Файл: Особенности сервиса в гостинично-ресторанном бизнесе города (Современное состояние рынка гостиничных услуг г. Владивостока).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Туристические услуги в России

В настоящее время туристический бизнес является одной из высокодоходных отраслей экономики. За последнее время экономика многих стран мира испытывает кризис и в том числе в России. И это не может не отразиться на состояние туристического бизнеса.

До кризиса российский туристический рынок характеризовался как один из наиболее быстро растущих. Однако сегодня принятие решений для туристического бизнеса происходит в ситуации высокой степени неопределенности.

Как сообщает UNWTO (Всемирная туристическая организация), в 2017 году международный турпоток составил 1,18 млрд. туристов, этот показатель выше на 4,4% от 2014 года и является абсолютным рекордом.

Так, наибольший приток туристов в 2017 году наблюдался в европейских странах, общее количество туристов в которые составило 609 млн.человек (+5%). Азиатско-Тихоокеанский регион посетили в 2017 г. по сравнению с предыдущим годом на 5% больше туристов. США посетило 277 млн. чел. (+5%). Страны Ближнего Востока также отметились увеличением туристического потока – до 54 млн.человек. Приток составил 3%.

Увеличение доли туристических услуг в мировой ВВП в течение последних 10 лет объясняется усилением экономик развивающихся стран на фоне снижения темпов развития экономики всего мира.

Более динамичному развитию международного туризма препятствуют:

- падение цен на нефть,

- колебания валютного курса,

- ужесточения требований о безопасности,

- нестабильная политическая обстановка.

Эксперты Всемирной туристической организации (UNWTO) прогнозируют, что в 2016 году тенденция будет примерно такой же и прирост составит 4%.

На фоне стабильного международного рынка туристических услуг, туризм в России испытывает структурные изменения. Так, в 2015 году, наиболее существенным изменением стала переориентация отрасли на внутренний туризм [3, c. 43].

Неразвитости внутреннего и въездного туристического рынка России способствует множество факторов:

- рост цен на услуги, предназначенные туристам;

- недостаточная реклама за рубежом туристических возможностей России;

- ограниченное количество гостиниц туркласса в регионах и в столице страны;

- неразвитость индустрии развлечений;

- сложный и долгий процесс оформления виз и их высокая стоимость.

Практическое их применение, по прогнозам ВТО, к 2020 г. позволит России войти в первую десятку стран как по выезду туристов за пределы страны (1,9% в мировом потоке туристов, что составляет 30,5 млн. чел), так и по приему туристов (47,1 млн. чел. в год, что составляет 2,9%). Причем данные цифры не включают данных об объеме внутреннего туризма, которые многократно превосходят въездной и выездной объемы. Россия обладает огромным туристическим потенциалом, и лишь целенаправленные действия по его развитию позволят увидеть положительную динамику развития всех видов туризма.


К факторам развития туррынка России также относят [6, с.375]:

1. Поддержка государственными органами, федеральными туристическими организациями;

2. Формирование имиджа РФ как страны благоприятной для туризма;

3. Урбанизация (концентрация всё большей доли населения в городах);

4. Упрощение визовых режимов;

5. Создание и модернизация туристической инфраструктуры в стране, повышение качества сервиса;

6. Совершенствование законодательной базы по туризму;

7. Подготовка квалифицированный кадров;

8. Маркетинговые мероприятия;

9. Развитие областей, тесно связанных с туризмом.

Рейтинг самых популярных у туристов регионов России был составлен ЦИК «Рейтинг» и журналом «Отдых в России». Масштабное исследование туристической привлекательности регионов было составлено на основе ряда критериев: уровень развития туристического бизнеса, оборот туристических услуг, популярность региона у россиян и иностранцев, туристическая 5 уникальность и др. Ниже представлен список 10 самых популярных у туристов регионов России [16, c. 173].

