Файл: Методы и средства проектирования информационных систем и технологий.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Технико-экономическая структура предприятия
1.1 Характеристика предприятия и его деятельности
Глава 2. Информационное обеспечение задачи
2.1 Информационная модель и её описание
Глава 3. Программное обеспечение задачи
3.1 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
Остальная выходная информация содержит в себе статистику по материалам на складе различного рода. Она не является обязательной выходной информацией и формируется при нужде в ней. Так же имеется возможность печати на бумажный носитель, если в этом есть необходимость.
Глава 3. Программное обеспечение задачи
3.1 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
Функции в моей разрабатываемой системе делятся на 2 основные группы: основные и служебные. Иллюстрация дерева функций представлена ниже, после текста, на рисунке 5.
Начну описание со служебных функций. В них присутствуют всего лишь две функции. А именно: аутентификация с последующей авторизацией сотрудника и настройки. Первая функция необходима для безопасной эксплуатации ИС. Для начала сотрудник проходит аутентификацию по средствам логина с паролем и далее, после успешного прохождения её, сотруднику дается право на пользование программой(авторизация) в соответствии с его полномочиями. Считаю необходимым отметить, что программой будут пользоваться 4 сотрудника (сотрудник учета ТМЦ, бухгалтер, заместитель директора и директор). Разграничение прав пользования представлены в таблице 4 ниже.
Таблица 4.
Разграничение прав пользования
Функция |
Директор |
Зам.Директора |
Бухгалтер |
Сотрудник учета ТМЦ |
||
Авторизация |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
ТМЦ |
БД ТМЦ |
Добавление |
- |
- |
- |
+ |
Удаление |
- |
- |
- |
+ |
||
Редактирование |
- |
- |
- |
+ |
||
Параметры контейнера |
Добавление |
- |
- |
- |
+ |
|
Удаление |
- |
- |
- |
+ |
||
Редактирование |
- |
- |
- |
+ |
||
Бухгалтерия |
Электр. накладная |
Добавление |
- |
- |
+ |
- |
Просмотр |
+ |
+ |
+ |
- |
||
Статистика |
Просмотр |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Формирование |
- |
- |
+ |
- |
||
Отчет |
Просмотр |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Формирование |
- |
- |
+ |
- |
||
Настройки |
+ |
+ |
+ |
+ |
Рисунок 5. Дерево функций
Настройки программы довольно скудные и связаны подключением к БД.
В основных функциях идем по порядку. Формирование заявки поступления ТМЦ. Здесь сотрудник учета ТМЦ может сформировать заявку на поступления драгоценного материала на склад. Далее ведение таблиц ТМЦ в БД подразумевает под собой добавление/удаление/редактирование записей и их соответствующих параметров в БД. Добавление электронной накладной прерогатива бухгалтера и она добавляет в ИС электронную накладную. Формирование отчетов необходимо для ведения бухгалтерии, здесь, в ИС, она в электронном виде, однако имеется возможность распечатки. С функцией формирование статистики всё аналогично с функцией формирование отчетов. И последняя функция редактирование параметров запечатанного контейнера необходима для махинаций с ними, она необходима только для сотрудника учета ТМЦ и сделана на всякий случай, т.к. некоторые драгоценные материалы могут иметь свои уникальные параметры, которые не предусмотрены стандартными параметрами, заложенными в ИС при разработке.
Сценарий диалога так же после текста на рисунке 6. В главном меню присутствуют 4 основных кнопки: авторизация, ТМЦ, бухгалтерия и настройки.
При выборе авторизации появляется диалоговое окно с полями ввода логина и пароля.
ТМЦ, в свою очередь, разветвляется на 3 под меню: заявка поступления ТМЦ, БД ТМЦ, параметры контейнера. В подменю БД ТМЦ возможны 3 варианта действий (добавление/редактирование/удаление) с базой данных для драгоценных материалов. Параметры контейнера также как и во вкладке БД ТМЦ 3 идентичных действия и пояснение этой функции уже приводилось на 2 абзаца выше по тексту.
Во вкладке бухгалтерии возможно совершать действия с 3 функциями. С электронной накладной, статистиками и отчетами. Электронную накладную можно только добавить или просмотреть. Статистики и отчеты, аналогично с электронной накладной, можно только сформировать или просмотреть. Всё это предоставляется в электронном виде с возможностью вывода информации на бумажный носитель по средствам принтера.
В настройках всё, в основном, связано с графическим интерфейсом пользователя. Присутствует «дневной» и «ночной» режим. В добавок к этому есть возможность ввода адреса и логина с паролем от БД, на которой располагается основная информация, без которой невозможно функционирование программы.
Проектируемая ИС состоит из БД, которая, в свою очередь, содержит в себе 5 таблиц.
Названия таблиц перечислены далее: Digital_invoice (электронная накладная), Arrival_TMC (поступление ТМЦ на склад), Provider (поставщик ТМЦ), Material_types (типы материалов) и Sealing_container_options (параметры запечатанного контейнера).
В таблице 5 отображена структура таблицы Digital_invoice:
Таблица 5.
