Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
Во-вторых, процедуру финансового оздоровления в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" можно рассматривать как процедуру судебной санации, поскольку она применяется с целью восстановления платежеспособности должника[12].
К моменту введения процедуры должник еще не признан судом несостоятельным, у него выявлены признаки несостоятельности, которые в ходе финансового оздоровления могут быть преодолены, а платежеспособность должника подлежит восстановлению.
Платежеспособность должника - юридического лица восстанавливается при сохранении полномочий его органов управления при установлении ограничений по распоряжению принадлежим ему имуществом, т.е. посредством самоуправления. Утверждаемый судом административный управляющий осуществляет контроль за деятельностью неплатежеспособного должника, однако к нему не переходят полномочия по управлению делами должника[13].
Для достижения этой цели разрабатывается план финансового оздоровления, если третьими лицами не предоставлено обеспечение исполнения обязательств должником. При наличии обеспечения гарантия осуществления платежей кредиторам осуществляется за счет имущества обеспечителей, предоставленного ими, или ответственности, которая возлагается на них, если цель процедуры не будет достигнута.
Процедура финансового оздоровления может применяться в совокупности с другой процедурой судебной санации - внешним управлением, в этом случае указанным законом устанавливается общий срок процедур судебной санации. Срок процедуры финансовго оздоровления составляет 2 года[14].
В целом исходя из анализа положений Закона "О несостоятельности (банкротстве)", процедура финансового оздоровления состоит в утверждении определенного финансового плана и графика погашения задолженности на основании решения собрания акционеров и в назначении арбитражным судом административного управляющего.
2.3. Внешнее управление
Как и процедура финансового оздоровления, она по своей сущности относится к типу процедур судебной санации.
Процедура внешнего управления вводится до того, как решением суда должник будет признан несостоятельным (банкротом), то есть, когда он является еще неплатежеспособным и у него недостаточно имущества для удовлетворения требований кредиторов.
Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" дано легальное определение процедуры внешнего управления (абз. 15 ст. 2).
Законодатель выделяет цель введения процедуры - восстановление платежеспособности должника, не указывая иных признаков процедуры внешнего управления
Процедура внешнего управления вводится на срок до 18 месяцев, если ранее не применялась процедура финансового оздоровления. Срок процедуры может быть продлен не более чем на 6 месяцев или сокращен.
Процедура внешнего управления регулируется как процедура судебной санации должника. Законом предусмотрена разработка плана внешнего управления, на основании которого производится санация неплатежеспособного должника.
Утвержденный собранием кредитором план внешнего управления не порождает каких-либо процессуальных последствий в производстве по делу о несостоятельности. Обязанность представить собранию кредиторов план внешнего управления Законом "О несостоятельности (банкротстве)" возложена на внешнего управляющего как специалиста по антикризисному управлению в течение месяца со дня своего утверждения (п. 1 ст. 106 Закона "О несостоятельности (банкротстве)"). План подлежит утверждению собранием кредиторов[15].
При достижении цели процедуры в пределах установленного судом срока и наличии у должника имущества, достаточного для расчетов с кредиторами, внешний управляющий созывает собрание кредиторов, которому он представляет отчет, а собрание вправе принять решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и о переходе к расчетам с кредиторами (абз. 3 п. 1 ст. 57, абз. 2 п. 3 ст. 118 закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Отчет внешнего управляющего подлежит утверждению арбитражным судом, рассматривающим дело о несостоятельности (банкротстве) должника согласно абз. 3 п. 4 ст. 119 упомянутого Закона. После утверждения отчета внешнего управляющего арбитражный суд выносит определение о переходе к расчетам с кредиторами. В определении должен быть установлен срок расчетов, который не может быть более шести месяцев с даты вынесения указанного определения. По окончании расчетов с кредиторами суд, осуществляя контрольные функции, утверждает отчет внешнего управляющего и прекращает производство по делу, если в ходе расчетов удовлетворены все требования кредиторов, включенные в реестр, о чем выносится определение суда (абз. 2 п. 2 ст. 120 Закона)[16].
Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в стадии внешнего управления может быть прекращено в случае удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". Для прекращения производства по делу достаточно погасить требования, включенные в реестр, не требуется погашения процентов, предусмотренных п. 2 ст. 95 вышеупомянутого Закона (п. 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве"[17]).
