Файл: Правовой статус человека и гражданина РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В полном объеме правовое положение человека и гражданина определяется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он обладает как субъект правоотношений. Однако необходимо отметить, что конституционное право играет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина. К предмету рассматриваемого понятия относится установление конституционных основ правового статуса личности, что в прямой форме обозначено в ст.64 Конституции РФ, где подчеркивается, что положения данной главы образуют основы правового статуса личности.

Н.В. Витрук утверждал, что в целом остается необходимость в широком взгляде на статус личности в системе общественных отношений, познании общих и специфических закономерностей функционирования и развития социального статуса личности и его разновидностей в контексте гражданского общества и политической системы общества.

Систему правового статуса личности в качестве института конституционного права образуют его принципы как руководящие идеи (равенство прав и свобод человека и гражданина; обязанность государства признавать, соблюдать, охранять права и свободы человека и гражданина, гарантировать их; приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации); нормы, устанавливающие гражданство как устойчивую политико-правовую связь человека и государства, заключающуюся в их взаимных правах и обязанностях.

Правовой статус личности, таким образом: устанавливает общественное положение и состояние свободы личности, закрепление конституционных основ правового статуса личности на законодательном уровне не является результатом произвольных действий человека, а обладает объективным характером; является ключевым способом достижения интересов каждого человека; выступает в качестве правового регулятора его всестороннего и свободного развития, содействует личности в осознании и определении своего места в общественном развитии, обеспечивает доступ к обладанию и пользованию различными благами, является правовым фундаментом социальной активности личности.

Несмотря на то, что правовому статусу личности в юридической литературе уделяется повышенное внимание, единого понимания касательно его структурных элементов не достигнуто. В частности, помимо системы юридических прав и обязанностей, А.И. Лепешкин включал их гарантии, Л.Д. Воеводин – принципы и правоспособность, Б.В. Щетинин – гражданство. М.С. Строгович в качестве структурных элементов выделяет правовые гарантии прав и юридическую ответственность за выполнение обязанностей.


Как полагает Н.В. Витрук, необходимо разграничивать два отдельных понятия – правовое положение (статус) личности в широком смысле и правовое положение (статус) в узком смысле как отражающих явления, реальную связь между которыми можно определить как отношение целого и части. В качестве структурных элементов он предлагает рассматривать гражданство, правосубъектность, юридические гарантии и принципы правового статуса[4]. Мы считаем, что нет необходимости исследовать правовой статус и правовое положение в качестве различных правовых категорий. Согласно Конституции Российской Федерации правовой статус личности является широкой категорией, которая содержит в себе следующие элементы: права, свободы, обязанности, гражданство, правосубъектность, гарантии и принципы правового статуса.

Можно наблюдать, что структура правового статуса личности отличается у указанных авторов только различным сочетанием вышеизложенных элементов и соответственно выходом из системы юридических прав и обязанностей. Некоторые из них или безосновательно сужают количество входящих в состав элементов или, наоборот, без видимой необходимости увеличивают их. Все это свидетельствует о том, что в юридической науке не разработан критерий, посредством которого можно определить действительную структуру правового статуса личности[5].

Касательно разновидностей правового статуса личности, то можно, в первую очередь, отметить индивидуальный и общий правовой статус, также помимо указанных видов, необходимо выделить специальный правовой статус. Под индивидуальным правовым статусом необходимо понимать совокупность прав и обязанностей определенного субъекта права, которая связана с его личностными качествами (пол, возраст, семейное положение). В частности, в отношении мужчин установлена воинская обязанность, а для граждан, которые вступают в брак, предусматривается целая группа дополнительных прав и обязанностей. Общий правовой статус личности – это комплекс прав и обязанностей, характерный для каждого гражданина и находится в конкретной правовой юрисдикции. Данный правовой статус личности обладает общеобязательным характером и закрепляется в главных законодательных актах (Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ и др.). Наконец, необходимо обратить внимание и на специальный правовой статус, под которым следует понимать совокупность прав и обязанностей субъекта права, относящегося к конкретной категории граждан, статус которых обозначен на законодательном уровне (адвокаты, государственные служащие, индивидуальные предприниматели и др.)


3. Права и свободы личности в правовом государстве

В соответствии с Конституцией России – Российская Федерация является демократическим, республиканским, федеративным, правовым и социальным государством. Глава 2 Конституции посвящена правам и свободам человека и гражданина, без закрепления которых создание правового государства не представляется возможным[6].

Заметим, что современное международное и отечественное право требует, чтобы при реализации любой концептуальной идеи правового государства оставался незыблемым принцип соблюдения права и свобод личности. Именно индивид выступает в качестве так называемой слабой стороны в правоотношениях с обществом и государством, в связи с чем сама демократия как необходимый условный признак правового государства, придающий последнему правильную форму развития, не должна расцениваться только как власть большинства.

