Файл: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА НЕОБХОДИМОЙ И ДОСТАТОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ (1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений
1.1 Современные аспекты и основные характеристики управленческих решений
1.2 Особенности процесса принятия управленческих решений на предприятии
2. Особенности определения объёма необходимой и достаточной информации при принятии решения
2.1 Роль информации в процессе принятия управленческих решений
2.2 Информационные технологии как инновация в системе управления
2.3 Роль финансовой информации в принятии управленческих решений
Задачей финансового анализа является изучение основных показателей деятельности предприятия. Сюда входит оценка финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности, деловой активности и т. п. с помощью полученных данных выявление перспектив дальнейшего развития хозяйствующего субъекта; прогнозирования дальнейшей динамики финансовых показателей [13].
Если руководитель верно решит все задачи финансового анализа, не будет допускать ошибок при проведении анализа, то получит объективную оценку текущего положения предприятия и будет иметь нужную, достоверную информацию для принятия успешных управленческих решений.
На результатах анализа финансовой отчетности основано принятие большого числа различных решений в области финансового менеджмента. Каждый субъект (пользователь) данных финансового анализа изучает информацию о деятельности организации в соответствии со своими конкретными интересами [6].
Информация о финансово-хозяйственной деятельности, состоянии имущества и финансов поступает руководителям из двух источников. В первую очередь, это формализованные системные источники информации. Сюда относятся преимущественно бухгалтерская и управленческая отчетность. Второй – внесистемные источники – результаты проверок по существенным отклонениям в финансово-хозяйственной деятельности. Для обеспечения надлежащего качества информации при принятии управленческих решений, данные полученные по обоим источникам, должны пройти через определенные аналитические процедуры, соответствующие целям организации и потребностям пользователей, находящихся на различных уровнях управления.
При проведении финансового анализа важную роль играет опыт, уровень знаний аналитика. В нашей стране нет единой методики проведения финансового анализа. Многие термины к нам перешли из разных стран, и при переводе один и тот же финансовый показатель обозначается разными терминами (к примеру, «точка безубыточности» и «мертвая точка»; «собственные оборотные средства», «работающий оборотный капитал», «чистый оборотный капитал»). Это загромождает терминологическую базу российской экономической науки, усложняя её изучение и применение знаний на практике, создает таким образом, семантическую проблему и снижает эффективность коммуникационных процессов [4].
Еще одним недостатком при оценке финансового положения предприятия является неполнота информации. В финансовой отчетности, например, не указывается какие заказы предприятие не смог выполнить по каким-либо причинам. Так же организация может скрыть некоторую информацию в бухгалтерской отчетности, чтобы избежать налогов. В связи с этим становится практически невозможно проводить корректный анализ, а качество управленческих решений, принятых на основании такого анализа, резко снижается.
При оценке финансового положения проводится анализ структуры актива баланса, то есть оценивается состояние активов и наличие средств для погашения. Здесь тоже возникает противоречие, так как активы отражаются по фактической стоимости, а учет активов может проводиться спустя много лет, также в период инфляции или дефляции. В этих случаях учет активов по фактической стоимости приведет к расхождению между учетной ценностью и текущей ценностью в реальных экономических условиях. Если аналитик не будет учесть все эти факторы, полученные данные будет недостоверными и принять управленческие решения с этой информацией нецелесообразно.
Еще одним недостатком является тот фактор, что результаты финансового анализа всегда запаздывают, что не позволяет оперативно реагировать на негативную ситуацию путем корректировки ранее принятых управленческих решений. Причина этого – получение руководством организации аналитической информации о результатах финансового анализа лишь после составления годовой бухгалтерской отчетности, для чего законодательством установлен трехмесячный срок после отчетной даты. Нужно заметить, как правило, результаты финансового анализа недостаточны для принятия всей совокупности внутренних управленческих решений [6].
Это далеко не полный список проблем, с которыми сталкивается аналитик при проведении финансового анализа предприятия.
Итак, с помощью финансового анализа дается оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности анализируемого предприятия, выявляются факторы и причины достигнутого состояния и полученных результатов. На основе этих данных принимаются управленческие решения, которые позволяют разработать систему мероприятий по улучшению деятельности. Важно отметить, обеспечить эффективное функционирование организаций возможно только при экономически грамотном управлении их деятельностью, которое во многом определяется умением ее объективно анализировать.
Приведенные в данной работе подходы, суждения и выводы больше востребованы в теории принятия оптимальных решений, в рамках которой создается и описывается нормативная технология принятия решений. В современной теории принятия решений сочетаются не только чисто научные методы, но и относящиеся к искусству принятия решений, то есть организационные, интеллектуальные и психологические способности и опыт людей. По этой причине, на ряду с теорией принятия оптимальных решений развивается и психологическая теория принятия решений, которая изучает поведение людей в процедурах управленческих решений.
Формирование информационной модели принятия управленческих решений на примере образовательной организации
Современная система образования, действующая в режиме постоянного реформирования, требует осуществления новых подходов к управлению, предполагающих усиление его конкретных функций, разработку вариантных структурных моделей, внедрение новых технологий, а также научное обоснование планируемых управленческих действий.
Анализ ситуации в управлении многоуровневой образовательной организации как сложной социально-экономической системы показывает, что методы принятия управленческих решений на основе организации работы, сформировавшиеся у большинства руководителей в прежних условиях управления, становятся недостаточными для выполнения усложнившихся управленческих функций. Решение задач управления в сложных системах в настоящее время лежит в сфере проектирования корпоративных информационных систем. Однако в управлении образовательной организации есть особенности, которые препятствуют непосредственному внедрению комплексных информационных систем.