Таблица 2

Рейтинг популярных туристических направлений России

Регион России

Общий балл

Краснодарский край

70,9

Санкт-Петербург

63,2

Москва

60,7

Крым

59,5

Московская область

56,8

Калининградская область

56,6

Карелия

56,0

Ярославская область

53,1

Нижегородская область

52,8

Алтайский край

52,0

Согласно данным Росстата за 2015 год самыми популярными достопримечательностями в России стали:

Таблица 3

Рейтинг самых популярных достопримечательностей России [16, c. 174]

Достопримечательность

Регион России

Мамаев курган и скульптура «Родина-мать зовет»

Волгоградская область

Тоице-Сергиева Лавра, Коломенский кремль

Московская область

Ростовский Кремль

Ярославская область

Нижегородский кремль

Нижегородская область

Петергоф

Санкт-Петербург

Кижи

Республика Карелия

Озеро Байкал

Республика Бурятия

Мечеть имени Ахмата Кадырова «Сердце Чечни»

Чеченская республика

Псковский кремль

Псковская область


Таким образом, Россия обладает огромным природным и культурно- историческим потенциалом для развития внутреннего рынка туристических услуг. Но вместе с этим возможности отрасли сопряжены с проблемами: несовершенство законодательной базы, неразвитая инфраструктура, негативное отношение к стране, санкции, неподготовленность кадров и т.д. Для того, чтобы вывести туристический рынок на новый уровень необходимо внести изменения в законодательство, модернизировать производственно-техническую базу, подготовить квалифицированные кадры для обслуживания туристов, сформировать благоприятный имидж о стране путем эффективной маркетинговой политики, внедрять новейшие достижения науки, создавать новые направления туризма и поддерживать рынок туристических услуг со стороны государства.

1.3. Гостиничная индустрия как сфера сервиса и тенденции ее развития

Сегодня индустрия гостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства и важную составляющую экономики туризма.

Сфера ее деятельности связана с функционированием многочисленных предприятий разной направленности и специализации. Не существует перечня, охватывающего все виды деятельности в этой области, но принято выделять следующие основные направления:

- общественное питание,

- размещение,

- перевозка и отдых.

Они объединены общей целью - удовлетворение любых запросов и желаний потребителей. Как результат, прибыль предприятий данной отрасли экономики сильно зависит от качества процесса оказания услуг и степени удовлетворённости гостей.

Туризм, в том числе сфера гостеприимства, в настоящее время является быстроразвивающейся отраслью во всем мире и в России, это важная составляющая экономики государства: он способствует развитию сопутствующих отраслей (транспорт, бытовое обслуживание, торговля, строительство, сувенирная промышленность, общественное питание, индустрия досуга и развлечений) [1, c. 12]. Гостиничный бизнес оказывает воздействие на рост благосостояния населения страны через занятость в гостиничном хозяйстве и сопутствующих отраслях. Индустрия гостеприимства оказывает влияние на повышение образования, культуры населения, политику государства и др. социальных сфер; формирует имидж государства в глазах мировой общественности.


В настоящее время туризм обретает все более глобальный характер. Таким образом, сейчас основной тенденцией развития мировой экономики является процесс глобализации. Сложно дать однозначную оценку этому процессу, так как он одновременно приводит к ряду положительных и отрицательных последствий. Процесс глобализации, безусловно, влияет и на индустрию гостеприимства в России.

Одной из форм проявления глобализации в гостиничной отрасли является создание и широкое распространение гостиничных сетей. По предварительным данным доля гостиничных сетей в общем объеме гостиничных предприятий составляет около 20%. В основе гостиничных цепей положена система осуществления коллективного бизнеса, находящегося под непосредственным контролем руководства цепью. Все гостиницы сети придерживаются единых норм, правил, стандартов, стиля, форм управления и ведения бизнеса. Создание гостиничных цепей позволяет предприятием получать преимущества перед индивидуальными гостиницами. Это обосновывается экономией от масштабов, повышением инвестиционных возможностей, приобщением к мировым брэндам, объединением систем бронирования, обеспечения и информирования; возможностью постоянного роста качества обслуживания. Таким образом, развитие уже существующих гостиничных цепей, таких как MarriottInternational, InterContinentalHotelsGroup и других всемирно известных сетей – это процесс, который будет продолжаться в следующие годы со скоростью глобализации.

