Файл: Нотариат РФ (Возникновение и основные этапы развития нотариата в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В свою очередь, органы уголовной юстиции входят в структуру властных государственных органов, основная цель которых, защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, пострадавших в результате совершения преступления, а также охрана и защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, согласно ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ)[13]. Таким образом, правоохранительная функция реализуется обоими субъектами, социальная значимость которой основывается на охране прав и свобод человека и гражданина[14].

Более того, следует отметить взаимообусловленность выполнения указанной функции нотариатом и органами уголовной юстиции. Нотариус в рамках осуществления нотариальной деятельности ввиду наделения особыми полномочиями и при использовании всех доступных ему законных способов и средств содействует законности гражданского оборота, обеспечивая при этом безопасность участников гражданского оборота[15].

Активная деятельность нотариата в указанном направлении создает благоприятные условия для осуществления органами уголовной юстиции правоохранительной функции, поскольку содействует профилактике и последующему снижению криминогенной обстановки в сфере гражданского оборота в целом и правоотношений относительно права собственности в частности, что является весьма важной проблемой на современном этапе и требует своего разрешения.

Следует отметить, что высокий уровень профессиональной подготовки, серьезные меры юридической ответственности, законодательно закрепленный процессуальный регламент совершения нотариальных действий и ведения нотариальной деятельности — все это направлено не только на обеспечение законности гражданского оборота, но и способствует профилактике преступлений в сфере нотариальной юрисдикции4. Неоспоримым фактом является наличие публично-правового начала в правовой природе нотариата, что придает официальный5, т.е. подтвержденный государством, характер как самой деятельности нотариуса, так и нотариальным актам, являющимся результатом осуществления нотариальной деятельности.

Разумеется, публично-правовой характер нотариальной деятельности требует создания эффективного механизма системного предварительного и текущего контроля, в том числе и со стороны компетентных государственных органов. Однако контроль со стороны органов уголовной юстиции нацелен преимущественно на обнаружение нарушений нормативно-правовых предписаний с целью применения установленных законом правовых санкций.


В результате, с одной стороны, нотариат и органы уголовной юстиции взаимодействуют с целью обеспечения законности общественных отношений каждый в своей сфере и соответствующими средствами, а с другой стороны, органы государственной юстиции, будучи элементом системы государственных органов и наделенных публично-властными полномочиями, осуществляют в определенной мере контроль за профессиональной деятельностью нотариуса. Нотариальная деятельность регулируется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы), однако они совершенно не регламентируют взаимоотношения нотариата и органов уголовной юстиции, кроме отдельных указаний о характере подобных взаимоотношений[16], упомянутых ст.ст. 5 и 16 Основ. Деятельность органов уголовной юстиции по реализации превентивной роли в рамках выполнения правоохранительной и контрольной функции, в том числе и в отношении органов нотариата, регулируется Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ)8 и УПК РФ. В этой связи органы уголовной юстиции используют предписанные уголовным законодательством средства.

Например, в отношении нотариусов следователь вправе вносить представления об устранении обстоятельств, способствующих совершению преступления, которые направляются в нотариальную палату субъекта РФ или территориальное управление Минюста России. Кроме того, если в ходе судебного разбирательства по уголовному делу выявляются обстоятельства, способствовавшие совершению преступления по нарушению прав и свобод граждан, то выносится частное определение или постановление суда (ст. 29 УПК).

Практика деятельности нотариальных палат знает случаи вынесения органами предварительного расследования, а также судами, «положительных» представлений и определений. Вынесение подобных решений компетентными органами сопровождается информированием органов юстиции и нотариального сообщества «о проявленной нотариусом высокой сознательности, мужестве при выполнении общественного долга, оказанной им помощи по пресечению или раскрытию преступления»9.

Особого внимания в рамках исследования сферы взаимодействия нотариата и органов уголовной юстиции требует регламент привлечения нотариуса к процессуальным действиям в рамках уголовных дел. Ключевым аспектом здесь является порядок предоставления сведений о нотариальных действиях, представляющих собой нотариальную тайну.