Для повышения эффективности управления образовательной организацией необходимо дополнительное исследование процессов принятия управленческих решений, а также оригинальная информационная система, обеспечивающая поддержку принятия решений при управлении образовательной организации с учетом большинства трудностей при внедрении и использовании: дефицит времени; перегрузка педагогических работников и администрации образовательного учреждения; частые изменения нормативно-правовой базы; отсутствие централизованного обеспечения информацией; отсутствие кадров с необходимым уровнем владения информационной компетенцией.
Основной функцией любой системы поддержки принятия решений является обеспечение необходимым количеством информации процесса поддержки принятия решений в конкретной предметной области. Информационная потребность руководителя образовательной организации определяет ряд задач, решение которых предоставляет информационную поддержку при выполнении функции руководителя. Основными задачами являются:
‒ анализ и оценка алгоритмов управления;
‒ выбор наилучшего варианта;
‒ влияние факторов среды.
Разработка и принятие управленческих решений, являясь одним из связующих процессов, пронизывает всю управленческую деятельность. Поэтому эффективность управления во многом зависит от его качества. Факторы, которые обуславливают качество управленческих решений, весьма разнообразны и могут иметь организационный, экономический, методологический и психологический характер.
В образовательных организациях невысокое качество управленческих решений обусловлено негативным влиянием организационных причин. Среди них можно отметить следующие:
1. Способы получения информации не гарантируют их достоверности, так как используются неунифицированные формы запросов, которые не имеют однозначной трактовки и к тому же система управления в самом образовательном учреждении допускает получение одной и той же информации от разных структур с учетом еще низкой исполнительской дисциплины исполнителей.
2. На уровне образовательного учреждения собирается различная информация под конкретные запросы, и в дальнейшем полученные данные остаются без использования.
3. Информации, полученной в ходе выполнения запроса, редко дается аналитическая интерпретация, в связи с отсутствием времени и в результате решения принимаются без учета существующих закономерностей и тенденций.
Процесс исполнения управленческого решения включает следующие этапы:
1. Подготовка управленческого документа.
2. Исполнение управленческого документа.
3. Контроль исполнения управленческого документа.
Все в совокупности является основанием для разработки и реализации информационной модели управления, способствующей повышению эффективности процесса управления в образовательном учреждении. Повышение эффективности управления может быть достигнуто за счет следующих факторов:
1. Своевременного обеспечения оперативной информацией СП учебного заведения и принятия управленческих решений.
2. Снижения прямых и обратных потоков информации и сокращения дублирования.
3. Быстрого получения и обработки отчетности.
4. Централизованного хранения и оперативного использования нормативно-правовой базы, информации о материально-техническом обеспечении, кадровом составе учебной организации, сроках прохождения педагогическими кадрами курсов повышения квалификации, опыте работы педагогов учебного заведения и др.
5. Снижения затрат времени на осуществление функций анализа, контроля и подготовки текущей информации.
6. Использования новых форм предоставления информации, реализации системы компьютерного сопровождения механизмов оценки качества образования.
Все отношения, складывающиеся внутри информационного пространства школы, в первую очередь обусловлены процессами передачи информации, то есть движением информационных потоков, и на их основе принятием решений. Базой для принятия решений является информационно-аналитическая деятельность.
Перечень мероприятий поэтапно и механизмы исполнения управленческих решений, а также последовательность выполнения этапов приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Схема механизмов и последовательность исполнения решения
№ п/п |
Наименование этапа |
Механизм исполнения |
Этапы исполнения |
1 |
Этап подготовки управленческого решения |
‒ регламент работы служб. |
‒ сбор информации по направлениям; ‒ варианты альтернативных решений проблем; ‒ определение круга согласовывающих лиц; ‒ определение срока исполнения и возможности контроля исполнения решения; ‒ согласование с должностными лицами корректировки решения |
2 |
Этап исполнения управленческого решения |
‒ база унифицированных форм; ‒ программное обеспечение; ‒ регламент работы служб. |
‒ выбор необходимой унифицированной формы; ‒ заполнение выбранной формы с использованием базы данных; ‒ использование информационного обеспечения; ‒ организация координации работы структурных подразделений управления при принятии решения; ‒ определение целевой аудитории влияния принятого решения. |
3 |
Этап контроля исполнения решения |
‒ журнал контроля исполнения. |
‒ установление обратной связи; ‒ контроль своевременного исполнения; ‒ контроль полноты исполнения; ‒ контроль качества исполнения. |
Методика моделирования совокупной системы требований к образовательной организации процесса принятия управленческого решения включает четыре этапа:
‒ исследование влияния факторов научно-технического прогресса на повышение требований к принятию управленческих решений;
‒ выявление закономерностей влияния изменений условий труда управленческого персонала на принятие решений;
‒ проектирование требований к процессу принятия управленческих решений;
‒ разработку рекомендаций по совершенствованию процессов принятия управленческих решений в образовательной организации.
Систему принятия управленческих решений целесообразно представить в виде основных блоков и критериев, отражающих ключевые моменты работы административно-управленческой команды.
Рисунок 3 - Модель принятия управленческих решений
в образовательной организации
Для своевременного и обоснованного принятия решения необходима достоверная информация о нормативах и ограничениях, которые регламентируют управленческую деятельность, о располагаемых ресурсах, о возможных стратегиях реализации решения.