Файл: Счета и двойная запись (Двойная запись и корреспонденция счетов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена изучению счетов и двойной записи.

Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, обработки, систематизации и группировки информации по всем участкам хозяйственной деятельности предприятия. Ни одно предприятие не может обойтись без бухгалтерского учета, так как результаты учета представляют собой важные данные о работе предприятия для финансового и управленческого учета.

Система организации бухгалтерского учета построена таким образом, чтобы в максимально удобной форме предоставлять данные всем заинтересованным пользователям. Общие требования к бухгалтерскому учету прописаны в главе 2 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [1].

Бухгалтерский учет осуществляется при помощи денежного выражения с непрерывным учетом всех совершаемых операций на предприятии [20].

Под основными методами ведения бухгалтерского учёта понимают набор инструментов, с помощью которых ведётся бухгалтерский учёт, происходит обобщение необходимой информации, а также анализируется деятельность организаций и динамика её развития.

Информация, получаемая в ходе бухгалтерского учёта должна иметь свойства полноты и достоверности [19].

Цель работы – рассмотреть счета и двойную запись.

Задачи исследования:

1) Рассмотреть понятие бухгалтерского учета и его особенности.

2) Изложить метод бухгалтерского учета.

3) Описать двойную запись и корреспонденцию счетов.

4) Описать счета синтетического и аналитического учета.

5) Дать организационно - экономическую характеристику предприятия.

6) Описать бухгалтерские счета и хозяйственные операции.

7) Описать синтетический и аналитический учет.

8) Дать рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета в ООО «ПК ИМПУЛЬС».

Объект исследования - ООО «ПК ИМПУЛЬС».

Предмет исследования - бухгалтерские счета и двойная запись.

Исследование проводилось на базе ООО «ПК ИМПУЛЬС».

По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава исследования посвящена сущности метода бухгалтерского учета. Во второй главе работы нами рассматриваются бухгалтерские счета организации (на примере ООО «ПК ИМПУЛЬС»). Третья глава посвящена рекомендациям по совершенствованию бухгалтерского учета в ООО «ПК ИМПУЛЬС».

Источниковую базу исследования составили основные законодательные документы, действующие на сегодняшний день в Российской Федерации.


Учебники и учебные пособия по бухгалтерскому учету и анализу: Агеевой О.А., Шахматовой Л.С., Серебренникова С.С., Харитонова С.С., Богаченко В.М., Булгаковой С.В., Сапожниковой Н.Г., Кондракова Н.П., Лупиковой Е.В., Наумовой Н.А., Беллендир М.В., Хоменко Е.В. и других.

Статьи журнала «Главбух». Бухгалтерская отчетность ООО «ПК ИМПУЛЬС».

Интернет - ресурсы.

1. Сущность метода бухгалтерского учета

1.1. Понятие бухгалтерского учета и его особенности

Определение бухгалтерского учета дано в главном бухгалтерском нормативном документе - в п. 2 ст. 1 закона № 402-ФЗ о «О бухгалтерском учете» [1].

Согласно указанной норме бухгалтерский учет заключается в систематическом формировании документированных сведений о хозяйственной деятельности субъектов и составлении на основе этих сведений бухгалтерской отчетности.

Таким образом, основная цель бухгалтерского учета - формирование отчетных источников, отражающих финансовое состояние хозяйствующего субъекта (организации или ИП) и позволяющих внутренним и внешним пользователям судить о результатах его деятельности [20].

Именно на основании бухгалтерской отчетности кредитор принимает решение о предоставлении потенциальному заемщику кредита или займа.

Удовлетворительные данные бухгалтерской отчетности позволят организации принять участие в аукционе или конкурсе, а инвесторы на ее основании смогут оценить, есть ли смысл вкладывать в компанию средства.

Существует одна особенность бухгалтерского учета - практически всегда он ведется только методом начисления [3, п. 5 ПБУ 1/2008]: хозяйственные операции отражаются в том периоде, в котором они совершались, независимо от того, в каком периоде по ним были произведены денежные расчеты. Исключение сделано только для представителей малого предпринимательства, которым разрешено вести бухгалтерский учет кассовым методом.

Однако на практике кассовый метод в бухгалтерском учете возможно применять только в случае «ручного» ведения бухгалтерии: ни в одной из профессиональных бухгалтерских программ такая возможность не реализована.


В общем виде, схема ведения бухгалтерского учета – это повтор этапов обработки идентичной информации, которые можно охарактеризовать как следующие:

- документальное оформление;

- учет на счетах бухгалтерского учета;

- учет в регистрах бухгалтерского учета;

- отражение в отчетности [19].

Документальное оформление.

Каждое событие в хозяйственной деятельности предприятия для бухгалтерского учета должно быть подтверждено документально.

Например, поступление товаров на склад сопровождается такими документами как товарная накладная и счет-фактура. Выполнение работ заказчику оформляется актов выполненных работ. Начисление заработной платы сопровождается формированием ведомости на выплату заработной платы.

Так, документ, подтверждающий факт хозяйственного события в организации является первостепенным источником информации, который либо поступает для обработки бухгалтером, либо им создается [20].

Учет на счетах бухгалтерского учета.

На основании полученных или составленных бухгалтером документов, формируются проводки в бухгалтерском учете, которые методом двойной записи, группируют учетную информацию соответственно назначению хозяйственной операции.

Для синтетического учета хозяйственных операций предусмотрены соответствующие счета, которые утверждены рабочим планом счетов организации [13].

