Файл: Реклама как сигнал и как информация (Оценка эффективности рекламной деятельности ООО «Сервис-маркет Римэкс»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования рекламной деятельности предприятия
1.1. Сущность рекламной деятельности и виды средств рекламы
1.2. Методические основы (методики) оценки эффективности рекламы
Глава 2. Оценка эффективности рекламной деятельности ООО «Сервис-маркет Римэкс»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию рекламной деятельности ООО «Сервис-маркет Римэкс»
Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что на сегодня важность рекламы не вызывает сомнения, так как она играет ключевую роль в продвижении товаров и услуг.
В современном мире реклама прочно заняла ведущие позиции и выходит на первый план как явление экономическое, информационно-коммуникативное, общекультурное (ведь реклама является одним из самых ярких явлений массовой культуры).
С помощью рекламы любое предприятие осваивают новые рынки сбыта.
В настоящее время реклама – это еще и важнейшая сфера бизнеса. Объем оборотов в ней увеличивается гигантскими темпами.
Цель – разработать рекомендации по совершенствованию рекламной деятельности ООО «Сервис-маркет Римэкс».
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы рекламной деятельности организации;
- проанализировать рекламную деятельность ООО «Сервис-маркет Римэкс»;
- провести маркетинговое исследование и разработать рекомендации по совершенствованию рекламной деятельности предприятия и дать оценку их эффективности.
Объект - ООО «Сервис-маркет Римэкс».
Предмет - рекламная деятельность исследуемого предприятия.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, логический, социологические – анкетирование и наблюдение.
Теоретическую и методологическую основу работы составляют исследования зарубежных и отечественных авторов, таких как Ф.Котлер, Е.П. Голубков, В. Аверьянова, А.М. Годин, C.В. Шадрина и др., относящиеся к вопросу развития рекламных и маркетинговых мероприятий организаций.
В качестве информационной базы исследования использованы данные официальной статистики, результаты проведенных автором анкетных опросов населения, сотрудников магазинов, интернет-сайт компании.
Практическая значимость заключается в том, что применение рекомендаций руководством ООО «Сервис-маркет Римэкс», выработанных в процессе исследования, позволит: повысить эффективность функционирования предприятия в условиях рыночной экономики и привлечению дополнительной прибыли компании.
В структурном отношении работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы исследования рекламной деятельности предприятия
1.1. Сущность рекламной деятельности и виды средств рекламы
В своем развитии реклама в России прошла многолетнюю историю, в которой можно обозначить этапы трансформации рекламы в рекламную деятельность (табл. 1.1).
Таблица 1.1 - Этапы эволюционного преобразования рекламы в рекламную деятельность [13, c. 202]
Период |
Характеристика рекламы / рекламной деятельности |
Х в. – середина XVIв. |
Преобладает устная реклама (информация о предлагаемых товарах распространяют сами продавцы) |
Середина XVI в. – нач. XIX в. |
Появление наряду с устной рекламой печатной рекламной продукции. Появление отечественных СМИ («Куранты», «Петербургские ведомости» |
XIX в. |
Появление наружной рекламы в виде печатных плакатов и объявлений |
Начало XX в. |
Открытие первых рекламных агентств, появление специальных рекламных изданий |
После революции 1917 г. |
Правительство Советской России монополизировало право на создание и распространение рекламы |
1921-1950 гг. |
Вновь появляются рекламные агентства |
1950-1990 гг. |
Начало формирования рекламной деятельности Советской России. Основаны специализированные рекламные агентства. Налажен выпуск периодических изданий («Реклама», «Новые товары» и т.п.). Выпуск рекламных фильмов, радиопостановок, плакатов |
1990-1994 гг. |
С распадом СССР разрушен единый централизованный механизм управления рекламной деятельностью. Рекламная деятельность проводилась без должного опыта, без технологий создания качественной рекламы, без подготовленных специалистов |
1994 г. – настоящее время |
Позитивные перемены в рекламной деятельности: российская реклама способствует созданию условий для свободного выбора потребителем товаров и услуг, восполнены пробели в рекламном законодательстве. Сложилась довольно мощная и обширная рыночная инфраструктура, необъемлемым элементом которой является рекламная деятельность |
В соответствии с федеральным законом (ФЗ) о рекламе 13(88)/2003, реклама – это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний [2].
