Файл: Нотариат РФ (Возникновение и основные этапы развития нотариата в РФ).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Стадии развития нотариата и его роль в гражданском праве
1.1.Возникновение и основные этапы развития нотариата в РФ
1.2.Особенности правового взаимодействия нотариата и органов уголовной юстиции
Глава 2. Исследование нотариата
2.1.Правозащитная функция современного нотариата
2.2. Нотариат в системе оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи населению
По мнению О.В. Романовской, закрепление правозащитных функций нотариата, помноженное на предоставление права осуществления нотариальных действий от имени государства, предполагает наличие особого статуса у нотариусов. На это, в частности, обращено внимание в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», где сказано: «Осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариусов и обусловливает необходимость организации государством эффективного контроля за их деятельностью, включая деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой и в качестве таковых принадлежащих к лицам свободной профессии».
В ст. 1 Основы о нотариате также подчеркивают, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. В ст. 6 дополнительно указывается, что нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской. В последнее время все чаще авторы пишут о том, что именно правозащитные начала следует считать преобладающими в нотариальной деятельности.
Например. Б.В. Шагиев полагает, что «адвокатура и нотариат занимают важное место в гражданском обществе. Иногда их ошибочно относят к правоохранительным органам. Однако более правильно их относить к правозащитным организациям, основной функцией которых является защита законных прав и свобод граждан и юридических лиц»[35]. Соглашаясь с данной позицией, отметим, что нотариат как правозащитный институт выступает не от своего имени, а от лица государства и осуществляет деятельность, направленную на обеспечение реализации гражданами и организациями своих конституционных прав и законных интересов.
2.2. Нотариат в системе оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи населению
В соответствии с Конституцией Российской Федерации [36] в России признаются и гарантируются права каждого на защиту своих прав и законных интересов всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), на судебную защиту (ч. 1 ст. 46), на квалифицированную юридическую помощь (ч. 1 ст. 48).
Конституционный суд Российской Федерации в своем решении отметил, что основные права и свободы человека и гражданина, к каковым по своему существу относится и право на квалифицированную юридическую помощь, «признаются и гарантируются в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, являются непосредственно действующими», их признание, соблюдение и защита – обязанность государства и одно из необходимых условий справедливого правосудия[37].
Согласно ст. 48 Конституции России каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, должна оказываться бесплатно. Бесплатная юридическая помощь является гарантией права гражданина на справедливое правосудие.
Как отмечает Н. М. Гончарова, «регулирование права на квалифицированную юридическую помощь в Конституции Российской Федерации свидетельствует об общегосударственном значении указанного права и создает правовую основу для обеспечения единого федерального стандарта оказания юридической помощи»[38]. Такой стандарт установлен Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. №°324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», вступившим в силу 15°января°2012 г. (далее – Федеральный закон №°324-ФЗ)[39]. Закон установил основные гарантии права граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи, а также организационные и правовые основы системы оказания бесплатной юридической помощи. Участниками оказания бесплатной юридической помощи являются государственные юридические бюро и иные субъекты, добровольно изъявившие желание участвовать в государственной системе и наделенные таким правом в порядке, определенном Законом.
Федеральный закон № 324-ФЗ заложил минимальный стандарт оказания такой помощи. В свою очередь субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи путем расширения перечня категорий граждан, имеющих право на ее получение, а также дополнения перечня случаев оказания такой помощи.
К участию в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, как сказано в п. 3 ст. 3 Закона № 113-оз, могут привлекаться адвокаты.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 324-ФЗ исполнительные органы государственной власти автономного округа, государственные органы автономного округа и подведомственные им учреждения оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь:
- в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции;
- в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
- представляют интересы гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях;
- разъясняют порядок предоставления бесплатной юридической помощи гражданину;
- оформляют направление о предоставлении бесплатной юридической помощи гражданину адвокатом и др.
В соответствии с ч. 1 с. 28 Федерального закона № 324-ФЗ, в целях правового информирования и правового просвещения населения исполнительные органы государственной власти автономного округа, государственные органы автономного округа обязаны размещать в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в интернет либо доводить до граждан иным способом информацию о порядке и случаях оказания бесплатной юридической помощи, о компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений, о правилах оказания государственных и муниципальных услуг и др.
Граждане, проживающие в труднодоступных и малонаселенных местностях, расположенных на территории автономного округа, имеют право на получение квалифицированной юридической помощи по месту жительства. Как видим, в Законе № 113-оз в качестве участников государственной системы бесплатной юридической помощи указаны адвокаты, что объяснимо, ведь речь идет о квалифицированной юридической помощи, т. е. такой помощи, которую «может оказать только квалифицированный специалист – лицо, обладающее специальными познаниями в области права».[40]
Оказание квалифицированной юридической помощи в нашей стране в основном связывают с деятельностью адвокатуры, это достаточно распространенная точка зрения. Однако нотариусы наряду с адвокатами, работниками органов прокуратуры, государственных юридических бюро и другими также непосредственно оказывают квалифицированную юридическую помощь.
