Файл: Договор коммерческой концессии (франчайзинга) (Общий анализ понятия, признаков, элементов договора коммерческой концессии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основании анализа гл. 54 ГК РФ можно сказать, что правообладатель - это коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, обладающий комплексом исключительных прав, использование которых, он разрешает другой стороне - пользователю, за вознаграждение на определенный срок или без указания срока по договору коммерческой концессии.

Пользователь - это коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которому, по договору коммерческой концессии, предоставлено право использования комплекса исключительных прав принадлежащих другой стороне - правообладателю, за определенное вознаграждение, в течение указанного в договоре срока или без его указания.

Соответственно, обе стороны договора коммерческой концессии - специальные субъекты, это означает, что некоммерческие организации и государство в лице федеральных или муниципальных органов не могут быть участниками данного договора. Этот запрет действует и в тех случаях, когда данным субъектам разрешено заниматься предпринимательской деятельностью (п. 2. ст. 50 ГК РФ).

В цивилистической теории высказана позиция, заслуживающая поддержки, в соответствии с которой правообладатель формально должен отвечать лишь двум признакам: быть предпринимателем и обладать исключительными правами, составляющими объект договора коммерческой концессии.[33]

Как справедливо указывает А.С. Райников, актуальность второго из названных признаков подтверждается буквальным смыслом п. 1 ст. 1027 ГК РФ, содержащего дефиницию договора коммерческой концессии. В нем указывается на предоставление пользователю исключительных прав, «принадлежащих» правообладателю. Правообладатель может обязаться предоставить в составе комплекса лишь принадлежащие ему на момент заключения договора исключительные права, а не те, которые он, к примеру, намеревается приобрести в будущем[34].

Положения гл. 54 ГК РФ не исключают возможность заключения договора коммерческой концессии группой лиц, объединившихся без образования юридического лица (простое товарищество). Данная точка зрения заслуживает поддержки, однако, не исключаем возможности выступления в предпринимательской деятельности участников договора простого товарищества, в том числе, в качестве стороны в договоре коммерческой концессии.

В науке Д.П. Бондаренко доказывается необходимость, уточнения понятия сторон договора коммерческой концессии, следующим образом: «сторонами по договору коммерческой концессии могут быть юридические лица, осуществляющие предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, а также индивидуальные предприниматели». Следует согласиться с мнением данного ученого, что «реализация этого предложения позволит включить в субъектный состав договора коммерческой концессии некоммерческие организации, лиц, осуществляющих социальное предпринимательство, и, соответственно, расширить сферу применения указанного договора»[35].


Действительно, социальное предпринимательство получает в последние годы все большее развитие. Несмотря на то, что в России еще не существует достаточно четкого представления о социальном предпринимательстве, идея об использовании инноваций и предпринимательского подхода при формировании правовой модели обеспечения имущественных потребностей граждан может быть весьма интересной и востребованной.

Полагаем, что договор коммерческой концессии имеет не только частно-правовой характер, но затрагивает и публичные интересы, соответственно в правоотношениях концессии принимают участие и органы государственной власти. В публично-правовой сфере к субъектам государственного регулирования отношений концессии необходимо отнести Федеральную службу по интеллектуальной собственности (ФСИС), которая осуществляет государственную регистрацию предоставления исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности по договору коммерческой концессии. К факультативным участникам предлагается относить лиц, которые на том или ином этапе реализации договора коммерческой концессии привлекаются основными участниками для решения тех или иных вопросов, связанных с возникновением, осуществлением или прекращением отношений, либо вступают в отношения на основе предоставленных им законом полномочий.

Следует признать оправдвнным мнение о том, что «состав основных и факультативных участников, реализующих бизнес-проект по договору коммерческой концессии, зависит, прежде всего, от выбранных стратегий, а правовое положение участников должно определяться на основании анализа различных нормативных актов, регулирующих данные отношения»[36].

Правовое положение каждого участника определенного проекта договора коммерческой концессии раскрывается в содержании его субъективных прав и законных интересов, а достижение экономической цели участниками отношений и осуществляется путем реализации ими своих субъективных прав и законных интересов.

Таким образом, в правоотношениях, возникающих из договора коммерческой концессии, существует (действует) специальный субъектный состав лиц, участвующих в указанных отношениях и реализующих свои субъективные права, исполняющих возложенные обязанности и защищающих законные интересы. При этом целесообразно выделять группу лиц, непосредственно участвующих в таких отношениях (основные участники), и лиц, так или иначе влияющих на возникновение, осуществление и прекращение отношений по коммерческой концессии (факультативные участники).


2.2 Ответственность сторон по договору коммерческой концессии в Российской Федерации

Применительно к обязательствам, вытекающим из договора коммерческой концессии, с учетом всех правовых норм, регулирующих этот договор, можно говорить о нескольких различных уровнях правового регулирования ответственности пользователя и правообладателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязательств[37].

