Файл: Нотариат РФ (Возникновение и основные этапы развития нотариата в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению О.В. Романовской, закрепление правозащитных функций нотариата, помноженное на предоставление права осуществления нотариальных действий от имени государства, предполагает наличие особого статуса у нотариусов. На это, в частности, обращено внимание в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», где сказано: «Осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариусов и обусловливает необходимость организации государством эффективного контроля за их деятельностью, включая деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой и в качестве таковых принадлежащих к лицам свободной профессии».

В ст. 1 Основы о нотариате также подчеркивают, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. В ст. 6 дополнительно указывается, что нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской. В последнее время все чаще авторы пишут о том, что именно правозащитные начала следует считать преобладающими в нотариальной деятельности.

Например. Б.В. Шагиев полагает, что «адвокатура и нотариат занимают важное место в гражданском обществе. Иногда их ошибочно относят к правоохранительным органам. Однако более правильно их относить к правозащитным организациям, основной функцией которых является защита законных прав и свобод граждан и юридических лиц»[35]. Соглашаясь с данной позицией, отметим, что нотариат как правозащитный институт выступает не от своего имени, а от лица государства и осуществляет деятельность, направленную на обеспечение реализации гражданами и организациями своих конституционных прав и законных интересов.

2.2. Нотариат в системе оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи населению

В соответствии с Конституцией Российской Федерации [36] в России признаются и гарантируются права каждого на защиту своих прав и законных интересов всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), на судебную защиту (ч. 1 ст. 46), на квалифицированную юридическую помощь (ч. 1 ст. 48).


Конституционный суд Российской Федерации в своем решении отметил, что основные права и свободы человека и гражданина, к каковым по своему существу относится и право на квалифицированную юридическую помощь, «признаются и гарантируются в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, являются непосредственно действующими», их признание, соблюдение и защита – обязанность государства и одно из необходимых условий справедливого правосудия[37].

Согласно ст. 48 Конституции России каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, должна оказываться бесплатно. Бесплатная юридическая помощь является гарантией права гражданина на справедливое правосудие.

Как отмечает Н. М. Гончарова, «регулирование права на квалифицированную юридическую помощь в Конституции Российской Федерации свидетельствует об общегосударственном значении указанного права и создает правовую основу для обеспечения единого федерального стандарта оказания юридической помощи»[38]. Такой стандарт установлен Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. №°324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», вступившим в силу 15°января°2012 г. (далее – Федеральный закон №°324-ФЗ)[39]. Закон установил основные гарантии права граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи, а также организационные и правовые основы системы оказания бесплатной юридической помощи. Участниками оказания бесплатной юридической помощи являются государственные юридические бюро и иные субъекты, добровольно изъявившие желание участвовать в государственной системе и наделенные таким правом в порядке, определенном Законом.

Федеральный закон № 324-ФЗ заложил минимальный стандарт оказания такой помощи. В свою очередь субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи путем расширения перечня категорий граждан, имеющих право на ее получение, а также дополнения перечня случаев оказания такой помощи.

К участию в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, как сказано в п. 3 ст. 3 Закона № 113-оз, могут привлекаться адвокаты.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 324-ФЗ исполнительные органы государственной власти автономного округа, государственные органы автономного округа и подведомственные им учреждения оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь:


- в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции;

- в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

- представляют интересы гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях;

- разъясняют порядок предоставления бесплатной юридической помощи гражданину;

- оформляют направление о предоставлении бесплатной юридической помощи гражданину адвокатом и др.

В соответствии с ч. 1 с. 28 Федерального закона № 324-ФЗ, в целях правового информирования и правового просвещения населения исполнительные органы государственной власти автономного округа, государственные органы автономного округа обязаны размещать в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в интернет либо доводить до граждан иным способом информацию о порядке и случаях оказания бесплатной юридической помощи, о компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений, о правилах оказания государственных и муниципальных услуг и др.

Граждане, проживающие в труднодоступных и малонаселенных местностях, расположенных на территории автономного округа, имеют право на получение квалифицированной юридической помощи по месту жительства. Как видим, в Законе № 113-оз в качестве участников государственной системы бесплатной юридической помощи указаны адвокаты, что объяснимо, ведь речь идет о квалифицированной юридической помощи, т. е. такой помощи, которую «может оказать только квалифицированный специалист – лицо, обладающее специальными познаниями в области права».[40]

Оказание квалифицированной юридической помощи в нашей стране в основном связывают с деятельностью адвокатуры, это достаточно распространенная точка зрения. Однако нотариусы наряду с адвокатами, работниками органов прокуратуры, государственных юридических бюро и другими также непосредственно оказывают квалифицированную юридическую помощь.

