Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
- разработка системы документооборота для заполнения налоговых регистров и т.д.
Если у организации-налогоплательщика есть филиалы, представительства или другие обособленные подразделения, то в ее учетной политике следует предусмотреть целый ряд вопросов, касающихся взаимодействия между головной организацией и ее подразделениями:
- сроки представления данных в головную организацию;
- порядок уплаты налогов;
- порядок ведения книг покупок и продаж;
- порядок выставления счетов-фактур и т.п.;
2. Выбор способа налогового учета из нескольких возможных. Это самая главная часть налоговой учетной политики.
3. Дополнительные разъяснения по ряду важных вопросов исчисления налогов, по которым нормы налогового законодательства отсутствуют или не содержат определенного порядка действий.
Грамотное решение последнего вопроса поможет избежать многих конфликтов с налоговой инспекцией. Если вдруг спор с налоговым органом перейдет в судебную плоскость, то налоговая учетная политика организации послужит серьезным аргументом в ее пользу. При этом следует помнить, что разработка налогоплательщиком своих собственных способов или методик налогового учета возможна только в тех случаях, когда нормы налогового законодательства или не определены вообще, или не допускают однозначного толкования (что зачастую приводит к конфликту с налоговиками). [5, C 745]
Обязанность по составлению и принятию учетной налоговой политики закреплена в нескольких главах НК РФ:
гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» (ст. 167 НК РФ);
гл. 25 «Налог на прибыль организаций» (ст. 313 НК РФ);
гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» (п. 2 ст. 339 НК РФ);
гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» (п. 16 ст. 346.38 НК РФ). [2]
Для изменения однажды принятой политики (по аналогии с бухгалтерским учетом) необходимо возникновение одного из следующих обстоятельств:
- изменение применяемых методов учета;
- существенное изменение условий деятельности организации;
- изменение законодательства о налогах и сборах.
В первом и втором случаях изменения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае - не ранее момента вступления в силу изменений налогового законодательства. В первых двух случаях налогоплательщик добровольно изменяет учетную политику, а в последнем - в обязательном порядке.
По сравнению с налогом на прибыль законодательство по НДС несколько либеральнее. Изменение учетной политики по этому налогу возможно с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Другими словами, учетная политика по НДС может меняться один раз в год.
Однако в учетной политике есть такие элементы, которые, будучи раз принятыми, не изменяются ни при каких обстоятельствах. Так, нельзя изменить метод определения количества добытого полезного ископаемого, который установлен в гл. 26 НК РФ. Впрочем, и он может быть изменен, но только если поправки вносятся в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением технологии их добычи. Вот тогда можно утвердить новый приказ об учетной политике или внести изменения в его прежнюю редакцию.
Важно учесть, что налоговая учетная политика едина для всей организации и обязательна для всех ее подразделений - как уже существующих, так и тех, которые будут созданы в будущем. В отношении НДС это правило прямо закреплено в п. 12 ст. 167 НК РФ.
Основными задачами налогового учёта являются:
- формирование полной и достоверной информации о порядке предоставления данных о величине объектов налогообложения;
- обоснование применяемых льгот и вычетов;
- формирование полной и достоверной информации об определении размера налогооблагаемой базы отчётного (налогового) периода;
- обеспечение раздельного учёта при применении различных ставок налога или различного порядка налогообложения;
- обеспечение своевременной, достоверной и полной информацией внутренних и внешних пользователей, контроль за правильностью исчисления и перечисления налога в бюджет. [1]
Принципы налогового учета несколько отличаются от принципов бухгалтерского учета. Так, фундаментальным в бухучете является принцип двойной записи, который обосновывает бухгалтерское уравнение, увязывающее активы организации с источниками их образования. В налоговом учете такое правило не применяется.
В главе 25 НК РФ нашли отражение следующие принципы ведения налогового учета:
- принцип денежного измерения, т.е. в налоговом учете отражается информация о доходах и расходах, прежде всего в денежном выражении;
- принцип имущественной обособленности - т.е. имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. В налоговом законодательстве этот принцип декларируется в отношении амортизируемого имущества;
- принцип непрерывности деятельности организации - учет должен вестись непрерывно с момента ее регистрации организации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации. Если организация в течение какого-либо календарного месяца ликвидирована или реорганизована, то амортизация имущества не начисляется с 1-го числа месяца, в котором завершена ликвидация или реорганизация;
- принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления) (ст. 271, 272 НК РФ);
- принцип последовательности применения норм и правил налогового учета - т.е. нормы и правила налогового учета должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому;
Глава 2. Налоговый учет в деятельности организации
2.1 Налоговый учет в системе управления финансами организации
Введение в РФ с 1 января 2002 г. официального налогового учета потребовало дальнейшего совершенствования теории и методологии налоговой составляющей в системе управления финансами современного предприятия. Данные вопросы нашли свое отражение в научных трудах таких российских ученых-экономистов, как Л.И. Малявкина [1], О.В. Родина [2], Е.В. Полуянов [3], Т.В. Севастьянова [4], А.В. Сошникова [5], Л.В. Усатова [6] и др. Тем не менее, многие вопросы методологии и организации налогового учета не до конца исследованы и продолжают оставаться актуальными для практиков и теоретиков.
Цель данной публикации - рассмотреть методологические и организационные вопросы налогового учета на современном предприятии, определить концептуальные положения налогового учета в системе управления финансами организаций.
