Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность правового статуса человека и гражданина
1.1. Правовой статус личности: эволюция понятия
1.2. Содержание правового статуса личности
Глава 2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина
2.1. Конституционный статус личности как инструмент конституционного права
2.2. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие и система
1.2. Содержание правового статуса личности
В результате анализа структуры правового статуса личности в юридической литературе выделяются различные элементы: субъективные права, свободы и обязанности, гражданство, общая правоспособность, гарантии, законные интересы, юридическая ответственность, процессуальные права (одна группа авторов их относит к основным правам человека, другая группа – к гарантиям обеспечения правового статуса личности[23].
Права и свободы человека как элемент правового статуса личности, содержат не только закреплённые Конституцией, но и вытекающие из внутригосударственных и международных документов Российской Федерации все права и свободы личности, поскольку согласно Конституции Российской Федерации «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15). В этой связи следует отметить, что в наши дни под воздействием норм, закреплённых в международных актах по правам человека, расширяется правовой статус личности. Более того, международное право постепенно становится универсальным, а его нормы и принципы – обязательными для всех государств международного сообщества.
Кроме этого, Россия, становясь членом Совета Европы, подписывая Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (принята 4 ноября 1950 г.) и ратифицировав её вместе с Протоколами, предоставляет возможность отдельным лицам, группам граждан, неправительственным организациям обращаться в Европейский Суд по правам человека с индивидуальными жалобами о нарушенных правах и свободах, закреплённых Конвенцией.
Однако обязательным условием рассмотрения таких жалоб является исчерпание всех внутригосударственных средств правовой защиты. Кроме этого, Российская Федерация, присоединяясь к Факультативному протоколу Международного Пакта о гражданских и политических правах 1966 г., признала компетенцию Комитета по правам человека ООН. Это означает, что Комитет может принимать и рассматривать сообщения тех лиц, которые находятся под юрисдикцией России, утверждают, что они являются жертвами нарушения Российской Федерацией какого-либо из прав, изложенных в Пакте. После рассмотрения сообщений Комитет сообщает свои соображения соответствующему государству-участнику и лицу (п. 4 ст. 5). Однако эти соображения носят консультативный характер, как для судов, так и для правоохранительных органов.
Свобода человека очень сложное и многозначное понятие и, как таковое, связано со всеми сторонами жизнедеятельности человека и выражается в возможности выбора им самостоятельного поведения в пределах, предусмотренных конституцией и другими законами государства[24].
Свобода человека обеспечивается и защищается, но не регламентируется государством. При пользовании свободой человек не должен злоупотреблять ею или наносить вред другим лицам, то есть государство, законодательно защищает правомерное поведение человека, но в то же время ограничивает выход за рамки допустимых границ свободы. А право человека – это предоставленная ему возможность по собственному усмотрению определять меру своего поведения.
Можно сказать, что права человека в современном обществе – это комплекс существующих прав и свобод для характеристики правового статуса личности, а также средство приобретения основных материальных и духовных благ, реализации его способностей и талантов.
В юридической литературе в системе прав и свобод человека принято выделять их основные и дополнительные (производные) виды. Однако в юридической литературе нет единого мнения по проблеме характера и содержания основных прав человека[25].
Некоторые специалисты под основными правами человека понимают права, закреплённые в конституции того или иного государства. Такой подход получил широкое распространение в середине XIX века, когда в специальной литературе стало обычным рассматривать конституционные права как основные права. Это положение нашло своё выражение в Веймарской конституции, в дальнейшем – Основном Законе Федеративной Республики Германии, затем в ряде конституций европейских стран. По этому поводу немецкие авторы утверждают: «Какое бы обозначение ни выбиралось, речь, по существу, всегда идёт о тех правах, которые являются фундаментальными для обеспечения правового статуса человека и гражданина и которые поэтому получают гарантии в основных законах государства»[26].
По нашему мнению, такой подход оправдан, но полностью не выражает соответствие прав и свобод человека современному уровню восприятия общечеловеческих ценностей и принятым в международном сообществе стандартам. Задача в том, что в современном мире, когда защита прав человека вышла за границы отдельных государств, возникла необходимость создания универсальных международно-правовых стандартов. Ряд международных правовых актов, таких как Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека, Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод человека, Европейская социальная хартия, предусмотрев универсальный перечень основных прав и свобод человека, гарантировали каждому условия свободного развития и достойной жизнедеятельности.
Из сказанного вытекает, что под основными правами человека необходимо понимать имеющие естественное происхождение, закреплённые основным законом государства или общепризнанными международными правовыми актами такие неотчуждаемые, жизненно необходимые и гарантируемые государством возможности, которые позволяют ему свободно и осознанно распоряжаться материальными и духовными благами[27].
При этом декларированное общепризнанными принципами и нормами международного права и другими международными правовыми актами основное право человека должно признаваться и защищаться со стороны каждого государства-участника, независимо от обстоятельства закрепления данного права в конституции государства[28].
Особая подчёркнутость основных прав не означает умаление остальных прав человека или отведение им второстепенной роли, или применение меньших усилий по их защите и обеспечению со стороны государства, так как производные права человека вытекают из основных прав, содержат потенциал для дополнительных действий и поступков и не являются менее важными для человека, общества и государства.