Рекламная деятельность изначально проявлялась только лишь в самой рекламе, которая постепенно развивалась и оформлялась в рекламную деятельность. После распада СССР рекламная деятельность в каждом регионе развивалась по-своему, в зависимости от его экономических характеристик. Современная реклама – очень сложное, многоаспектное явление. Рекламу
Определим сущность понятия «реклама».
В современной литературе это понятие формируется с различных позиций.
1. Реклама как информация. Согласно данному подходу, реклама - оплаченная, неличная коммуникация, осуществляемая идентифицированным спонсором и использующая СМИ с целью склонить к чему-либо или повлиять как-либо на аудиторию [12, c. 134].
Реклама - обезличенная оплаченная передача через СМИ сведений о товарах, услугах или идеях, предлагаемых представляемыми спонсорами [10, c. 84].
2. Реклама как вид деятельности. Реклама - целенаправленная и обоснованная деятельность в сфере коммуникации, которая опосредует специфические связи между субъектом этой деятельности и целевой группой, выбранной на основе социально-демографических признаков [11, с. 5].
3. Реклама как социальное явление. Реклама - структурный компонент культуры и инструмент духовного воспроизводства, инструмент повышения стандартов профессиональной деятельности.
Таким образом, реклама - это ответвление массовой коммуникации, в русле которого создаются и распространяются информативно-образные, экспрессивно-суггестивные послания, адресованные группам людей с целью побудить их к нужным, с точки зрения рекламодателя, выбору и поступку.
Для того чтобы определить границы и соотношение понятий «реклама» и «рекламная деятельность», составлена табл. 1.2, в которой отражены основные подходы к трактовке категории «рекламная деятельность».
Таблица 1.2 - Подходы к определению понятия «рекламная деятельность»
Содержание понятия «рекламная деятельность» |
Авторы |
Вид деятельности или произведенная в результате этой деятельности информационная продукции |
И.Я. Рожков |
Профессиональная деятельность в сфере маркетинговых коммуникаций |
Б.Батра, Джон Дж. Майерс |
Любая платная форма неличного представления и продвижения идей или услуг от имени известного спонсора |
Американская маркетинговая ассоциация |
Форма коммуникации, которая пытается провести качества товаров и услуг, а также идеи на язык нужд и запросов потребителей |
К.Л.Бове, В.Ф. Аренс |
Специфическая область социальных массовых коммуникаций между рекламодателями и различными аудиториями рекламных обращений с целью активного воздействия на эти аудиториями рекламных обращений с целью активного воздействия на эти аудитории, которое должно способствовать решению определенных задач рекламодателя |
Е.В. Ромат |
Комплекс психологических мер воздействия на сознание потенциальных потребителей с целью активного продвижения на рынок объектов рекламы, будь то товар, услуга или политический деятель, а также с целью создания позитивного имиджа фирмы, организации и отдельным институтам |
О.А. Феофанов |
Организация и управление процессом планирования, создания, производства, доведения рекламных сообщений до целевой аудитории и контроль эффективности рекламных мероприятий |
В.В. Ученова |
Результат, процесс, вид бизнеса, вид рекламного творчества |
А.Г. Васильева |
Методическая и плановая подготовка рекламных сообщений и правильное их использование на всех этапах рекламного процесса |
Ф.Г. Панкратов, Ю.К. Баженов |
Распространение рекламных материалов и обеспечение результативности рекламной политики |
И.Ф. Фершева |
Проведя анализ определений понятия «рекламная деятельность», представленных в табл. 1.2, можно определить, что рекламная деятельность – это процесс, направленный на достижение максимального соответствия между нуждами потребителя и характеристиками продукта.
