Файл: Цель и задачи налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С 1.01.02 понятие и правила налогового учета закреплены в документе прямого действия - главе 25 НК РФ (статьи 313-333). Теперь организации обязаны не корректировать данные бухгалтерского учета для целей налогообложения, а самостоятельно вести отличный от бухгалтерского налоговый учет. Он необходим для формирования полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций для целей налогообложения и обеспечения контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов в бюджет. [2]

Регистры налогового учета. Для систематизации данных налогового учета предназначены аналитические регистры налогового учета, которым посвящена ст. 314 НК РФ. При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных и данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Министерство по налогам и сборам разрабатывает регистрационные формы налогового учета, которые будут носить рекомендательный характер. На сегодняшний день они не приняты, несмотря на то, что глава 25 НК РФ вступает в силу с 1.01.02. Попытаемся разобраться, какие формы регистров могут подойти для налогового учета.

Новое - это хорошо забытое старое, поэтому, скорее всего старая система регистров бухучета останется и системой регистров налогового учета.

Способы группировки данных

Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. В регистрах налогового учета отражаются те же данные (из первичных учетных документов), сгруппированные в соответствии с требованиями главы 25 без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Итог такого регистра находит отражение в налоговых декларациях. [10, C 345]

Следует помнить, что именно документ является носителем юридической и экономической информации. Он отражает динамику собственности и содержит сведения о движении материальных ценностей и денежных средств. Любая (без единого исключения) финансово-хозяйственная операция должна сопровождаться письменным свидетельством (документом) определенного вида. На основании первичных учетных документов производятся все записи в бухгалтерских регистрах.

Основой налогового учета является те же документы, только группируются эти они иначе, так чтобы раскрывался порядок формирования налоговой базы. Налоговый регистр может иметь табличную или описательную (справка) форму. Порядок составления расчета налоговой базы приведен в ст. 315 НК РФ.


Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:

1. Период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом).

2. Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе:

1) выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав, за исключением выручки, указанной далее в подп. 2, 3, 4 и 5.;

2) выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

3) выручка от реализации покупных товаров;

4) выручка от реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке;

5) выручка от реализации основных средств;

6) выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств.

3. Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе:

1) расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства, а также расходы, понесенные при реализации имущества, имущественных прав, за исключением расходов, указанных далее в подп. 2, 3, 4 и 5.

При этом общая сумма расходов уменьшается на суммы остатков незавершенного производства, остатков продукции на складе и продукции отгруженной, но не реализованной, наконец, отчетного (налогового) периода, определяемых в соответствии со ст. 319 НК РФ;

2) расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

3) расходы, понесенные при реализации покупных товаров;

4) расходы, понесенные при реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке;

5) расходы, связанные с реализацией основных средств;

6) расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг).

4. Прибыль (убыток) от реализации, в том числе:

1) прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав, за исключением выручки, указанной далее в подп. 2, 3, 4 и 5;

2) прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

3) прибыль (убыток) от реализации покупных товаров;

4) прибыль (убыток) от реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке;

5) прибыль (убыток) от реализации основных средств;

6) прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств.


5. Сумма внереализационных доходов.

6. Сумма внереализационных расходов.

7. Прибыль (убыток) от внереализационных операций.

8. Итого налоговая база за отчетный (налоговый) период.

Указанный порядок можно считать обобщающим регистром налогового учета. Его итоговая строка (пункт 8), переносятся непосредственно в налоговую декларацию по налогу на прибыль организации. [1]

Порядок формирования налоговых регистров. На сегодняшний день, ведение бухгалтерского учета с применением компьютера стало нормой на многих предприятиях. Одни предприятия используют «ручные» методы сбора и обработки учетной информации и для их автоматизации им вполне достаточно стандартных, широко распространенных средств типа электронных таблиц (например, MS EXCEL). Другие используют стандартные пакеты прикладных бухгалтерских программ известных фирм широко представленных на рынке программного обеспечения.

Теперь бухгалтер должен продумать организацию учета с помощью средств автоматизации не только для составления бухгалтерской отчетности, анализа, планирования и прогнозирования, но и для формирования налоговой базы. Это становится возможным только при наличии развернутой многоуровневой аналитики.

Разрабатываемые предприятием формы аналитических регистров налогового учета должны отвечать требованию рациональности документооборота. Уже в процессе принятия первичных документов к учету нужно проводить анализ хозяйственной операции с точки зрения налогообложения (в соответствии с требования главы 25 НК РФ) и в едином регистре бухгалтерского учета отмечать те операции, которые имеют отношение к налоговому учету.

Таким образом, в едином регистре бухгалтерского учета вводится дополнительный аналитический признак: «для налогового учета». Это означает, что порядок группировки объектов и хозяйственных операций, помеченных этим признаком, отличен от порядка группировки и отражения этих операций в бухгалтерском учете. Для окончательного формирования налогового регистра в табличной или описательной форме необходимо будет учитывать именно эти операции. [11, C 201]

При использовании автоматизированного учета, такой порядок учета операций возможен, если прямо ввести новый аналитический признак «для налогового учета». При ручной обработке документов в учетной политике можно оговорить, что записи «для налогового учета» делают чернилами другого цвета, например, синими или, например, зелеными чернилами.


