Файл: Счета и двойная запись (Двойная запись и корреспонденция счетов).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность метода бухгалтерского учета
1.1. Понятие бухгалтерского учета и его особенности
1.2. Метод бухгалтерского учета
1.3. Двойная запись и корреспонденция счетов
1.4. Счета синтетического и аналитического учета
2. Бухгалтерские счета организации (на примере ООО «ПК ИМПУЛЬС»)
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации
2.2. Синтетический и аналитический учет
3. Рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета в ООО «ПК ИМПУЛЬС»
К активно-пассивным счетам общества относятся счета, имеющие как дебетовый, так и кредитовый остаток.
Например, счет 60 «Расчеты с поставщиками» [2] имеет кредитовое сальдо, значит, общество должно контрагенту за поставленные МПЗ или услуги. Если общество оплатило поставщику аванс, значит, уже контрагент должен обществу. Данная операция имеет дебетовое сальдо.
В таблице 2.4 представлены активно-пассивные счета.
Таблица 2.4 - Активно-пассивные счета
Счет |
Наименование |
60 |
Расчеты с поставщиками |
62 |
Расчеты с покупателями |
68/69 |
Налоги и взносы |
71 |
Подотчетные лица |
84 |
Нераспределенная прибыль (убыток) |
99 |
Прибыли/убытки |
Счета также имеют аналитику по субсчетам.
Например, для счета 10 это будут счета 10.1 «Сырье и материалы», 10.2 «Покупные полуфабрикаты», 10.3 «Топливо» влияние на баланс активов и пассивов предприятия.
Все записи происходят на основании первичных документов, заполненных в установленном порядке. Они и подтверждают факт совершенных операций в обществе.
Хозяйственная операция в бухгалтерском учете - это фиксирование фактов хозяйственной жизни предприятия.
Важным элементом бухгалтерского учета является документирование.
Его применяет каждое предприятие для наблюдения за своей хозяйственной деятельностью и первичного контроля. Документирование состоит из упорядоченного сбора первичных документов. Это является начальным этапом учета.
Первичный документ в обществе составляется в момент совершения той или иной хозяйственной операции.
Существуют формы документов, которые утверждаются только законодательно, но основная масса - такие, которые может утвердить само общество. Каждый такой документ имеет юридическую силу и устанавливает ответственных за выполнение той или иной хозяйственной операции.
После того как первичные документы собраны и проверены, они фиксируются на счетах бухгалтерского учета в хронологическом порядке [13].
Каждое событие финансово-хозяйственной деятельности имеет двойственный характер. Суть этой двойственности сводится к тому, что при записи одного события используется 2 счета бухгалтерского учета, которые указывают на состав, место размещения имущества и источники его образования.
Связь этих счетов называется корреспонденцией, а сами счета корреспондирующими.
Отражение операций с использованием корреспонденции счетов называют бухгалтерской проводкой.
При этом хозяйственная операция может отражаться 1 проводкой (простые проводки) или несколькими (сложные).
Например, поступили товары с НДС на сумму 50 000 руб. Данный факт необходимо отразить 2 записями:
- поступили ТМЦ на склад: Дт 41 Кт 60 - 42 372,88 руб.;
- выделен входящий НДС: Дт 19 Кт 60 - 7 627,12 руб.
Рассмотрим основные проводки в бухгалтерском учете ООО «ПК ИМПУЛЬС».
В таблице 2.5 представлены проводки по учету основных средств.
Таблица 2.5 - Учет основных средств
Операция |
Дт |
Кт |
Поступили ОС |
08 |
60 (71, 75, 76) |
ОС введены в эксплуатацию |
01 |
08 |
Амортизация ОС |
20 ( 26) |
02 |
В таблице 2.6 представлены проводки по учету МПЗ.
Таблица 2.6 - Учет МПЗ
Операция |
Дт |
Кт |
Поступили материалы |
10 |
60 (75, 76) |
Материалы списаны в расходы |
20 (26) |
10 |
Материалы проданы |
90 (91) |
10 |
В таблице 2.7 представлены проводки по учету затрат.
Таблица 2.7 - Учет затрат
Операция |
Дт |
Кт |
Начислена амортизация |
20 (26) |
02 |
Материалы поступили в производство |
20 |
10 |
Работы (услуги), выполненные сторонними комп. |
20 (26) |
60 (76) |
Начислены налоги и взносы |
20 (26) |
68 (69) |
Начислена заработная плата сотрудникам |
20 (26) |
70 |
Выпущена произведенная продукция |
43 |
20 |
В таблице 2.8 представлены проводки по учету готовой продукции.
Таблица 2.8 - Учет готовой продукции
Операция |
Дт |
Кт |
Поступила произведенная продукция |
43 |
20 |
Реализация готовой продукции |
90 |
43 |
Учтена недостача ТМЦ |
73 (94) |
43 |
В таблице 2.9 представлены проводки по учету денежных средств.
Таблица 2.9 - Учет денежных средств
Операция |
Дт |
Кт |
ДС поступили от покупателей |
50 (51) |
62 |
Выручка |
50 |
90 |
Возврат подотчетных средств |
50 (51) |
71 |
Поступил взнос в УК |
50 (51) |
75 |
Оплата поставщику |
60 (76) |
50 (51) |
Выдача под отчет |
71 |
50 (51) |
Выплата зарплаты |
70 |
50 (51) |
Перечисление налогов и взносов |
68 (69) |
51 |
В приложение 1 представлены проводки по учету расчетов.
В таблице 2.10 представлены проводки по учету капитала.