Структура таблицы Digital_invoice
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Код электронной накладной |
Key_invoice |
int |
Ключевое поле |
|
Код прибытия ТМЦ на склад |
Key_arrival |
int |
||
Код материала |
Key_material |
int |
||
Вес материала |
Material_weight |
decimal(7,3) |
Значение в граммах |
|
Стоимость материала |
Material_cost |
money |
Ниже в таблице 6 структура Arrival_TMC:
Таблица 6.
Структура таблицы Arrival_TMC
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Код прибытия ТМЦ на склад |
Key_arrival |
int |
Ключевое поле |
|
Дата |
Date |
datetime |
||
Код материала |
Key_material |
int |
||
Вес материала |
Material_count |
decimal(7,3) |
Значение в граммах |
|
Код поставщика |
Key_provider |
int |
Далее в таблице 7 структура для таблицы Provider:
Таблица 7.
Структура таблицы Provider
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Код поставщика |
Key_provider |
int |
Ключевое поле |
|
Имя поставщика |
Provider_name |
varchar |
16 |
|
Адрес поставщика |
Address |
varchar |
32 |
|
Номер телефона поставщика |
Phone_number |
char |
10 |
|
Электронный адрес поставщика |
E_mail |
varchar |
24 |
В таблице 8 для самой маленькой Material_types:
Таблица 8.
Структура таблицы Material_types
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Код материала |
Key_material |
int |
Ключевое поле |
|
Тип материала |
Material_type |
varchar |
32 |
И структура для последней таблицы Sealing_container_options отображена в 9 таблице:
Таблица 9.
Структура таблицы Sealing_container_types
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Код запечатанного контейнера |
Key_options |
int |
Ключевое поле |
|
Номерная строка запечатанного контейнера |
Number_string |
char |
64 |
|
Дата запечатывания контейнера |
Sealing_date |
datetime |
||
Код материала |
Key_material |
int |
||
Вес материала в контейнере |
Material_weight |
decimal(7,3) |
Значение в граммах |
|
Стоимость содержимого материала в запечатанном контейнере |
Material_cost |
money |
||
ФИО сотрудника учета ТМЦ |
FIO_tmc_employee |
varchar |
64 |
|
ФИО начальника цеха |
FIO_foreman |
varchar |
64 |
Взаимосвязи таблиц наглядно отображены в ER-модели на рисунке 7 ниже.
Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
Программные модули разрабатываемой ИС учета ТМЦ для ювелирного завода делятся на 3 основные категории модулей: управляющие модули, функциональные и сервисные модули[15]. Управляющие модули необходимы для общего функционирования ИС. Функциональные модули предназначены, как раз, для решаемой мной прикладной задачи – учет ТМЦ. В них сосредоточен основной функционал. И сервисные модули отвечают за авторизацию человека в ИС и настроек программы. На рисунке 8 после текста расположена иллюстрация дерева вызова программных модулей разрабатываемой ИС.
В разрабатываемой ИС оставлены только самые необходимые модули, это необходимо для максимально возможной эффективности и простоты использования системы сотрудниками с различным уровнем использования ЭВМ[13]. Небольшое количество модулей не означает, что ИС не обеспечивает полноценного выполнения поставленной задачи. Наоборот, свои функции на ювелирном заводе она исполняет с полна.
Конечно, последующая доработка ИС позволит модернизировать ее более гибко и изощрённо. Данный проект подразумевает начальный плацдарм для последующей максимально допустимой автоматизации функций управления производством ювелирных изделий.
В таблице 10 ниже продемонстрировано распределение всех модулей по их 3 категориям, описанными выше.
Рисунок 8. Дерево вызова программных модулей
Таблица 10.
Описание функций модуля
Наименование категории модулей |
Наименование модуля |
Управляющие модули |
Модуль взаимодействия с БД |
Функциональные модули |
Модуль заявок ТМЦ |
Модуль взаимодействия с БД ТМЦ |
|
Модуль работы с параметрами контейнера |
|
Модуль электронной накладной |
|
Модуль статистики |
|
Модуль отчетов |
|
Сервисные модули |
Модуль аутентификации с последующей авторизацией |
Модуль настроек |
В следующей таблице под номером 11 уже описывается каждый модуль отдельно от его категории модулей.
Таблица 11.
Описание функций модуля
№ п/п |
Наименование модуля |
Функции модуля |
1 |
Модуль взаимодействия с БД |
Связь программы с сервером БД |
2 |
Модуль заявок ТМЦ |
Формирование заявки для поставки ТМЦ |
3 |
Модуль взаимодействия с БД ТМЦ |
Ведение БД, содержащие данные для ТМЦ |
4 |
Модуль работы с параметрами контейнера |
Ведение параметров контейнера |
5 |
Модуль электронной накладной |
Добавление или просмотр электронной накладной |
1 |
2 |
3 |
6 |
Модуль статистики |
Просмотр и формирование статистики |
7 |
Модуль отчетов |
Просмотр и формирование отчетов |
8 |
Модуль аутентификации с последующей авторизацией |
Форма аутентификации для получения доступа к использованию ИС |
9 |
Модуль настроек |
Настройки программы |