Файл: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА НЕОБХОДИМОЙ И ДОСТАТОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ (1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений
1.1 Современные аспекты и основные характеристики управленческих решений
1.2 Особенности процесса принятия управленческих решений на предприятии
2. Особенности определения объёма необходимой и достаточной информации при принятии решения
2.1 Роль информации в процессе принятия управленческих решений
2.2 Информационные технологии как инновация в системе управления
2.3 Роль финансовой информации в принятии управленческих решений
Этап выбора и формулировки оптимального решения выявленной проблемы – одна из наиболее важных составляющих процесса принятия управленческого решения. Он требует от руководителя большого опыта, профессионализма, мастерства. При выборе управленческого решения руководитель может полагаться на свою интуицию либо на результаты проведенного эксперимента, позволяющего более объективно определить возможные результаты того или иного пути решения.
Следующим этапом является моделирование процесса принятия управленческого решения. Оно предусматривает наличие альтернативы для выбора и позволяет более взвешенно подойти к выбору наиболее примлемого варианта достижения поставленной цели. Особенностью процесса принятия управленческого решения на данном этапе является поиск нестандартных способов выхода из сложившейся ситуации и оценка результативности применения каждого из имеющихся вариантов.
Оценка эффективности принятого управленческого решения позволяет определить его качество. Под качеством управленческого решения понимается система условий, обеспечивающая выполнение его предназначения в модели управления предприятием: обоснованность, своевременность, непротиворечивость, оптимальность, краткость, ясность, конкретность во времени, эффективность [6].
Расширение схемы разработки и принятия управленческого решения на предприятии осуществляется путем дополнения, уточнения определенных процедур в рамках указанных стадий. При этом количество процедур должно быть максимально возможным, а процесс принятия управленческого решения должен быть логичен и последователен. Стадии разработки и принятия управленческого решения формируют полный цикл процесса принятия управленческого решения. При этом состав и содержание стадий зависят от конкретной управленческой проблемы.
Эффективность управленческого решения определяется используемыми методами в процессе его принятия и реализации на предприятии. Методы представляют собой совокупность приемов и способов исследования, направленных на получение достоверных результатов в рамках решаемой управленческой проблемы. Для обоснования принятия управленческого решения, его разработки и реализации применяется широкий диапазон методов исследования [8].
- Методы, основанные на использовании знаний и интуиции руководителей. Данная группа методов опирается на анализ и обобщение мнений экспертов в области управленческой проблемы, использование их опыта и нетрадиционные подходы к обоснованию, разработке и реализации управленческих решений.
- Формализованные методы, основанные на предварительно заданных алгоритмах, широко используют математический аппарат.
- Неформализованные методы предполагают описание процедуры разработки и принятия управленческого решения на логическом уровне.
- Методы исследования информационных потоков, целью исследования которых является изучение и систематизация информационных процессов относительно выявленной управленческой проблемы.
Таким образом, в процессе исследования, обоснования и осуществления управленческого решения на предприятии существенное значение принадлежит верному выбору метода, используемого на конкретной стадии и применяемого к определенному виду управленческого решения. Точность и эффективность подбора приемов и способов исследования, их наилучшее сочетание зависит от знаний, опыта и интуиции субъекта, принимающего конкретное управленческое решение.
Содержание управленческого решения предлагается расширить посредством применения метода декомпозиции. Данный метод позволяет разделить содержание принимаемого управленческого решения на более мелкие, простые элементы, это обеспечит более детально проникнуть в сущность данного процесса. Декомпозиция управленческих решений предполагает непротиворечивость, самодостаточность, конечность, определенность оснований. Значимость и необходимость декомпозиции управленческих решений обусловлена следующими факторами.
Принятие управленческого решения рассматривается как процесс, который требует исследования ситуации в управляемой системе и разработку мер для ее целенаправленного изменения. В этом смысле принятие управленческого решения выступает как процесс, который нуждается в систематизации распределения решений в пределах каждого сегмента деятельности предприятия.
Субъекты управления должны гибко и оперативно решать вопросы, входящие в их компетенцию, чтобы избежать дублирования управленческих действий [11].
Декомпозиция управленческих решений относительно сегментов деятельности предприятия будет способствовать оперативности и гибкости модели управления, четкому разграничению функций и ответственности в действиях субъектов управления.
Таким образом, декомпозиция управленческих решений по сегментам деятельности предприятия позволит более детально определить суть управленческого решения, расширить область его применения, обозначить степень ответственности за принятие решений, повысить эффективность принимаемых управленческих решений. Декомпозиция управленческих решений является одной из основ разработки методических подходов к формированию информационной обеспечивающей управленческих решений. Управленческие решения распределены по всему управленческому циклу, включаются во все компоненты модели управления предприятием и в значительной степени определяют результативность и эффективность его деятельности.
2. Особенности определения объёма необходимой и достаточной информации при принятии решения
2.1 Роль информации в процессе принятия управленческих решений
Успешное функционирование предприятий в подверженной трансформации экономической среде может обеспечить только тот руководитель, который оперативно следит за переменами, используя актуальную и полную информацию, владеет методологией выработки оптимальных управленческих решений и умеет доводить их до реализации. Это определяет важность овладения будущими руководителями теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.
Слово “информация” в широком смысле означает опосредованное знание об окружающей действительности [4]. Используется информация в целях удовлетворения любопытства, повышения квалификации, принятия решений.