Теме уголовно-правовой охраны правового режима нотариальной тайны посвятила свое исследование О.М. Алёхина[17], в котором подробным образом были проанализированы аспекты, касательно правовой сущности нотариальной тайны, правомочности субъектов обязанных хранить сведения, составляющие предмет нотариальной тайны, порядок и объем предоставляемых сведений, а также детальным образом рассмотрен вопрос о проблематике взаимодействия нотариата и органов уголовной юстиции в части хранения, передачи и использования указанной информации.


При рассмотрении вопроса предоставления информации, составляющей предмет нотариальной тайны, в правовую коллизию вступают положения Основ, регулирующие деятельность нотариусов, и УПК, который содержит регламент возбуждения и ведения уголовного дела. Особенность уголовно-процессуальной деятельности заключается в том, что в силу публичности самой деятельности и наличия властных полномочий у ряда субъектов уголовного процесса, распоряжения уполномоченных субъектов (например, прокурора, следователя, дознавателя и т.п.), в том числе и по запросу необходимой для уголовного процесса информации, обязательны к исполнению (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

Основы же, напротив, гарантируют сохранение в тайне не только содержания нотариального действия, но и самого факта его совершения и устанавливают правило о предоставлении подобных сведений по требованию суда, прокуратуры и органов следствия в связи с рассмотрением находящихся в их производстве уголовных, гражданских или административных дел (ч. 4 ст. 5 Основ). Следует отметить, что указанное положение действует только на стадии предварительного расследования и не распространяется на стадию возбуждения уголовного дела, которая, тем не менее, является важной и, возможно, определяет ход дальнейшего расследования. Таким образом, согласно ст.ст. 5 и 16 Основ, нотариус не вправе предоставлять какие-либо сведения или объяснения в любом объеме относительно нотариальных действий и их содержания до момента возбуждения уголовного дела. Однако несогласованность норм, регламентирующих порядок запроса и предоставления сведений, составляющих нотариальную тайну, не должна противопоставлять частные правовые интересы публичным.

Более того, разъяснения Конституционного суда РФ устанавливают за нотариусом обязанность хранить в тайне сведения, составляющие нотариальную тайну, которые относятся к сфере реализации конституционных гарантий неприкосновенности частной, личной и семейной жизни[18]. При этом в случае привлечения нотариуса к следственным действиям на этапе возбуждения уголовного дела важно отметить, что УПК РФ не содержит предписанного алгоритма получения объяснений и запроса информации, но гарантирует соблюдение прав человека и гражданина при проведении проверочных действий.

А также, если возникнет необходимость применения дополнительных действий для обеспечения безопасности нотариуса (например, в случае сообщения им информации о совершенном преступлении), то в протокол могут не заноситься данные о личности нотариуса, а объяснения вносятся под псевдонимом, который присваивается нотариусу на весь период рассмотрения уголовного дела. Помимо объяснений, в качестве доказательств в уголовном деле могут использоваться документы, если они имеют значение для установления обстоятельств по делу, которые могут быть истребованы органами следствия в ходе производства различных следственных действий. Практика работы органов предварительного расследования свидетельствует о том, что довольно часто возникает необходимость истребовать у нотариуса в качестве документальных доказательств копий нотариальных актов, хранящихся в архиве нотариуса.


В случае изъятия подлинников юридически значимых документов компетентными органами производится выемка на основании решения суда. Важно отметить, что нотариус, прежде чем предоставить необходимые документы или копии с них, должен убедиться в наличии возбужденного уголовного дела, о чем должна содержаться отметка в запросе органов предварительного расследования. Особенно хочется отметить правовое положение прокурора в аспекте истребования документов из архива нотариуса.

Поскольку прокурор не может возбуждать и расследовать уголовные дела, то он не вправе запрашивать сведения из архива нотариуса, однако прокурор в силу положений ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»[19] наделен широкими полномочиями по надзору за легитимностью деятельности следственных органов с целью соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан в уголовном процессе. Указанные особенности правового положения прокурора отмечает в своих исследованиях и Р.Б. Осокин, детально исследуя правовую деятельность органов прокуратуры в целом[20], а также на примере отдельных субъектов РФ[21]. Однако Основы не предусматривают возможность использования указанных полномочий прокурором при истребовании документов, содержащих нотариальную тайну.

