы сотрудник был мотивирован, заинтересован и относился к выполняемым обязанностям с ответственностью.
Политика развития персонала представляет собой подготовку сотрудников, состоящую из различных методик обучения, а также технические и материальные средства, которые являются вспомогательными. Система развития персонала подразумевает под собой подготовку сотрудников на территории организации или в специализированных учебных центрах. Обучение, обмен информацией, повышение квалификации и развитие персонала помогает организации подготовить необходимую базу квалифицированных кадров для повышения эффективности деятельности в целом. Очень важно, чтобы новые сотрудники усваивали полный спектр новых знания, необходимых для своей работы. Именно поэтому в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации так важна политикаразвития персонала.
Объектом исследования выступает политика развития персонала организации. Предметом исследования являются структурные элементы, процессы и отношения развития персонала в организации ООО «М.видео Менеджмент».
Целью исследования является совершенствование политики развития персонала организации на примере ООО «М.видео Менеджмент».
Достижение обозначенной цели предполагает решение ряда задач:
1. Изучить теоретические основы политики развития персонала.
2. Провести анализ существующей политики развития персонала в ООО «М.видео Менеджмент».
3. Разработать комплекс рекомендаций по совершенствованию планирования развития персонала ООО «М.видео Менеджмент».
4. Дать оценку экономической эффективности предлагаемых мероприятий.
К основным методам исследования можно отнести следующие методы: анализ и синтез, логический метод, метод аналогий, анкетный опрос.
Структура работы. Курсовая работа содержит введение, три главы, заключение, список источников, приложения. Во введении рассмотрена актуальность работы, научно-теоретическая база, главная цель работы и задачи, посредством которых достигается цель работы, выделен объект и предмет, обозначены методы исследования. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты организации развития персонала. Во второй главе проанализированы особенности развития персонала на примере ООО «М.видео Менеджмент». В третьей главе предложены мероприятия по повышению эффективности планирования развития персонала организации. В заключении подведены итоги всей проделанной работы и сделаны основные выводы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации могут послужить основой реального применения предложенных рекомендаций на практике и получения видимых результатов от их внедрения.
Глава 1. Теоретические основы политики развития персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации
1.1. Развитие персонала в системе стратегического развития организации
В менеджменте «кадровое развитие» — это процесс подготовки сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию должностей, решению новых задач, направленный на преодоление расхождения между требованиями к работнику и качествами реального человека, т.е. речь по большому счету идет об управлении человеческими ресурсами. Поскольку в менеджменте речь о развитии идет как о процессе выполнения производственных функций, то именно в этой связи в бизнесе уделяется большое значение постоянному обучению персонала. Каждая фирма нацелена на то, чтобы быть конкурентоспособной и получить максимально возможную прибыль, Это возможно только в том случае, если все сотрудники будут готовы работать в новых условиях постоянно возникающих в современной экономической ситуации. Для успешного продвижения на рынке менеджеры постоянно задумываются над вопросом «Как можно изменить управление трудовыми ресурсами для получения необходимых возможностей?»[1]. Рано или поздно, задача систематического обучения и развития персонала становится для организации ключевой — к этому подталкивает конкуренция, скорость процессов, высокая мобильность рабочей силы. Как правило, в том или ином виде функция обучения и развития в организации бывает реализована. Фактически мы говорим о том, что в будущем преуспевать будут те организации, которые на всех уровнях управления научатся использовать способность персонала обучаться. С этого момента мы ведем речь о концепции обучающейся организации[2]. Систему развития человеческих ресурсов организации можно представить в виде схемы на рис.1.
Рис.1. Схема развития человеческих ресурсов[3]
Руководство организации должно работать над постоянным повышением потенциала работников, их профессиональным и личностным развитием, поскольку человеческие ресурсы, в отличие от остальных ресурсов организации, с годами только увеличивают свою ценность[4].
Развитие – это процесс, предполагающий изменение материальных и духовных объектов, их усовершенствование.
Развитие персонала (развитие человеческих ресурсов) – это изменение личностных ценностей, которое требует усвоения знаний и навыков. Развитие персонала направлено на повышение качества рабочей силы.
Качество рабочей силы как экономическая категория выражает отношения между индивидом и обществом, работником и работодателем по поводу формирования и развития способностей человека к труду и степени их проявления в производительной деятельности (таблица 1).