Например, на основании товарной накладной, сопровождающей поступление товаров на склад предприятия, формируется проводка: Д-т 41 К-т-60.

Если предприятие является плательщиком НДС, то на основании полученного счета-фактуры, формируется проводка: Д-т 19 К-т 60.

При начислении заработной платы работникам производства, в учете формируется проводка: Д-т 20 К-т 70 [2].

Так, на счетах учета накапливается и группируется информация по каждому объекту учета:

- на счете 41 – информация о движении товаров;

- на счете 60 – информация о взаиморасчетах с поставщиками;

- на счете 70 – информация о расчетах с работниками и т. д.

Учет в регистрах бухгалтерского учета.

На следующем этапе формируются регистры бухгалтерского учета.

Они могут быть различными, в зависимости от необходимости группировки учетной информации.

Например, в журнале учета приходных и расходных ордеров группируется информация о выписанных приходных и расходных кассовых ордерах. Также могут быть и другие регистры, которые группируют информацию с нескольких счетов учета [20].

Отражение учетных данных в отчетности.


Данный этап является завершающим этапом в цикле ведения бухгалтерского учета. На основании учетной информации, которая сгруппировалась на счетах учета за определенный отчетный период, бухгалтер формирует различные отчеты [13].

Это может быть:

- налоговая отчетность;

- бухгалтерская отчетность;

- статистическая отчетность.

Данные виды отчетов регламентированы на законодательном уровне.

Однако для целей управленческого учета, данные бухгалтерского учета могут систематизироваться и отражаться в собственно разработанных предприятиям формах управленческой отчетности.

Таким образом, рассмотрели понятие бухгалтерского учета и его особенности и переходим к методам бухгалтерского учета.

1.2. Метод бухгалтерского учета

Под методами бухгалтерского учёта понимают набор инструментов, с помощью которых ведётся бухгалтерский учёт, происходит обобщение необходимой информации, а также анализируется деятельность организаций и динамика её развития.

Среди методов бухгалтерского учёта выделяют следующие:

- метод документирования;

- метод оценивания;

- метод инвентаризации;

- метод калькуляции;

- метод ведения бухгалтерских счетов;

- метод двойной записи;

- метод, предполагающий составление бухгалтерской отчетности;

- метод, предполагающий составление бухгалтерского баланса [13].

Документирование необходимо для того, чтобы регистрировать хозяйственные операции.

Существуют следующие формы для учёта документов:

- первичная;

- накопительная;

- сводная [20].

Прежде, чем начинать ведение бухгалтерского учёта, необходимо получить документы, закреплённые подписями ответственных лиц, подтверждающие факт совершения операции [19].

Для того, чтобы обеспечивать сохранность документации, необходимо подшивать все документы в специальную папку, а если система учета автоматизирована, используются базы данных.

Метод оценивания предполагает, что предприятию необходимо оценивать свои активы и пассивы, чтобы в дальнейшем подать данные в контролирующие органы. Стандарты бухгалтерского учёта регламентируют способы, при помощи которых возможна данная оценка.

Метод инвентаризации - это метод, в основе которого лежит необходимость периодически сопоставлять фактические данные и информацию бухгалтерского учета, получаемую при документировании операций организации. Данный метод дополняет документацию.


Метод калькуляции - это такой метод, при котором происходит группировка затрат, а также расчет себестоимости продукции.

Метод ведения бухгалтерских счетов - это метод, при котором происходит группировка информации по состоянию и движению средств предприятия, а также источников их формирования.

Счета в бухгалтерском учете бывают двух видов: синтетические; аналитические [15].

Метод двойной записи - все операции предприятия отражаются по дебету и кредиту счетов на одинаковую сумму [13].

Метод, предполагающий составление бухгалтерской отчетности - метод обобщения данных о деятельности организации за отчетный период.

Отчетность бухгалтерского учета должна быть:

- достоверной;

- целостной;

- сопоставимой;

- последовательной;

- правильно оформленной [6, c. 118].

Метод, предполагающий составление бухгалтерского баланса - метод, в результате которого группируется и обобщается информация, характеризующая финансовое состояние предприятия на отчетный период.

Если вышеперечисленные методы бухгалтерского учета органично связать между собой, то возможно бухгалтерский учет вести непрерывным, сплошным и документально обоснованным способом.

Таким образом, изложили метод бухгалтерского учета и переходим к двойной записи и корреспонденции счетов.

1.3. Двойная запись и корреспонденция счетов

Двойная запись в бухгалтерском учете - необходимое требование для контроля бухгалтерских записей при отражении хозяйственных операций [16].

Все финансово-хозяйственные операции, производимые хозяйствующими субъектами в течение своей работы, в бухгалтерском учете должны записываться в виде бухгалтерских проводок с использованием специальных счетов, имеющих свой уникальный номер [7, c. 22].

Операции аккумулируются на счетах по определенному признаку (например, на счете 01 регистрируется информация по основным средствам).

По экономическому смыслу счета разделяют на активные и пассивные.

Активные используются непосредственно для учета состояния и изменения средств организации в разрезе видов их формирования (например, счета 01, 04, 10, 20, 50, 51) [14].

На этих счетах начальный и конечный остаток, а также увеличение средств отображаются по дебету счета, уменьшение средств - по кредиту счета.

Пассивные счета служат для отражения непосредственных источников формирования и движения средств организации (например, счета 66, 67, 70, 80, 86) [14].