Таблица 2.10 - Учет капитала
Операция |
Дт |
Кт |
Начислен УК |
75 |
80 |
Покупка акций |
81 |
50 (51) |
Пополнение резервного капитала |
84 (75) |
82 |
Покрытие убытков за счет резервного капитала |
82 |
84 |
Увеличение стоимости акций |
75 |
83 |
Уменьшение стоимости ОС по факту переоценки |
83 |
01 |
Распределение добавочного капитала между собственниками |
83 |
75 |
Целевое финансирование |
50 (51) |
86 |
В приложение 2 представлены проводки по учету финансовых результатов. Таким образом, основное предназначение бухгалтерского учета - информирование всех заинтересованных пользователей о положении дел в обществе. С целью формирования достоверной и полной информации используется сплошной учет операций методом двойной записи.
Чтобы зафиксировать хозяйственную операцию, необходимо выбрать действующие счета из рабочего плана счетов, утвержденного в учетной политике общества [13]. Таким образом, описали бухгалтерские счета и хозяйственные операции и переходим к синтетическому и аналитическому учету.
2.2. Синтетический и аналитический учет
Бухгалтерские проводки составляют на документе, которым оформляется хозяйственная операция, в ведомости или журнале, куда записывается операция, или на специальных бланках - мемориальных ордерах.
Мемориальный ордер - это документ, содержащий указание записать хозяйственную операцию на соответствующих счетах бухгалтерского учета [19].
Для упрощения записей каждому счету присваивается определенный номер (шифр) и при составлении бухгалтерских проводок указывают не наименование счета, а его номер.
В бухгалтерском учете общества хозяйственные операции регистрируются систематически [20].
Систематическая запись заключается в регистрации хозяйственных операций в соответствии с их содержанием на счетах бухгалтерского учета [13].
Эта регистрация ведется методом двойной записи. Сумма оборотов по дебету всех счетов за отчетный период должна быть равна сумме оборотов по кредиту всех счетов и одновременно общей сумме по журналу хозяйственных операций. Такая двойная регистрация хозяйственных операций позволяет контролировать правильность записи.
Данные о хозяйственной деятельности необходимо сгруппировать.
Для обобщенной группировки в обществе используются синтетические счета. Такой счет объединяет данные о средствах или об их источниках с каким-либо одним общим признаком, при этом по другим признакам они могут существенно различаться.
Так, на синтетическом счете «Материалы» учитываются средства, которые объединены тем, что они являются предметами труда, предназначенными для использования в производстве, или для хозяйственных нужд.
В данном случае не имеет значения то, что эти средства могут существенно различаться по своей природе и роли в производстве, что они измеряются с помощью различных натуральных измерителей.
Обязательное условие - учет на синтетических счетах ведется только в денежном выражении. Данные синтетического учета общества используются при составлении отчетности, в т. ч. баланса [19].
Форма синтетических счетов не зависит от характера информации, поэтому по форме все синтетические счета одинаковы.
Для проверки правильности записей по синтетическим счетам составляется свод оборотов и сальдо, который называют оборотным балансом.
Для оперативного управления предприятием, контроля за сохранностью собственности, учета затрат на производство, расчетов с бюджетом, организациями и работниками предприятия обобщенного учета недостаточно. Для этого необходимы более подробные сведения.
С этой целью в дополнение к синтетическим счетам открываются аналитические счета по каждому элементу синтетического счета в отдельности [15].
Например, к синтетическому счету 60 «Расчеты с поставщиками» [2] открываются аналитические счета по каждому поставщику предприятия и т. д. по всем счетам.
Учет, осуществляемый по аналитическим счетам, называется аналитическим. Его ведут в обществе количественном и стоимостном выражении, а для проверки правильности записей по аналитическим счетам составляют свод оборотов и сальдо, называемый оборотной ведомостью.
В оборотной ведомости по синтетическим счетам по итогу должно быть три равенства:
- равенство остатков на начало отчетного периода по дебету и кредиту;
- равенство оборотов по дебету и кредиту;
- равенство остатков на конец отчетного периода по дебету и кредиту [13].
Первое равенство обусловлено тем, что итог синтетических счетов по дебету показывает сумму всех средств ООО ПК ИМПУЛЬС на начало отчетного периода, а итог по кредиту - сумму источников этих средств.
Другими словами, они отражают баланс предприятия на начало отчетного периода.
Второе равенство обусловлено применением способа двойной записи операций на счетах (каждая операция записана в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов).
Третье равенство объясняется как и первое, только дебетовые и кредитовые остатки показывают баланс не на начало, а на конец отчетного периода.
Третье равенство обусловлено первыми двумя: если начальные сальдо по дебету и кредиту всех счетов равны, равны итоги оборотов по этим счетам, то равны и конечные сальдо по дебету и кредиту всех счетов.
Равенство итогов всех трех пар колонок оборотной ведомости по синтетическим счетам имеет большое контрольное значение, свидетельствуя о правильности записей на счетах.
В оборотную ведомость по синтетическим счетам включены сведения об остатках на счетах на конец отчетного периода, что позволяет применять ее для составления нового баланса, так как основная часть статей баланса соответствует наименованиям синтетических счетов. Оборотную ведомость по синтетическим счетам используют для получения обобщенных сведений о состоянии и изменении имущества и обязательств организации [18].
Формы оборотных ведомостей зависят от предмета, который они учитывают, их составляют по различным формам [20].
Если аналитический учет ведется только в денежном выражении, то оборотная ведомость по аналитическим счетам составляется по форме оборотной ведомости по синтетическим счетам. Если аналитический учет ведется и в натуральном выражении, то в форме оборотной ведомости по аналитическим счетам предусматриваются колонки со знаниями не только стоимости, но и в натуральном выражении [15].