Первый уровень регулирования ответственности представляют собой общую ответственность сторон за неисполнение обязательств, установленную в главе 25 ГК РФ[38]. Глава 54 ГК РФ, регламентирующая правоотношения по договору коммерческой концессии, не исключает применения отдельных общих положений об ответственности должника за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданско-правовых обязательств. Следовательно, при неисполнении или ненадлежащем исполнении сторонами обязательств по договору коммерческой концессии, они обязаны возместить убытки, причиненные таким нарушением, что закреплено ст. 15 и ст. 393 ГК РФ.

Основанием ответственности может служить любое нарушение условий договора коммерческой концессии, но для привлечения к ответственности необходимо, как минимум, наличие двух условий. Во-первых, наличие убытков у потерпевшей стороны, в этом случае подразумеваются экономические убытки, например уменьшение имущественной сферы. Во- вторых, причинно-следственная связь между допущенным нарушением договорных обязательств и указанными убытками.

Второй уровень регулирования выделяется на основании специальных мер, применяемых к правообладателю, свойственных только данному договору. В п. 2 ст. 1035 ГК РФ закреплено, что правообладатель, отказавший в заключение договора пользователю на новый срок, ограничен в праве заключать такой договор (с предоставлением того же объёма прав и с теми же условиями) с другим лицом, в течение года.

В случае неисполнения данного обязательства, пользователь может потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор. Как справедливо указано в литературе, данное ограничение является некой гарантией прав пользователя, поскольку добросовестный пользователь, которому отказано в заключение договора на новый срок несет убытки[39].


Так же следует выделить ответственность правообладателя перед пользователем за изменение коммерческого обозначения, если оно было предоставлено пользователю по договору коммерческой концессии (ст. 1039 ГК РФ). Кажется, что в этом случае снова можно говорить о закреплении законодателем некоторых гарантий прав пользователя, поскольку в данном случае, при изменении коммерческого обозначения правообладателя также можно говорить об упущенной выгоде. Пользователь в случае изменения коммерческого обозначения имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков. Если пользователь не воспользовался правом расторгнуть договор, он вправе требовать соразмерного уменьшения вознаграждения правообладателю.

Предъявление пользователем требования о взыскании убытков возможно лишь в случае требования о расторжение договора коммерческой концессии (ст. 1039 ГК РФ).

Третий уровень правового регулирования выделяется в ответственности правообладателя перед третьими лицами. В науке существует мнение, что развитие договора коммерческой концессии на базе лицензионного договора обуславливает закрепление в законе правил о возможности субсидиарного применения норм, регулирующих лицензионные договоры[40]. В случае если третьи лица предъявляют требования о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии к пользователю, правообладатель несет субсидиарную ответственность.

Если же третьи лица предъявляют требования к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, то правообладатель отвечает с пользователем солидарно. Понятие «продукция» в данном случае охватывает как товар в форме вещей (то есть предмет по договору купли- продажи), так и товар в форме работ, представляющих собой действия по созданию новых материальных объектов[41].

На наш взгляд, такие положения связаны с приоритетом защиты прав потребителей в РФ, нежели с желанием законодателя защитить права пользователей или ущемить права правообладателя, что видится вполне оправданным и разумным.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что ответственность правообладателя перед потребителями традиционно объясняется сущностью отношений, сложившихся в Российской Федерации и самого договора коммерческой концессии. Поскольку покупатели приобретают товар (работу, услугу) под «вывеской» правообладателя, они оправданно рассчитывают на соответствующее «вывеске» качество товара (работы, услуги). Однако, как указывалось в предыдущем параграфе, это императивное положение, защищая права потребителей, не соответствует интересам правообладателя и диктует необходимость корректировки, путем установления не как императивного, а качестве диспозитивного требования.


Заключения

Исходя из материала представленного в дипломной работе можем сделать следующие выводы:

В гражданском кодексе РФ дано легальное определение договора коммерческой концессии в ст. 1027 ГК РФ: По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Анализируя правовую природу и типы договоров, полагаем возможным, с определенной долей условности, отнести договор коммерческой концессии к типу договоров о передаче имущества в пользование, т.к. происходит предоставление на время комплекса прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним объектов, которые близки по своей правовой природе (юридической сущности) к имуществу и имущественным правам.

Можем привести общую характеристику договора коммерческой концессии, согласно которой он является:

1) консенсуальным, так как договор коммерческой концессии считается заключенным с момента достижения его сторонами соглашения по всем существенным условиям;

2) возмездным, так как в соответствии со ст. 1030 ГК РФ, правообладатель за исполнение всех возложенных на него обязанностей может получать различного рода платежи: фиксированные разовые платежи, отчисления от выручки, периодические платежи и т.д. Конкретная форма платежей предусматривается договором, перечень является открытым;

3) взаимным, так как, и правообладатель, и пользователь, приобретают права и обязанности по отношению друг к другу. Например, обязанность по уплате вознаграждения пользователем обусловлена обязанностью правообладателя предоставить комплекс исключительных прав, предусмотренных договором.

Договору коммерческой концессии присущи некоторые признаки, отличающие его от других самостоятельных гражданско-правовых договоров.

Во-первых, в соответствии с п.3 ст. 1027 ГК РФ сторонами договора коммерческой концессии могут являться только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя.

Во-вторых, необходимым элементом предмета договора коммерческой концессии является предоставление правообладателем пользователю комплекса исключительных прав.