Таблица 1 - Соотношение структуры личности и структуры качества рабочей силы
Подструктуры личности |
Элементы подструктур личности |
Элементы качества рабочей силы |
Направленность |
Убеждения, мировоззрения, идеалы, стремления, интересы, желания |
Мотивационная структура |
Опыт |
Привычки, умения, навыки, знания |
Квалификация (знания, умения, навыки) |
Особенности психических процессов |
Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память |
Интеллектуальные свойства Убеждения, мировоззрения, идеалы, стремления, интересы, желания |
Биопсихические свойства |
Демографические характеристики, здоровье |
Система кадрового развития персонала с точки зрения кадрового менеджмента представлена на рисунке 2.
Рис.2. Система развития персонала с точки зрения кадрового менеджмента
С позиции управления цели развития персоналом представлены на рисунке 3.
Приобретение и использование нового оборудования, внедрение современных технологий ведут к изменениям качества и количества выполняемых работ. На выявление потребностей для развития персонала влияют такие факторы, как внешняя среда (потребители, конкуренты, поставщики), интенсивное развитие техники и технологии, приводящее к появлению новых услуг и продукции, изменение стратегии развития организации и возникновение новых задач, создание новой организационной структуры или вида деятельности[5].
Рис.3. Цели системы развития персонала
В связи с этим возникает потребность в дополнительных знаниях, в развитии новых навыков и нестандартных подходах к работе. Подобная тенденция обязывает руководство отправлять работников на обучение и переобучение, чтобы они, ознакомившись с новыми производственными функциями, могли занимать соответствующие должности, решать прежние задачи иным, более эффективным способом, принимать нестандартные решения и т.д. Успех работника будет означать и увеличение кадровых ресурсов организации в целом[6].
Развитие персонала включает следующий комплекс мер: 1) профессиональное обучение; 2) переподготовка и повышение квалификации кадров; 3) ротация; 4) делегирование полномочий; 5) планирование карьеры персонала в организации[7].
Меры по развитию персонала включают: 1) сохранение работоспособности; 2) адаптация персонала к изменяющимся условиям; 3) подготовка сотрудников к выполнению более сложных задач; 4) организация психологической помощи сотрудникам, работающим в условиях повышенных рисков. Принципы и факторы развития персонала представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Принципы и факторы развития персонала[8]
Основные принципы развития персонала |
Факторы развития персонала |
– целостность системы развития, преемственность различных видов и форм развития персонала; – опережающий характер обучения и развития на основе прогноза научно-технического развития и условий развития организации; – гибкость различных форм развития, возможность их использования на отдельных этапах развития; – профессиональное и социальное стимулирование развития человеческих ресурсов; – построение системы развития персонала с учетом конкретных возможностей организации, социально-экономических условий его функционирования |
– серьезная конкуренция на различных рынках в условиях глобализации экономики; – бурное развитие новых информационных технологий; – системное, комплексное решение вопросов управления человеческими ресурсами и всех стратегических задач на основе единой программы деятельности организации; – необходимость разработки стратегии и организационной культуры организации; участие всех линейных руководителей в реализации единой кадровой политики и решения стратегических задач организации; |
Также необходимо отметить, что системы развития персонала действуют в нашей стране сравнительно недавно и, в основном, в крупных компаниях. При этом в последнее время заметна тенденция к увеличению числа компаний, практикующих в своей деятельности профессиональное развитие собственного персонала.
1.2. Основные этапы развития персонала
При формировании системы развития персонала компания может использовать методологию прикладного системного анализа, разработанную М. Армстронгом, которая включает в себя следующие этапы:
1) анализ состояния организации и ее проблем;
2) разработка вариантов «идеализированного» будущего корпорации;
3) разработка средств достижения целей;
4) распределение имеющихся ресурсов (материалов, оборудования, персонала, финансов);
5) планирование внедрения.
На первом этапе в целях анализа состояния организации и ее проблем в части развития персонала, как правило, проводят эмпирическое социологическое исследование для выявления позитивной установки большинства работников предприятия на профессиональное развитие). Как правило, для выявления такой установки в организации проводят анкетирование (социологический опрос). Объем выборочной совокупности составил может быть различным, а выборка может быть квотной по группам должностей (рабочие, специалисты, руководители и пр.)[9].
На втором этапе анализа, согласно избранной методологии, осуществляется разработка вариантов «идеализированного» будущего, в результате которой разрабатывается концепция проекта. Концепция проекта – это его основные положения, представленные в определенной системе.
Назначение концепции – определить конечные цели проекта и выявить возможные пути их достижения. В общем виде систему развития персонала организации можно представить в виде схемы (рис.4)
Третий этап – разработка средств достижения целей. К методам развития персонала обычно относят: методы адаптации новых работников, методы оценки и аттестации накопленного потенциала и фактических компетенций, обучение (в различных организационных формах, включая самообразование), управление карьерой и управление кадровым резервом, методы стимулирования и мотивации труда[10].
Рис.4. Модель системы кадрового развития персонала