Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Основные стадии и виды конфликтов).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Сущность конфликтов и методы управления ими на предприятии
1.1 Сущность, основные причины и последствия конфликтов
1.2 Основные стадии и виды конфликтов
Глава 2 Анализ и диагностика конфликтов среди персонала в ООО «Радоп»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ причин и последствий конфликтов
2.3 Оценка эффективности управления конфликтами на предприятии
Необходимо отметить, что в ходе конфликта возможно различное сочетание рассмотренных выше стадий. Они могут приобретать вполне определенную значимость и быть разными по продолжительности.
Существуют различные классификации конфликтов в зависимости от:
1. Способа решения: насильственные и ненасильственные.
2. Потребностей: интересов; взглядов.
3. Природы возникновения: политические; социальные; экономические.
4. Степени проявления: открытые; скрытые.
5. Количества участников: внутриличностные; между личностью и группой; межличностные; межгрупповые.
6. Степени вовлечения сотрудников: горизонтальные; вертикальные; смешанные.
7. Результат их последствий для предприятия: конструктивные; деструктивные.
8. Формы проведения: институционализированные; стихийные.
9. Времени протекания: затяжные; скоротечные.
10. Масштабы распространения: локальные; широкомасштабные.
11. Временных параметров: единичные; периодические; частые [4, с. 127].
В рамках организации выделяют следующие виды конфликтов:
1. Внутриличностный конфликт.
Он может принимать различные формы, и из них наиболее распространена форма ролевого конфликта, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы или, например, когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Исследования показывают, что такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.
2. Межличностный конфликт.
Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего, это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее руководство выделить эти ресурсы ему, а не другому руководителю.
Межличностный конфликт может проявляться как столкновение . Люди с чертами характера, и ценностями просто не состоянии ладить с другом. правило, взгляды цели таких различаются в .
3. Конфликт между и группой.
отдельной личностью группой может конфликт, если личность займет , отличную от группы. Хотя человек, мнение отличается от группы, может близко к интересы компании, все равно рассматривать как конфликта, потому он идет мнения группы.
4. конфликт.
Организации из множества и неформальных . Даже в лучших организациях такими группами возникнуть конфликты. группы, которые , что руководитель к ним , могут крепче и попытаться «» с ним производительности [10, с. 145].
Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому управлению, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется все деструктивное.
Конфликт означает несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов, и помешать другой стороне, сделать то же самое.
Потенциальные причины конфликта – совместно используемые ресурсы, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в восприятиях и ценностях, различия в стиле поведения и биографиях людей, а также плохая коммуникация. Люди часто не реагируют на ситуации потенциальных конфликтов, если эти ситуации не связаны с минимальными личными потерями или угрозами.
Структурные методы разрешения конфликтов включают уточнение производственных ожиданий, механизмы координирования и интеграции, постановку высших по уровню заданий и систему вознаграждений.
К потенциальным негативным последствиям конфликта относятся: снижение производительности, неудовлетворенность, снижение морального состояния, увеличение текучести кадров, ухудшение социального взаимодействия, ухудшение коммуникаций и повышение лояльности к подгруппам и неформальных организаций. Однако при эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия. Например, более углубленная работа над поиском решения, разнообразие мнений при принятии решений и улучшение сотрудничества в будущем.
Есть пять методов решения конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, переговоры.
Предупреждать конфликты можно, изменяя свое отношение к проблемной ситуации и поведение в ней, а также воздействуя на психику и поведение оппонента.
Глава 2 Анализ и диагностика конфликтов среди персонала в ООО «Радоп»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Предприятие ООО «Радоп» организовано в 1990 году. За более чем 20-летний период пройден путь от небольшой производственной базы до полноценного, высокотехнологичного предприятия. Была проведена огромная работа по укреплению материально-технической базы, закуплено и изготовлено своими силами новое оборудование, построены новые цеха, значительно расширен спектр оказываемых услуг, вырос профессиональный уровень специалистов.
Сегодня предприятие, по своему техническому и профессиональному уровню, не уступает передовым предприятиям в данной отрасли.
В соответствии с уставом ООО «Радоп» основным органом управления является единоличный исполнительный орган, т.е. директор.
Дополнительные органы управления представляют собой те органы управления Общества, которые образуются исключительно по волеизъявлению участников Общества. Обязанность учреждения дополнительных органов управления Общества законодательно не предусмотрена.
В ООО «Радоп» дополнительным органом управления является совет директоров. Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляется исполнительным единоличным органом – директором. Единоличный исполнительный орган (директор) избирается советом директоров Общества.
Совет директоров в соответствии с Уставом Общества определяет:
- дату, время и место проведения собрания;
- повестку дня собрания;
- порядок проведения собрания;
- внесение дополнений и изменений в Устав;
- выбор директора;
- решение о реорганизации Общества;
- решение о ликвидации Общества, определение ликвидационной комиссии, а также утверждение ликвидационных балансов и многое другое.
Исполнительный орган в лице директора подотчетен совету директоров.
