Файл: ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШРИФТОВЫХ ДИЗАЙНЕРОВ МАКСА МИДЕНГЕРА И ЭДУАРДА ХОФФМАНА (1.ТИПОГРАФИКА: ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ, ФОРМООБРАЗОВАНИЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В искусстве шрифта, как и везде, царит мода, которая диктует свои законы, разумные и неразумные. В тех случаях, когда здравый смысл не чувствует себя скованным этими законами и когда мода, не будучи слишком тиранической, оставляет ему некоторую свободу, хороший вкус придерживается изящной простоты…» [5].

Мода на шрифты столь же естественна, как мода на одежду, автомобили, дома. Каждый век диктует свои каноны красоты, свой стиль.

Печатная реклама воплощается в жизнь посредством типографики, которую Н. Дубинин характеризует как «графическое оформление печатного текста посредством набора и верстки, моделирование облика произведения печати».

Типографика - это древнейшая разновидность индустриального дизайна. Ее развитие начинается с изобретения И. Гуттенбергом печатного станка. Корни же художественно-типографического мышления уходят к временам рукописной книги, с которой связан большой опыт целесообразного и красивого размещения текста на плоскости листа [5].

Печатная реклама активно использует культурное наследие, оставленное известными мастерами типографики. Современные дизайнеры часто стилизуют сообщения, подчеркивая тем самым связь времен.

Периодически в центре рекламного творчества определенные стили становятся более востребованными или - модными. В настоящее время популярными вновь становятся стили, возникшие на рубеже XIX-XX столетий - модерн и конструктивизм.

Модерн спровоцировал поиск новых шрифтовых рисунков. Здесь нарушаются пропорции знаков, линии изгибаются, пластика довлеет над конструкцией буквы, строка сливается в единый сложный и витиеватый орнамент. Современные дизайнеры достаточно часто обращаются к этому стилю. Его использование в рекламе призвано донести до зрителя и читателя мысль об утонченности и изысканности фирмы или продукта.

В графике модерна «выражено активное эмоционально-волевое начало, стремление не к рациональности, а к воплощению таинственных духовных сил. Многозначительный, он полон символами этих сил (Мировое Дерево, Вечная женственность в образах томных масок с прядями распущенных волос и т.п.)» [2].

Середина прошлого века, мир оправляется от последствий войны. В искусстве актуально течение модернизма, набиравшего обороты с двадцатых годов. Он зародился как реакция на обилие деталей, излишнюю декоративность классического искусства.

Война придала ему особую ценность: в послевоенные годы людям было не до роскоши и богатства оформления. В архитектуре и интерьерах на первое место вышли функциональность, простота геометрии и минимализм.


В этот период времени, в типографике, важна становится информация: вместо рисованных иллюстраций используются фотографии, либо знаки из простых геометрических форм.

Интернациональный типографический стиль или швейцарский стиль, появившийся во второй половине 50-х годов ХХ века - концепция дизайна, повлиявшая на всё последующее поколение художников, графиков, типографов.

Объект исследования: этапы развития типографики (шрифтового дизайна)

Предмет исследования: швейцарский интернациональный стиль в типографике – шрифт Helvetica.

Цель исследования: проанализировать изменения дизайна шрифтов в эпоху модернизма на примере обзора деятельности шрифтовых дизайнеров Макса Миденгера и Эдуарда Хоффмана основоположников швейцарского интернационального стияля.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить основные понятия в области типографики.

2. Рассмотреть шрифты эпохи модернизма (Grotesk) – базовой основы появления швейцарского интернациональный стиль в типографике (дизайн шрифтов).

3. Проанализировать исторические предпосылки и показать значимую роль шрифтовых дизайнеров Макса Миденгера и Эдуарда Хоффмана в появлении интернационального шрифта Helvetica.

4. Проанализировать основные характеристики и области применения шрифта Helvetica.

С целью получения достоверного результата применялись разные методы, как общенаучные исследовательские методы, так и специализированные: метод сопоставления, теоретические методы исследования (исторический, сравнительный).

Структура работы. Курсовая работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка использованных источников.

1 ТИПОГРАФИКА: ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ, ФОРМООБРАЗОВАНИЕ

1.1 Основные терминологические понятия

Типографика - графическое оформление печатного текста посредством набора и верстки с использованием норм и правил, специфических для данного языка, проектирование или непосредственное моделирование облика произведения печати.

Назначение типографики в том, чтобы сделать печатный текст более удобным для чтения и усвоения.


Типографика в современном понимании возникла одновременно с появлением первого печатного станка и в течение нескольких веков была синонимом книгопечатания.

Сегодня к типографике, так или иначе, причастны верстальщики и печатники, авторы и редакторы, художественные и технические редакторы, художники-графики и оформители, каллиграфы и дизайнеры шрифта, художники книги и дизайнеры-графики.

Слово «типографика» имеет общий корень со словом «типография», а, следовательно, «печатный текст», упоминаемый в определении, - это текст, отпечатанный на бумаге.

С другой стороны, вторая часть термина – «графика» – не менее ясно указывает на родственную связь с графическими видами искусств, и, в первую очередь, с графическим дизайном.

Сегодня графический дизайн многозначно проявляется в телевидении и Интернете, в айдентике и печатной продукции (Айдентика - это визуальная составляющая бренда. Это практически все, что относится к бренду, от его названия, позиционирования до логотипа, фирменных шрифтов, плакатов и т. д.).

Оформление широкого ряда разнообразных объектов невозможно без типографики. Печатная форма для нее - лишь один из вариантов использования.