То, что они относятся к данной категории лиц и занимают среди них особое место, вытекает из сущности нотариальной деятельности. Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате [41] нотариус наделяется правом совершать предусмотренные законодательными актами нотариальные действия от имени Российской Федерации. Соответственно, к нотариальной деятельности законодатель предъявляет ряд определенных требований, обеспечивающих публичность и доступность для граждан и юридических лиц данного вида квалифицированной юридической помощи, гарантированной ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации[42].


Нотариат в Российской Федерации служит целям защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечивая совершение нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации, что гарантирует публичное признание нотариально оформленных документов. Осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариусов[43].

Как отмечает В. И. Крусс, конституционная специфика природы нотариальной деятельности заключается в наличии в ней «имманентной публичной составляющей»[44]. Таким образом, на нотариат так же, как и на адвокатуру возложены функции по оказанию бесплатной либо на льготных условиях правовой помощи населению.

Тем более что нотариусы отвечают требованиям, обычно предъявляемым к лицам, оказывающим квалифицированную юридическую помощь: обязательное наличие высшего юридического образования, предъявление лицу, оказывающему отдельные виды юридической помощи, специальных требований (стаж, квалификационный экзамен, членство в профессиональном объединении), активное оказание юридической помощи[45].

Необходимо отметить, что в отличие от адвокатской деятельности, деятельность нотариусов, оказывающих бесплатную квалифицированную юридическую помощь гражданам, не компенсируется государством, и она оказывается абсолютно бесплатно.

Бесплатные юридические консультации нотариусы предоставляют не только в рамках разовых акций, но ежедневно на своих рабочих местах в нотариальных конторах в рамках разъяснительной работы лицу, обратившемуся за совершением нотариального действия.

Правительством Российской Федерации в 2014 г. утверждена государственная программа «Юстиция», которая направлена на развитие правовой грамотности и правосознания граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону и повышение доверия к правосудию[46].

Заключение

Экономические реформы, процессы приватизации и изменения отношений собственности в России потребовали адекватных правовых способов защиты участников гражданского оборота, в том числе и путем развития института нотариата.

Существующая в настоящее время система правовых норм, регулирующих порядок совершения нотариальных действий и взаимоотношения нотариуса с участниками нотариального производства, сформировала в России институт нотариата, приближенный к нотариату латинского типа.


В основе латинского (свободного) типа нотариата лежат традиции римского права и общие правовые концепции. В числе основных системных признаков, характеризующих национальные нотариаты латинского типа, можно указать следующие: основной функцией нотариуса определено придание частным соглашениям аутентичного характера, особой доказательственной и исполнительной силы и, что особенно значимо, защита публичного интереса.

Подводя итог, следует отметить, что нотариат в Российской Федерации прошел достаточно большой путь становления как института защиты прав и свобод граждан и в настоящее время представляет собой систему государственных органов, а также должностных лиц, которым в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате предоставлено право совершать нотариальные действия.

В эту систему входят Министерство юстиции Российской Федерации, министерства юстиции республик, входящих в состав Российской Федерации, управления юстиции субъектов Российской Федерации, государственные нотариальные конторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, а также другие должностные лица, которые действующим законодательством наделены правом в исключительных случаях совершать нотариальные действия.

В условиях продолжающейся административной реформы важное значение приобретает совершенствование всех элементов правового механизма. Одним из таких элементов, играющих системообразующую роль в правовой сфере России, выступает нотариат. Роль нотариата в условиях правовых реформ во многом зависит от тех функций, которые он выполняет. В свою очередь, данные функции являются производными от правовой природы нотариата. Нотариат действует в точке пересечения частного и публичного права и в силу этого обладает дуалистической природой. Нотариус одновременно выступает как уполномоченный представитель государства, выражающий его волю в правоотношениях, и как независимый юридический консультант субъектов правоотношений. Отсюда закономерно вытекает потребность в существовании независимого нотариата, свободного как в организационном, так и в процессуальном отношении.

В современных условиях предусмотренная законодательством деятельность нотариусов способствует закреплению и реализации имущественных прав граждан. Нотариус юридически оформляет право собственности на недвижимость, наследственные права и т.д. Именно благодаря деятельности нотариата имущественные, а в некоторых случаях и личные неимущественные права граждан оказываются более защищенными, и у граждан не возникает необходимости отстаивать эти права в суде. Поэтому институт нотариата в контексте его деятельности вполне может рассматриваться в виде особой формы защиты гражданских прав и охраняемых законом субъективных интересов.