Глава 25 НК РФ в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль предусматривает ведение налогового учета, под которым понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом (ст. 313 НК РФ). Согласно нормам главы 25 НК РФ, система налогового учета организуется предприятием самостоятельно, исходя из принципа последовательности перехода от одного налогового периода к другому. Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета. Однако в декабре 2001г. Министерством РФ по налогам и сборам были разработаны рекомендации «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации», которые предусматривали 51 форму аналитических регистров налогового учета по пяти группам:
-регистры промежуточных расчетов;
-регистры учета состояния единицы налогового учета;
-регистры учета хозяйственных операций;
-регистры формирования отчетных данных;
-регистры учета целевых средств некоммерческими организациями.
В Рекомендациях налогоплательщикам были предложены основные регистры системы налогового учета, каждый из которых представлял собой перечень основных показателей, необходимых, по мнению МНС России, для исчисления налоговой базы в соответствии с правилами, предусмотренными гл. 25 Кодекса. Однако данную систему внедрить на практике не удалось.
Во-первых, информационное сообщение МНС России от 19.12.2001 «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» не относится к нормативным правовым актам, носит рекомендательный характер и не является обязательным для исполнения налогоплательщиком.
Во-вторых, необходимость ведения самостоятельной системы учета в целях налогообложения вызвала у квалифицированных представителей бухгалтерского сообщества резкое неприятие. В своих выступлениях, научных публикациях они критиковали обособление налогового учета от бухгалтерского (финансового) учета.
В частности, руководитель Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России А.С. Бакаев в свое время предлагал исключить все статьи о налоговом учете начиная с 313-й и по 333-ю. Он писал: «Это дефект гл.25: описание техники сбора данных, присущей для нефтяной отрасли, зачем-то распространили на все виды деятельности. Нужно выбросить из главы всю технику. Беда в том, что мало кто из разработчиков обращает внимание на техническую сторону, потому что они не знают бухгалтерского учета. Отсюда и ляпы» [7].
Отдельные критические замечания высказывались представителями фискальных органов. Например, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса О. Г. Лапина писала: «В целях исполнения требований по порядку исчисления налога на прибыль организациям вменено в обязанность ведение отдельной системы налогового учета, основанной на группировке первичных документов в соответствии с установленными гл. 25 НК РФ правилами (ст. ст. 313, 314 НК РФ). Практика показывает, что ведение параллельной системы учета (наряду с бухгалтерским) приводит не только к дополнительным затратам налогоплательщика, но и к снижению эффективности налогового контроля» [8].
Против введения налогового учета выступали и представители высшей школы. Доцент АЭБ МВД России (филиал, г. Уфа) С.Х. Гелимханова также говорила о недостатках внедрения налогового учета: «Во-первых, объем бухгалтерской работы значительно возрастает. Ведь весь массив информации, содержащийся в первичных документах, обрабатывается и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Во-вторых, затрудняется контроль за полнотой и правильностью разнесения первичных документов в налоговом учете (из-за отсутствия двойной записи). При большом документообороте поиск ошибок может превратиться в трудновыполнимую задачу. В результате на средних и крупных предприятиях при отсутствии специальной эффективной системы контроля налоговая база формируется практически «вслепую». Многие предприятия не ведут специальных налоговых регистров и до сих пор формируют налоговую базу путем корректировки бухгалтерской прибыли или отдельных статей расходов и доходов, полученных в бухгалтерском учете. То есть, по сути, продолжает использоваться способ расчета налогооблагаемой прибыли, применявшийся до 2002 г.[9].
Профессор В.Д. Новодворский, экономист Д.Р. Гараев отмечали, что «ведение налогового учета, «оторванного» от бухгалтерского, влечет чрезмерное усложнение системы учета на предприятиях, потере рациональности бухгалтерских процедур и увеличению административных расходов предприятия. При этом, как показывает практика, единственная функция, которую выполняет налоговый учет, - это контрольная» [10].
С мнением вышеперечисленных экономистов был солидарен к.э.н., управляющий партнер Бухгалтерского методологического центра, член Национального совета по стандартам финансовой отчетности И.Р. Сухарев, который указывал, что «у налогоплательщика действительно появилась новая обязанность - создать дополнительную учетную систему в целях налогообложения. Но это приводит только к росту издержек организаций, но не сопровождается освобождением самого бухгалтерского учета от фискальных функций и не способствует повышению качества налогового администрирования» [11].
Бухгалтер компании ЗАО «Конверсия-связь» (г. Саратов) О.И. Соснаускене, используя свой собственный практический опыт, писала, что «большинство организаций так и не смогло себе позволить полностью реализовать в своем учете эти Рекомендации, так как это привело бы к удвоению бухгалтерского документооборота. Смысл в том, что учет для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета строится на одних и тех же первичных документах, но записи в регистры бухгалтерского учета и в регистры налогового учета производятся разными способами. И хотя налоговый учет строится с учетом аналитики, но по своей сути (в рамках рекомендаций) осуществляется путем односторонней записи, а выходными формами являются накопительные таблицы. В результате теряется основной бухгалтерский принцип группирования доходов и расходов и их движения по счетам (субсчетам). Иными словами, таблица, сформированная для целей организации налогового учета, плохо поддается последующему внутреннему контролю, а для случаев применения результатов в последующих периодах (например, при учете движения разницы, связанной с НЗП) - практически непригодна» [12].