Пространственная организация текста - ключевой и наиболее творческий момент типографики. В этом смысле ее можно определить, как искусство экспозиции двухмерных форм на плоскости.

Если шрифтовая графика складывается из букв, то типографика – из строк. Соответственно, эстетика типографики заключена не только в оптимальной организации шрифтового материала, огромное значение имеют все «пространства между» - пробелы между буквами и между словами, отступы, втяжки, межколонники, спуски и т.п.

Для хорошей типографики характерно то, что она незаметна и не привлекает к себе внимание. Такая типографика требует вполне стандартных, или классических, шрифтов, а также ровных и постоянных интервалов – ведь отсутствие каких бы то ни было визуальных разрывов позволяет улавливать смысл написанного быстро и легко.

Современный набор - это сложная высокоорганизованная система не только передачи информации, но и ее семантического членения, в которой пробелы, точки, запятые, знаки вопроса и восклицания, дефисы и тире, кавычки разных толков, скобки, слэши играют важнейшую роль.

При этом типографика испытывает заметное давление со стороны цифровых интерактивных средств, которые постоянно создают новые формы существования информации. Мы наблюдаем появление в печатных изданиях нового графического языка.


Как показывает исторический опыт любой проектной деятельности, в том числе художественной, всякая новая технология несет в себе зачатки новых эстетических и функциональных возможностей.

Развитие этих возможностей часто приводит к коренным изменениям не только в данной проектной практике, но и во многих смежных с ней областях. Изменения, которые претерпела эстетика типографики за последние сто лет, можно без преувеличения назвать революционными.

В графическом дизайне типографика является основным элементом творческой полиграфической обработки и графического оформления текстовых изданий: различных листовок, брошюр, рекламных плакатов, оригинальных вывесок магазинов.

В наши дни типографика - это не просто набор текста, а мощнейшее средство креативного дизайна. Она приобретает самые необычные формы применения, например, кaллиграмма - способ тесного слияния шрифта с изображением. Это способ творческой организации шрифта, в каком·- то смысле -графическая игра, когда текст ложится в рамки очертания рисунка и своим расположением создает иллюстрацию.

1.2 Основные принципы шрифтовой графики

Шрифт является одним из величайших изобретений человечества. Он - не только средство передачи информации определенной системой письма в упорядоченной графической форме.

Шрифт является выразителем культурного наследия народа и рассматривается как средство эстетического и художественного оформления носителя информации. В полиграфии шрифт используется как одно из важнейших средств оформления любой печатной продукции.

Понятие «шрифтовая графика» имеет две составляющих: шрифт и графика. Слово «шрифт» (нем. Schrift) означает письмо, начертание букв, второй термин - «графика» - ясно указывает на родственную связь с графическими видами искусств, в первую очередь, с графическим дизайном.

Можно сказать, что шрифтовая графика - это искусство создания графических произведений с помощью шрифта или на его основе [1].

Типографика связана с понятиями шрифтовой графики, шрифтового оформления, искусством шрифта, композиции печатных произведений, верстки печатных изданий.

Это значит, что, с одной стороны, она входит в круг графических искусств, а с другой, относится к области техники и технологий производства.

Одним из основных изобразительных элементов текстового компонента печатного издания является шрифт.


Шрифт – одно из величайших достижений человечества. С помощью шрифта человек передает знания, информацию во времени и пространстве.

Шрифт является графической формой определенной системы письма, в которой изображение букв, цифр, знаков имеет общую закономерность построения, единый стиль начертания.

Функционально, шрифт - это средство воспроизведения текста в печатном издании. Однако шрифт является носителем не только логической, но и эстетической информации. Например, читатель, рассматривая тексты, напечатанные на незнакомом языке, воспринимает только эстетическую информацию шрифта - изображение знака, например, иероглифа [1].

Знание развития, становления шрифта не только как носителя утилитарной функции, но и как объекта графического искусства, - гарантия сохранения главных принципов шрифтовой графики: ясности, удобочитаемости, ассоциативной образности.

Рассмотрим эти принципы подробнее:

1. Ясность шрифта. Ясность шрифта подразумевает быструю узнаваемость букв, оправданную простоту их графики.

2. Удобочитаемость - свойства текстового материала, характеризующие комфортабельность и лёгкость восприятия его человеком.

В типографике принято оценивать функциональность шрифта понятиями «гибкость», «удобочитаемость» и «четкость».

Гибкость шрифта. Самые используемые шрифты имеют множество различных стилей: стандартный, облегченный, жирный и т. д. Разные стили одного и того же шрифта хорошо сочетаются в одном дизайне и выглядит сплоченно.

Четкость определяется легкостью, с которой читатель отличает один символ от другого. Можно говорить о четкости восприятия дорожного знака или логотипа.

Удобочитаемость - более широкое понятие и характеризует легкость, с которой читатель воспринимает колонку или полосу набора.

Удобочитаемость текста зависит от полиграфических составляющих (тип шрифта, его размера, цвета и т.п.) и лингвистических (сложные синтаксические конструкции, незнакомая лексика и т.п.).

Существуют исследования, которые подтверждают, что 8-9 кегель удобны для текстов, ориентированных на детей, а 10 кегель удобен для взрослых [6].

Если вы хотите донести своё сообщение до людей, то вам необходимо задумываться о читабельности выбранного шрифта:

размер – выбирается в соответствии с носителем (учитывается носитель - например, при дизайне визитки шрифт должен читаться при небольшом размере, а для социальных сетей нужен шрифт, отлично читаемый на маленьких экранах);