В результате, на практике прокурор действует по аналогии при истребовании указанных документов, руководствуясь положениями Приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», регламентирующих рассмотрение обращений в сферах, которые регулируются законодательством о сохранности любых видов тайн,[22] и Федеральным законом «О коммерческой тайне»[23], устанавливающем возможность по мотивированному запросу истребовать информацию, представляющую собой коммерческую тайну, в том числе в судебном порядке.

В отношении адвоката, действующего в интересах своего доверителя, существует иное положение. Адвокат, являясь защитником в уголовном судопроизводстве, имеет право истребовать сведения и документы о совершенных нотариальных действиях, но только в отношении доверителя, от имени или по поручению которого совершены указанные нотариальные действия. Таким образом, при истребовании сведений и документов, составляющих предмет нотариальной тайны, как показывает практика, следует руководствоваться целым комплексом нормативно-правовых актов, в отдельных случаях прибегая к аналогии закона, но не стоит пренебрегать строгим регламентом получения доказательств в рамках уголовного процесса, что может привести к оценке полученных доказательств как недопустимых, т.е. полученных с нарушением требований закона.


В этой связи и требования нормативно-правовых предписаний в сфере нотариальной деятельности, и регламент уголовно-процессуального законодательства, направлены на достижение единой цели — охрана и защита прав и законных интересов граждан. Анализ взаимодействия нотариата и органов уголовной юстиции, а также законодательства, регулирующего данный процесс, позволил выявить еще одну проблему в этой связи. Если вопрос относительно истребования сведений и документов можно разрешить путем сложной конфигурации правовых регламентов, то проблема привлечения нотариуса в качестве свидетеля по уголовному делу УПК РФ не регламентирована вовсе, а Основами за нотариусом закреплен «свидетельский иммунитет»[24].

Так, ст. 15 Конституции РФ гласит, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, близких родственников и супруга, а также в иных случаях, установленных федеральными законами, а ст. 16 Основ как раз закрепляет один из таких случаев, когда нотариус освобождается от обязанности хранить в тайне сведения, ставшие ему известными при осуществлении нотариальной деятельности — при возбуждении против нотариуса уголовного дела в связи с совершением нотариального действия.

В этом случае нотариус приобретает статус подозреваемого, а затем обвиняемого с приобретением прав и обязанностей, присущих указанным статусам: отказаться от дачи показаний, не привлекаться за заведомо ложные показания и отказ от дачи показаний к уголовной ответственности и т.п. Совершенно противоположная ситуация складывается при привлечении нотариуса к уголовному расследованию в качестве свидетеля, где нотариус приобретает совершенно другой статус, сопровождаемый иными правами, обязанностями и ответственностью за отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний (ст.ст. 307, 308 УК РФ), и, напротив, действие положений Основ, требующих от нотариуса хранить нотариальную тайну, в данной ситуации не применяется.

Кроме того, ст. 56 УПК РФ нотариусы не включены в перечень лиц, не подлежащих допросу по поводу совершенных ими нотариальных действий, а ст. 29 УПК РФ не предусматривает возможности для суда освободить нотариусов от обязанности продолжать хранить в тайне сведения, составляющих предмет нотариальной тайны и имеющих отношение к уголовному делу[25].

В зависимости от статуса нотариуса в рамках уголовного дела — свидетель или консультант — меняется характер правомочий: в случае неявки без уважительных причин в качестве свидетеля по вызову органов следствия или в суд, к нотариусу могут быть применены меры процессуального принуждения, и, напротив, за нотариусом закреплено право явится на допрос для проведения юридических консультаций. Важным аспектом в указанном случае является спектр вопросов, которые могут быть заданы нотариусу — они не могут выходить за рамки обстоятельств расследуемого преступления и должны соотноситься с процедурой допроса, где сначала устанавливается личность нотариуса, выявляется профессионализм нотариуса и организационные вопросы относительно осуществляемой им нотариальной деятельности, а затем устанавливаются обстоятельства конкретного нотариального действия.