То, что они относятся к данной категории лиц и занимают среди них особое место, вытекает из сущности нотариальной деятельности. Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате [41] нотариус наделяется правом совершать предусмотренные законодательными актами нотариальные действия от имени Российской Федерации. Соответственно, к нотариальной деятельности законодатель предъявляет ряд определенных требований, обеспечивающих публичность и доступность для граждан и юридических лиц данного вида квалифицированной юридической помощи, гарантированной ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации[42].
Нотариат в Российской Федерации служит целям защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечивая совершение нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации, что гарантирует публичное признание нотариально оформленных документов. Осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариусов[43].
Как отмечает В. И. Крусс, конституционная специфика природы нотариальной деятельности заключается в наличии в ней «имманентной публичной составляющей»[44]. Таким образом, на нотариат так же, как и на адвокатуру возложены функции по оказанию бесплатной либо на льготных условиях правовой помощи населению.
Тем более что нотариусы отвечают требованиям, обычно предъявляемым к лицам, оказывающим квалифицированную юридическую помощь: обязательное наличие высшего юридического образования, предъявление лицу, оказывающему отдельные виды юридической помощи, специальных требований (стаж, квалификационный экзамен, членство в профессиональном объединении), активное оказание юридической помощи[45].
Необходимо отметить, что в отличие от адвокатской деятельности, деятельность нотариусов, оказывающих бесплатную квалифицированную юридическую помощь гражданам, не компенсируется государством, и она оказывается абсолютно бесплатно.
Бесплатные юридические консультации нотариусы предоставляют не только в рамках разовых акций, но ежедневно на своих рабочих местах в нотариальных конторах в рамках разъяснительной работы лицу, обратившемуся за совершением нотариального действия.
Правительством Российской Федерации в 2014 г. утверждена государственная программа «Юстиция», которая направлена на развитие правовой грамотности и правосознания граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону и повышение доверия к правосудию[46].
Заключение
Экономические реформы, процессы приватизации и изменения отношений собственности в России потребовали адекватных правовых способов защиты участников гражданского оборота, в том числе и путем развития института нотариата.
Существующая в настоящее время система правовых норм, регулирующих порядок совершения нотариальных действий и взаимоотношения нотариуса с участниками нотариального производства, сформировала в России институт нотариата, приближенный к нотариату латинского типа.
В основе латинского (свободного) типа нотариата лежат традиции римского права и общие правовые концепции. В числе основных системных признаков, характеризующих национальные нотариаты латинского типа, можно указать следующие: основной функцией нотариуса определено придание частным соглашениям аутентичного характера, особой доказательственной и исполнительной силы и, что особенно значимо, защита публичного интереса.
Подводя итог, следует отметить, что нотариат в Российской Федерации прошел достаточно большой путь становления как института защиты прав и свобод граждан и в настоящее время представляет собой систему государственных органов, а также должностных лиц, которым в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате предоставлено право совершать нотариальные действия.
В эту систему входят Министерство юстиции Российской Федерации, министерства юстиции республик, входящих в состав Российской Федерации, управления юстиции субъектов Российской Федерации, государственные нотариальные конторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, а также другие должностные лица, которые действующим законодательством наделены правом в исключительных случаях совершать нотариальные действия.
В условиях продолжающейся административной реформы важное значение приобретает совершенствование всех элементов правового механизма. Одним из таких элементов, играющих системообразующую роль в правовой сфере России, выступает нотариат. Роль нотариата в условиях правовых реформ во многом зависит от тех функций, которые он выполняет. В свою очередь, данные функции являются производными от правовой природы нотариата. Нотариат действует в точке пересечения частного и публичного права и в силу этого обладает дуалистической природой. Нотариус одновременно выступает как уполномоченный представитель государства, выражающий его волю в правоотношениях, и как независимый юридический консультант субъектов правоотношений. Отсюда закономерно вытекает потребность в существовании независимого нотариата, свободного как в организационном, так и в процессуальном отношении.
В современных условиях предусмотренная законодательством деятельность нотариусов способствует закреплению и реализации имущественных прав граждан. Нотариус юридически оформляет право собственности на недвижимость, наследственные права и т.д. Именно благодаря деятельности нотариата имущественные, а в некоторых случаях и личные неимущественные права граждан оказываются более защищенными, и у граждан не возникает необходимости отстаивать эти права в суде. Поэтому институт нотариата в контексте его деятельности вполне может рассматриваться в виде особой формы защиты гражданских прав и охраняемых законом субъективных интересов.