По общему правилу, верховенство правового закона предполагает не только приоритет законодательства как отдельного блока нормативно-правового массива применительно к подзаконным нормативно-правовым актам, сколько большой аспект прав и свобод, которые закреплены за членами общества современным действующим законодательством. Подчеркнем, что в любом правовом государстве ущемление прав и свобод личности является недопустимым. Кроме этого, оно обязано постепенно и неукоснительно осуществлять реализацию данных прав и обеспечивать их защиту. Исходя из этого, ключевое значение получает проблема юридического равенства в разных областях жизнедеятельности государства и общества. Ее решение подразумевает формирование государством надежных гарантий, которые обеспечивают данное равенство.

Совокупность прав и свобод личности, характерных для правового государства, установлена в международно-правовых документах. К их числу, в первую очередь, необходимо отнести Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах.

Права и свободы личности, которые были провозглашены в данных актах, в обязательном порядке закрепляются и гарантируются конституциями правовых государств. Основополагающее значение в них придается правовой защищенности личности, которая не представляется возможной без презумпции невиновности. Презумпция невиновности, в свою очередь, предполагает, что настоящее демократическое государство признает, что все вопросы, которые связаны с виновностью или невиновностью граждан в совершении определенного преступления, целесообразно разрешать только посредством судебного разбирательства. Более того, при рассмотрении уголовных дел, по которым может быть назначена смертная казнь, гражданин имеет право требовать, чтобы судопроизводство осуществлял суд присяжных, в российском государстве данное положение нашло свое отражение в ст.49 Конституции РФ[7].


Всеобщая декларация прав человека, принятая в ООН в 1948 году, провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными по своему достоинству и правам, они обладают разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Также в ней указывается на недопустимость жестоких и унижающих достоинство человека наказаний. В ст.6 Декларации закрепляется право каждого гражданина на признание его правосубъектности, иными словами, предоставление человеку возможности приобретать права и осуществлять обязанности, которые установлены на законодательном уровне[8].

Декларация также устанавливает, что никто не может подвергаться произвольному аресту, задержанию, что каждый человек имеет право на равную защиту закона, на справедливый и беспристрастный суд. Также акцентируется внимание на запрет произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь граждан. Она содержит в себе и другие права и свободы личности, которые должны признаваться и уважаться всеми странами (свободы мысли, совести, религии, право на убежище в других государствах, право на труд, право на защиту от безработицы, право на образование профсоюзов и др.). Идеологическое и политическое многообразие является отличительной чертой правового государства, без которых его существование просто немыслимо. Действуя в условиях такого плюрализма, различные социальные силы в лице своих политических организаций осуществляют борьбу за власть в государстве цивилизованными способами, в честном политическом противоборстве со своими конкурентами. Идеологический плюрализм создает им возможность свободно излагать свои программные установки, осуществлять агитационные мероприятия в защиту своих идеологических концепций[9].

Идеологический и политический плюрализм является отражением и олицетворением демократизма общества, дает возможность каждому его члену по своему усмотрению решать вопрос о приверженности к определенной политической организации, и идеологической пристрастности, отсюда становится понятным, почему государство не должно навязывать обществу какую-то определенную идеологию или создавать преимущество для конкретной политической организации.

Отметим, что все права и свободы, которые закреплены в Декларации, должны быть реально обеспечены в государстве, что достигается, в первую очередь, принятием и реализацией различных актов законодательства, обозначающих их в определенной области общественных отношений.


В то же время какие бы права и свободы не гарантировались, они не могут быть безграничными. Во Всеобщей декларации прав человека указывается, что при осуществлении своих прав и свобод, каждый гражданин может претерпевать только такие ограничения, которые установлены на законодательном уровне, исключительно в целях обеспечения уважения и признания прав и свобод других людей и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и демократического общества. Также указывается, что каждый гражданин должен иметь все права и свободы исключая какое-либо различие касательно цвета кожи, расы, языка, религии, имущественного положения и т.д.

Подчеркнем, что все права и свободы можно классифицировать на три отдельные группы:

- гражданские права и свободы – охватывают основные аспекты свободы человеке, отражают основы человеческого существования. К числу таких прав и свобод необходимо отнести право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, выбор места жительства и т.д.;

- политические права и свободы, к которым относятся право на принятие участия в управлении государством, избирательное право;

- экономические, социальные и культурные права и свободы, к которым относятся право на труд, на отдых, на бесплатное медицинское обслуживание, право на образование.

Более того, каждая личность вправе осуществлять защиту своих прав всеми способами, которые не противоречат действующему законодательству.

В то же время любое демократическое общество сталкивается со следующей проблемой – как обеспечить защиту провозглашенных прав и свобод граждан. Гарантии прав и свобод необходимо рассматривать в качестве условий, средств и мер, которые нацелены на обеспечение практической их реализации, а также их защиту и охрану, причем гарантии должны быть политическими, экономическими и правовыми. Правовые гарантии – это, в первую очередь, нормативно-правовые акты, которые издаются государством и закрепляют порядок реализации прав и свобод, устанавливающих меры по их охране, защите, а также ответственности за их нарушения.

Государственные органы не должны обладать слишком объемными полномочиями, что предоставляло бы им возможность вмешиваться в действительность.

Заключение

Резюмируя вышеизложенное, можно сформулировать следующие выводы.

Под основами правового статуса личности необходимо понимать ключевые, конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина, закрепленные, в первую очередь, в Конституции РФ, характеризующие его правового положение.