2.3 Учет доходов и расходов предприятия

Все виды доходов и расходов подразделяются на две группы:

а) доходы и расходы от основной деятельности, учет которых ведется на счете 90.

б) доходы и расходы от прочих операций, учет которых ведется на счете 91.

Учет доходов и расходов ведется в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

На счетах 90 и 91 все виды доходов и расходов отражаются на отдельных субсчетах, на которых суммы доходов и расходов накапливаются в течение года нарастающим итогом.

Синтетические счета 90 и 91 сальдо не имеют, т.к. в конце каждого месяца закрываются для определения финансового результата на субсчетах 90-9 и 91-9, но каждый субсчет на счетах 90 и 91 в течение года имеет дебетовое или кредитовое сальдо. Все эти субсчета закрываются только в конце отчетного года при проведении процедуры, которая называется реформацией баланса. [14, C 34]

Учет прочих видов доходов и расходов

На счете 91 ведется учет:

а) доходов и расходов от реализации прочих активов;

б) прочих видов доходов и расходов.

Учет доходов и расходов по разному ведется в бухгалтерском и налоговом учете.

В течение месяца доходы отражаются по кредиту счета 90.1. Расходы по дебету счета 90 по следующим субсчетам:

90.3 - Налог на добавленную стоимость

90.4 - Акцизы

90.5 - Экспортные пошлины и др.

В конце месяца сумма дебетовых оборотов по счетам 90.2; 90.3; 90.4 ...сопоставлялись с итогом кредитового оборота по счету 90.1.Разница выявленного финансового результата отражается на субсчете 90.9 -прибыль/убыток от продаж. По дебету, если получена прибыль, по кредиту, если получен убыток.

На счете 99 определяется чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов. Дт 99 Кт 84 - выявлена чистая прибыль по итогам отчетного года. Дт 84 Кт 69 - списан непокрытый убыток отчетного года.

Реформация баланса - это списание прибыли или убытка, полученного фирмой за прошедший финансовый год.

Таким образом, реформация баланса проводится в три этапа:

1. Закрывают субсчета счета 90

2. Закрывают субсчета счета 91

3. Закрывают счет 99 и остаток чистой прибыли списывают на счет 84.

Реформация баланса проводится 31.12 каждого отчетного года, в результате чего на 01.01 следующего года мы имеем обнуленные счета 90, 91 и 99.

Годовая отчетность составляется только после проведения реформации баланса.

Книга доходов и расходов заводится на один год, делать это предприниматель должен каждый год. Если ведение книги предполагается в бумажном виде, то ее нужно заверить в налоговой инспекции до начала календарного года. Если в электронном, то по окончании года, ее необходимо распечатать, а затем по специальной инструкции прошнуровать и пронумеровать, подписать и поставить печать (если есть). До срока сдачи налоговой декларации по УСН книгу нужно представить в налоговый орган (только подписать у инспектора).


Существует письмо ИФНС от 3 февраля 2010 г., согласно которому представлять книгу в налоговую инспекцию необязательно.

Ошибки в книге ведения доходов и расходов, в том числе намеренные легко могут быть выявлены и проверены налоговой. Делается это очень просто, контрагенты, с которыми вы вели дела, проходили проверку и, естественно, были проверены и ваши общие документы. Либо налоговая могла сделать запрос в банк о движения на вашем расчетном счете и сверить фактические движения денежных средств. А ошибки любого происхождения чреваты штрафами, нервами и другими неприятными последствиями.

И это является одной из причин того, что предприниматели стараются выбираться электронный вид ведения учета доходов и расходов УСН. Аксель тут поможет только тем, у кого раз в месяц проходит сделка, для развивающегося бизнеса нужна специальная программа, а ещё лучше программа для предпринимателя, которая умеет и вести учет доходов и расходов УСН. Ведь ведение отдельного учета доходов и расходов от расчета и уплаты налогов и взносов, торговли, а также других видов детальности предпринимателя грозит дублированием работы и неудобствами. [15, C 127]

Самой распространенной программой для предпринимателей на УСН в России, работающей онлайн, является Электронный бухгалтер Эльба, которая учет доходов и расходов УСН ведет автоматически.

При наличии расчетного счет, предприниматель получает выписку из интернет - банка и импортирует её в Эльбу (загружает файл из интернет-банк), после чего все доходы и расходы будут перенесены в Эльбу и автоматически отразятся в книге учета доходов и расходов УСН. Остается только добавить доходы и расходы наличных, и предприниматель «на упрощенке» без лишних затруднений получит готовую, заполненную книгу учета доходов и расходов. Её можно распечатать или сохранить в электронном виде.

Заключение

Для всех юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, ведение налогового учёта является обязательным. Налоговый учет на предприятии организуется самостоятельно налогоплательщиком. Порядок ведения налогового учёта устанавливается в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в порядке, определенном НК РФ.