В отечественной юридической литературе к проблеме обязанностей уделяется недостаточное внимание, хотя в последние годы некоторые ее аспекты становилась объектом исследования ученых. Следует признать, что обязанности вытекают из факта социального бытия человека и в единстве с правами образуют универсальный принцип демократической организации общественной жизни[29]. Об указанном свидетельствует и конституционная практика целого ряда современных государств (Армения, Болгария, Венгрия, Италия, Испания). Основные обязанности играют ключевую роль в определении границ государственной власти в ее отношениях с человеком, поскольку, во-первых, гарантируют ее от произвола государства; и, во-вторых, служат важной гарантией принципа правового государства. Это является подтверждением того, что обязанности человека и гражданина детерминированы правами, а ответственность – свободой. Все эти структурные элементы правового статуса личности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом предполагается, что основные обязанности индивида связывают в первую очередь государство и гражданина данного государства.
Конституционное право с гражданством связывает ряд важнейших правовых последствий, главное из которых то, что физическое лицо, имея правовой статус гражданина данного государства, может стать субъектом государственно-правовых отношений, а также свободно выезжать за пределы страны и беспрепятственно возвращаться на Родину, независимо от места и времени нахождения пользоваться защитой и покровительством государства своей принадлежности. Необходимо отметить, что гражданство кроме прав, порождает взаимные обязательства и ответственность между гражданином и государством[30].
В юридической литературе высказывается мнение, что в некоторых случаях основные права гражданина распространяются также на человека. Как отмечают Ю. И. Лейбо, Г. П. Толстопятненко, К. А. Экштайн: «…В отдельных случаях обнаруживается, что зафиксированные в Конституции РФ основные гражданские права принадлежат всем людям, в том числе тем, которые не являются гражданами России (ч. 3 ст. 62, 63)»[31]. Такой подход не оправдан, поскольку, говоря о статусе гражданина, подразумевают наличие его специфической связи с данным государством, что и составляет содержание института гражданства. Несомненно, понятие лица, имеющего гражданство конкретного государства, то есть – гражданина, иногда характеризуется определёнными особенностями. В частности, германское право и законодательство, включая Основной закон, говорят не о гражданах Федеративной Республики Германии, а о немцах (Согласно Основному закону: «Немцем… является …каждый, кто обладает германским гражданством или кто нашел убежище на территории Германской империи по состоянию её на 31 декабря 1937 г. в качестве беженца или перемещенного лица немецкого происхождения или его супруга либо потомка» (абзац 1 ст. 116 Конституции ФРГ 1949 г.)[32], Конституция Испании – об испанцах. В некоторых основных законах права граждан формулируются как права народа.
Правовой статус личности иногда выделяется некоторыми особенностями, например, когда это обусловлено фактом двойного или множественного гражданства. В последнее время выросло число государств, которые законодательно закрепили возможность приобретения своими гражданами гражданства другой страны (стран)[33].
Сущность принципа ответственности государства перед гражданином не ограничивается только признанием прав человека и закреплением правового статуса личности. Охрана прав и свобод человека и гражданина, официально признанных государством, также является обязанностью правового государства. Для охраны прав и свобод человека и гражданина государство создаёт и развивает соответствующие условия и средства, то есть гарантии, а также предусматривает юридические механизмы их осуществления. Под гарантиями прав и свобод человека понимаются такие экономические, политические, идеологические и юридические средства, которые обеспечивают их практическое осуществление, а в некоторых случаях эффективную защиту от возможных нарушений[34].
В юридической литературе принято различать (условно) следующие виды гарантий конституционных прав и свобод: внутригосударственные (судебные и несудебные) и международно-правовые; социально-экономические, политические и юридические гарантии; гарантии пользования правами и защиты прав; и другие. В общей системе гарантий конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации юридические гарантии выступают в качестве основных структурных образований. Некоторые авторы выделяют также общеправовые и частноправовые гарантии[35].
Иной позиции придерживается профессор Л. Д. Воеводин, выделяющий три разновидности юридических гарантий, от действенности которых зависит степень реального осуществления прав и свобод граждан[36]. К ним относит:
а) компетентность государственных органов, которая выражается, прежде всего, в решении тех вопросов, которые связаны с обладанием конституционным правом, особенно с его реализацией;
б) ответственность, как должностных лиц, так и граждан, за ненадлежащую реализацию прав и свобод, и, напротив, за допущенные при этом злоупотребления;
в) порядок процедурно-процессуальной защиты и восстановления ущемлённых и нарушенных прав граждан и другое.
Гарантии правомерного пользования правами человеком призваны создать соответствующие условия и такую социально-правовую сферу для каждого члена общества и для данного лица, которые способствует осуществлению всех прав и свобод последнего. В данную группу можно включать правотворческую деятельность государства, которая обусловливает юридическую силу, значение, объем, пределы, материальную основу пользования правами, процессуальные процедуры их осуществления, а также связанные с ними юридические факты.
Необходимость защиты прав и свобод лица, как правило, возникает в случаях их нарушения, скажем, когда создаются препятствия для их реализации, или одна из сторон правоотношения не выполняет свои юридические обязанности и так далее[37]. Защита прав и свобод человека и гражданина предусматривает совершение действий по восстановлению нарушенных или ущемлённых прав и свобод человека и гражданина или по предотвращению аналогичных поступков судебными, административными и другими органами, а также создание соответствующих правовых гарантий[38].
Юридические гарантии защиты основных прав человека содержат закреплённые в нормах права следующие виды: право защиты права; средства восстановления нарушенных прав; средства возмещения причинённого вреда; меры ответственности; компетентные органы защиты основных прав; формы защиты прав[39].