Существует определенная зависимость, согласно которой понятие «рекламная деятельность» актуализируется в значении соответствующего способа производства общественной жизни. И в этом смысле понятие рекламной деятельности может выступать, как деятельность, направленная на повышение жизнеспособности общества и сохранение его ценностей или как деятельность, направленная на изобретение, удовлетворение, возвышение потребностей человека.
1.2. Методические основы (методики) оценки эффективности рекламы
Исследование эффективности рекламы - одно из самых важных и перспективных направлений современных маркетинговых исследований, влияющее на успешность и эффективность бизнеса.
Эффективность рекламы представляет собой комплексный конечный результат от ее использования за определенный промежуток времени. Критерием эффективности рекламы является положительный итог при сравнении достигнутого предприятием результата и затратами на его достижение за счет проведения рекламных мероприятий и акций. Принятые в отечественной и зарубежной практике методы оценки эффективности рекламы можно разделить на две категории – оценочные и аналитические. Оценочные методы могут быть прямыми или косвенными, а аналитические – учитывать изменение внешних условий или нет. Всю совокупность методов определения эффективности рекламы можно разделить на следующие группы: применяемые для оценки психологической, коммуникативной, социальной или экономической эффективности.
Социальная эффективность характеризует последствия осуществления рекламной акции с учетом того, что акция затрагивает интересы не только одного предприятия, но имеет общественный резонанс, касается определенного социального круга лиц, проявляет свое воздействие в смежных отраслях и сферах экономики, на различных уровнях управления. Так, реклама импортных товаров оказывает социальное воздействие на производство и потребление аналогичных товаров российских производителей, снижая объемы их продаж, негативно влияя на потребительские предпочтения [27, c. 55].
Психологическая эффективность представляет собой степень соответствия ценностей и образов, создаваемых рекламой и мировоззрением, менталитетом, вкусами конкретных людей – адресатов рекламы: чем больше совпадений между ними, тем сильнее воздействие рекламы [7, c. 281].
Экономическая эффективность отражает экономические последствия использования рекламы в бизнесе. Ее нередко трактуют как совокупную характеристику эффективности рекламы. При оценке эффективности рекламной деятельности проблема измерения результата от проведения мероприятий и акций и целесообразности затрат на их осуществление может рассматриваться с разных точек зрения:
1. В разрезе популярности различных каналов распространения рекламы у разных целевых аудиторий и неодинаковых затрат на размещение рекламы по каналам ее распространения (телевидение, периодические издания, радио, средства наружной рекламы и т.д.).
2. С позиции определения степени осведомленности потенциальных потребителей о предприятии и его товарах за определенный период времени и затратах, потребовавшихся для проведения предприятием определенной рекламной политики.
3. Для получения сравнительной оценки эффективности проведения отдельных рекламных мероприятий и акций.
4. Для исследования эффективности воздействия рекламного сообщения на определенную целевую аудиторию и его влияния на поведение людей.
5. В целях изучения эффекта синергии, возникающего при одновременном размещении рекламы на всех доступных предприятию каналах распространения информации о выпускаемой продукции и ее производителе.
Выбор направления исследования эффективности рекламы зависит от его целей, величины затрат на ее проведение, а также от множества внутренних и внешних факторов по отношению к предприятию. Специалистами предлагается для оценки эффективности рекламы использовать алгоритм, состоящий из следующих этапов анализа и расчетов:
– оценка степени достижения конечной цели поведенного рекламного мероприятия или акции;
– оценка полноты решения задач, которые требовались для достижения поставленной цели;
– оценка качества выполнения отдельных элементов проведенного рекламного мероприятия или акции;
– оценка эффективности проведения рекламного мероприятия или акции;
– анализ недостатков и ошибок, возникших при проведении рекламного мероприятия или акции, повлиявших на их результаты;
– выводы и предложения, направленные на совершенствование рекламы [6, c. 12].