Самые большие туристические компании международного уровня представлены в: США; Великобритания; Германия; Япония.

Крупнейшим рынком туристских потоков является Германия, где действуют компании Touristik Union International (TUI) u Neckermann und Reisen (NUR), производящие более половины всех турпакетов – соответственно 33% и 18% в Европе. Третье, четвертое и пятое места на германском рынке занимают соответственно Hertzel, ITS, DER. Крупнейший туроператор в Великобритании и один из крупнейших в мире Thomson Holidays.

Кроме гостиничных сетей, создаются международные альянсы – авиаперевозчиков, которые объединяют в себе различных перевозчиков из разных стран мира. Так, наиболее крупным выступает альянс «Стар Альянс», который включает в себя авиакомпании: Германии; Канады; Швеции; Бразилии. В сфере общественного питания выступают сети: Макдональдс, Старбагс.

Так, глобализация в сфере туризма привела к созданию Глобального этического кодекса туризма. Необходимость в данном кодексе была озвучена в 1997 г. на Генеральной ассамблее ВТО в Стамбуле.


Исходя из всего вышесказанного, глобализация международного туризма имеет следующие черты:

– изменение и унификация туристских технологий, которые направлены на улучшение обслуживания;

– модернизация транспортной инфраструктуры;

– интернационализация деловой активности;

– создание механизма управления и регулирования международного туризма через создание региональных и международных организаций в сфере туризма

В последние годы в России появились собственные национальные сети такие, как «Амакс» и «Гелиопарк». В число лидеров также входит AzimutHotelCompany, созданная в 2004 году и сформировавшая свой изначальный гостиничный фонд из более чем трех тысяч номеров (отели в Санкт-Петербурге, Костроме, Самаре, Уфе, Астрахани, Мурманске и Владивостоке). Затем AzimutHotelCompany приобрела европейскую гостиничную сеть, ранее принадлежавшую AustrianHotelCompany и состоящую из 21 действующего отеля уровня три и четыре звезды под брендами Eurohotel, Belmondo и HighwayHotels. Почти все расположены в Германии (три – в Австрии, один – в Чехии). Можно сделать вывод о том, что национальный гостиничных бизнес находится еще на стадии формирования, однако, по прогнозам РГА, в ближайшее время количество отечественных гостиничных сетей будет расти [17, c. 359].

Рынок гостиничных услуг представляет собой систему экономических отношений между субъектами в процессе купли-продажи и потребления гостиничных продуктов и услуг в определенное время и в определенных условиях. Гостиничная индустрия представляет собой важный сегмент туристического бизнеса.

Результаты проведенного исследования показывают, что стоимостной объем рынка гостиничных услуг в 2017 году составил 174,7 млрд. рублей. Однако рост данного показателя существенно замедлился: если в предыдущие годы наблюдался средний рост на уровне 12,9%, то в 2018 году он составит 7,6%.

Состояние рынка гостиничных услуг характеризуется следующими показателями: значение средней цены пребывания в гостинице, наличия свободных гостиничных мест и уровень обеспеченности потребителей гостиничными услугами. В 2017 году средний уровень цены пребывания составил 2327,8 рублей. Так, в 2012-2016 годах цены на услуги гостиниц ежегодно увеличивались в среднем на 10,4%. В 2017 году произошло замедление темпов роста до 4,5%. Снижение темпа роста цен обусловлено в первую очередь перераспределением спроса потребителей в сторону отелей более низкого ценового сегмента.

Так, по данным Госкомстата РФ лидером по количеству отелей является Центральный федеральный округ, на его территории расположены 1861 гостиница (рис. 1).