Информация в менеджменте – это сумма нужных, воспринятых и осознанных сведений, необходимых для анализа конкретной ситуации, позволяющая комплексно оценить причины возникновения и развития этой ситуации [11]. Информация позволяет выбрать оптимальное управленческое решение, исходя из конкретной ситуации, и осуществлять систематический контроль за его исполнением.
Информацию можно трактовать как совокупность сведений, сообщений, материалов, данных, определяющих меру потенциальных знаний менеджера о процессах, событиях или явлениях в их взаимосвязи. В управленческой деятельности информация представляет совокупность нужных сведений и данных о состоянии управляющей и управляемой систем, а также о состоянии окружающей среды [5].
Любая система, вырабатывающая сообщение или содержащая информацию, предназначенную для ее передачи, может быть определена как источник информации [8]. Например: Источником научно-технической информации являются научно-техническая литература, патенты, проектно-конструкторская и технологическая документация. Источником учетно-статистической информации служит деятельность административно-хозяйственных структур. Содержится (фиксируется) такая информация в документах специальной формы и имеет периодичный характер.
Управленческая информация возникает непосредственно в процессе управления. Содержится она, как правило, в первоисточниках и во вторичных источниках информации. Первоисточники – это договора, заявки, заказы, инструкции, приказы, распоряжения, решения, интервью. Получить управленческую информацию можно также путем наблюдения за действиями работников. Вторичные источники информации – это переработанная, интерпретированная, обобщенная или сопровождаемая комментариями первичная информация [10].
К плановым источникам управленческой информации относят все типы планов, которые разрабатываются на предприятии: стратегические (перспективные), среднесрочные (тактические) и текущие (оперативные), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания [6].
Источники управленческой информации учетного характера – это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, все виды отчетности и первичная учетная документация [17]. Главенствующая роль здесь принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражена хозяйственная деятельность, ее ход и результаты. Особенностью бухгалтерской информации является ее высокая точность, поскольку она отражает происшедшие события.
Оперативно-техническая информация составляет систему показателей, отображающих состояние объекта на определенную дату.
Внеучетные источники управленческой информации – это документы, которые регулируют хозяйственную деятельность. К таким источникам относят:
– официальные документы, которыми обязано руководствоваться предприятие в процессе своей деятельности (законы, указы, постановления правительства и местных органов власти, приказы вышестоящих организаций, акты проверок и ревизий, приказы и распоряжения руководителей предприятия);
– хозяйственно-правовые документы (договоры, соглашения, решения судебных и арбитражных органов, рекламации);
– решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива;
– техническую и технологическую документацию;
– материалы, относящиеся к сфере деятельности предприятия, которые получены по радио, телевидению, из Интернета, их печатных изданий;
– материалы специальных обследований состояния производства (хронометраж, замеры, фотографии);
– устную информацию, полученную в ходе общения с персоналом предприятия.
Плановые и внеучетные источники управленческой информации составляют систему внутренней информации предприятия.
Система внешней информации – это данные статистики, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, агентурные данные, а также официальные и хозяйственно-правовые документы (внеучетные источники) [19].
Вся информация представляет собой информационный массив – это упорядоченная по определенным признакам совокупность всех видов информации, используемой органами управления для выработки управляющего воздействия. Цель создания массива информации – повысить эффективность управления за счет рациональной систематизации информации, правильного ее распределения по уровням управления в соответствии с характером решаемых задач. Информационный массив должен обеспечивать:
- прямое обращение потребителей к хранимой информации и возможность многократного ее использования;
- наиболее полное удовлетворение информационных потребностей органов управления на всех уровнях;
- оперативный поиск и выдачу информации по запросу;
- предохранение информации от искажения;
- защиту от несанкционированного доступа к информации.
Под потоком информации понимается целенаправленное движение информации от источников до потребителей. Рационализация потоков информации имеет целью исключить дублирование информации, минимизировать маршруты ее прохождения и обеспечить рациональный обмен информацией между органами управления. Информационный поток характеризуется адресностью (наличием источника и потребителя информации), режимом (регламентом) передачи от источника до потребителя и объемом передаваемой информации. По режиму передачи информация может подразделяться на поступающую потребителю принудительно, в нерегламентируемые сроки и по запросу, а также ежедневную, декадную, месячную, квартальную, годовую.
Объем информации – количественная характеристика, измеряемая с помощью условных единиц информации (биты, слова, сообщения, знаки, буквы, листы и др.) [7]. Объем информации используется для определения информационной загруженности органов управления, принятия решений по автоматизации управленческих процедур.
Ценность получаемой информации зависит от точности задачи, так как правильно поставленная задача предопределяет необходимость конкретной информации для принятия решения. Для принятия управленческого решения необходимо знать:
- какая исходная информации необходима для принятия решения;
- в каких информационных документах оформляется решение;
- какими средствами доводится исходная директивная информация до объекта управления, исполнителей;
- какая информация о ходе и результатах выполнения решения должна даваться органу управления с различных участков управляемого объекта;
- кто обязан давать эту информацию, в какое время и при каких условиях;
- каким образом оформляется информация, какими средствами передается, по каким каналам;
- кому предназначена информация, в каком объеме и ассортименте она передается для различных звеньев субъекта управления, руководителей различных уровней;
- пути и средства обеспечения своевременного получения и надежности информации, контроля за ее прохождением, проверки достоверности;
- место, методы и технические средства, люди, предназначенные для работы с информацией, получаемой от объекта управления, способы хранения, переработки и использования, кто использует информацию;