Директор предприятия осуществляет деятельность на принципах единоначалия и выполняет следующие функции:
- действует от имени предприятия без доверенности в отношениях со всеми учреждениями, предприятиями, организациями;
- принимает работников предприятия на работу;
- имеет право подписи всех бухгалтерских, правовых документов предприятия;
- утверждает штатное расписание предприятия;
- издает распоряжения и приказы, обязательные всеми работниками предприятия для исполнения;
- обеспечивает ведение отчетности и бухгалтерского учета, организует обеспечение сохранности материального имущества предприятия;
- распоряжается в установленных уставом пределах имуществом предприятия;
- обеспечивает выполнение по договорам обязательств;
- обеспечивает безопасные условия труда персонала.
Главный специалист по маркетингу и снабжению осуществляет следующую работу:
- составляет проекты перспективных, оперативных годовых и планов субподрядных и подрядных работ;
- доводит до исполнителей плановые задания;
- организует учет по их выполнению и составляет по работе отчет;
- проводит экономический анализ осуществления производственно-хозяйственной деятельности;
- разрабатывает по выполнению повышения эффективности работы предложения и т.д.
Проектный отдел осуществляет следующие функции:
- разработка технико-коммерческих предложений;
- подбор оборудования;
- изготовление необходимой документации и др.
Главный инженер несет ответственность за воплощение технической политики в жизнь. Главный механик контролирует и организует эксплуатацию арендованного и собственного парка машин, оборудования и механизмов; контролирует деятельность ремонтно-механических мастерских. Главный энергетик контролирует и организует эксплуатацию связи и энергетического хозяйства.
Отдел главного бухгалтера разрабатывает проект перспективных оперативных и годовых планов по труду; подготавливает и контролирует по правильному расходу фонда заработной платы и повышению производительности труда мероприятия; внедряет научную ориентацию труда и т.д.
2.2 Анализ причин и последствий конфликтов
Попытаемся проанализировать основные причины конфликтных ситуаций на предприятии ОАО «Радоп»:
Рассмотрим конкретную ситуацию на предприятии: цель работы бухгалтерии предприятия – организация и ведение бухгалтерского учета, цель работы отдела продаж - организация эффективной системы сбыта продукции с использованием гибкой системы скидок. Начальник отдела продаж вместе с сотрудниками отдела продаж организовал следующих проект: разработал систему скидок на реализуемую продукцию и начал ее оперативное внедрение в практику. Однако, как оказалось позже разработанная система скидок на продукцию не соответствует действующей государственной системе ценообразования. Возникает конфликт интересов – бухгалтер предприятия отрицательно отзывается о несогласованных с ним действиях начальника отдела продаж, так как применение такой системы скидок может привести к штрафным санкциям со стороны контролирующих органов. Путь решения конфликта – участие работников бухгалтерии в процессе разработки системы скидок, согласование общих действий.
Таким образом видно, что цели деятельности могут стать реальной причиной конфликтных ситуаций на конкретном предприятии РФ.
Директором предприятия было принято решение о найме сотрудника, имеющего высокий образовательный уровень, но специализация которого не соответствует занимаемой должности. В результате таких действий у руководящего сотрудника сложились конфликтные отношения с подчиненными, так как он не в состоянии поставить перед ними конкретные цели и задачи. Результат – снижение эффективности деятельности структурного подразделения предприятия.
Руководство предприятия незаслуженно недооценивает потенциальные возможности молодых сотрудников, которые проработали на предприятии определенный срок. При появлении вакантных руководящих должностей в соответствующих отделах предпочтение отдается привлекаемым извне специалистам, хотя их уровень профессиональной пригодности не всегда соответствует занимаемой должности. Кроме этого теряется достаточно много времени пока новый руководитель войдет в сущность дела и уяснит свой обязанности. Таким образом нарушается цепочка карьерного роста внутри организации.
Директор ООО «Радоп» не достаточно хорошо оценил степень конфликтности некоторых нанятых работников предприятия, ввиду чего их действия всегда были связаны с возникновением конфликтных ситуаций на предприятий. Неумение общаться с другими членами трудового коллектива, а также отсутствие лояльности к профессиональному мнению других сотрудников отделов затруднили коммуникационный процесс, а эффективность принимаемых решений снизилась.
Путь решения конфликта – необходимо попытаться устранить причины агрессивности отдельных сотрудников (возможно необходимо направить их излишнюю энергию в необходимое русло) или принять решение об их переводе в другие отделы. Если вышеуказанные меры окажутся неэффективными, то их необходимо уволить с предприятия.
Руководство предприятия частично наметило перспективы карьерного роста для отдельных сотрудников отделов, при этом многие сотрудники не видят перспектив своего роста по служебной лестнице. Отсутствие перспек-тив служебного роста приводит к тому, что в некоторых отделах предприятия падает заинтересованность сотрудников в результатах их деятельности, т.е. теряется стимул к более эффективному труду. Бытующее мнение в некоторых отделах- зачем мне напрягаться, если повышение дадут другому, мне за это не платят.
Первый закон макроэкономики – человеческие потребности безграничны, а ресурсы ограниченны. Именно поэтому на предприятии всегда будет иметь место неудовлетворенность оплатой труда или недостаточной развитостью материально-технической базы. На нашем предприятий руководством был четко осознан этот принцип. Кроме этого руководитель отдает себе отчет, что оплата труда каждого сотрудника должна соответствовать результатам его деятельности. На предприятии была введена прогрессивная система оплаты труда без установления верхней границы заработка. Это позволило создать условия не только для материальной заинтересованности труда каждого, но и для осуществления различного рода инноваций.