2.4. Конкурсное производство
Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой ликвидацию юридического лица и открытие конкурсного производства - процедуры, применяемой в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство вводится сроком на шесть месяцев с возможностью его продления на такой же срок. С этого момента:
- считается наступившим срок исполнения денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника, возникших до открытия конкурсного производства;
- прекращается начисление процентов, неустоек и иных санкций за нарушение обязательств;
- снимается режим конфиденциальности и коммерческой тайны со сведений о финансовом состоянии должника;
- прекращается исполнение по исполнительным документам;
- снимаются ранее наложенные аресты и иные ограничения распоряжения имуществом должника;
- прекращаются полномочия руководителя и иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия;
- наступает срок предъявления требований кредиторов;
- устанавливаются иные последствия, регламентирующие статус должника[18].
Требования кредиторов удовлетворяются за счет имущества индивидуального предпринимателя в определенном порядке и очередности. Во внеочередном порядке покрываются расходы на рассмотрение дела о банкротстве, исполнение судебного решения о признании гражданина-предпринимателя банкротом и открытие конкурсного производства. Далее требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности (ст. 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"):
- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми предприниматель несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также требования о взыскании алиментов;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются последовательно после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди (за исключением требований, обеспеченных залогом). При недостаточности в депозите арбитражного суда денежных средств они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований.
В конкурсном производстве признание должника несостоятельным влечет за собой защиту интересов всех его кредиторов, ставит их в равные условия[19].
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются последовательно после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди (за исключением требований, обеспеченных залогом). При недостаточности в депозите арбитражного суда денежных средств они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований.
Характерным для конкурса является образование конкурсной массы, в состав которой включается все имущество несостоятельного должника, в том числе и полученное после открытия конкурса.
В ходе конкурсного производства возможны определенные сделки с имуществом, в результате которых состав и размер массы могут быть изменены. Поскольку при введении конкурсного производства руководитель должника отстраняется от управления его делами, то ведение дел в процессе ликвидации осуществляет конкурсный управляющий, утверждаемый арбитражным судом по согласованию с кредиторами. Конкурсный управляющий, управляя делами ликвидируемого юридического лица, должен действовать добросовестно и разумно исходя из интересов кредиторов и должника, а также из публичных интересов[20].
Так, процедура конкурсного производства вводится на срок до 6 месяцев с момента признания организации банкротом возможностью неоднократного продления на тот же срок) и состоит в поиске, оценке и объединении имущества должника, ликвидации коммерческой организации и в погашении ее задолженности перед кредиторами, а так же в назначении арбитражным судом конкурсного управляющего, который ведает делами предприятия-должника вплоть до полной продажи его имущества.
Итак, резюмируя, полагаем, что конкурсное производство - это судебная процедура ликвидации юридического лица или распределения имущества физического лица, применяемая к должнику, признанному несостоятельным решением суда, осуществляемая под контролем судебного органа в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
2.5. Мировое соглашение
Действующему отечественному законодательству о банкротстве известна только одна процедура банкротства, направленная на примирение должника и кредиторов путем заключения между ними соглашения об условиях, порядке и сроках удовлетворения требований кредиторов (примирительная процедура банкротства), - мировое соглашение..
Процедура мирового соглашения состоит в возможности урегулировать спор между должником и кредиторами без судопроизводства, которую они могут реализовать на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве коммерческой организации.
Законом установлена обязательная письменная форма мирового соглашения (п. 1 ст. 155 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", ч. 1 ст. 140 Арбитражного процессуального кодекса РФ[21]).
По своему содержанию мировое соглашение в процедурах несостоятельности (банкротства) представляет собой уступку со стороны конкурсных кредиторов, участвующих в заключении мирового соглашения, которая согласно абз. 2 п. 1 ст. 156 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" выражается в прекращении существующего обязательства посредством отступного, прощения долга, новации, обмена требований на доли в уставном капитале должника, обмена требований на акции, конвертируемые в акции облигации или иные ценные бумаги, и тому подобного[22].
Уполномоченные органы также выступают участниками мирового соглашения, однако они не обладают, в отличие от конкурсных кредиторов, свободой в распоряжении своими правами. Законодатель предусматривает включение в содержание мирового соглашения положений об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей (абз. 3 п. 1 ст. 156 Закона)[23].