Файл: Методы прогнозирования и оптимизации прибыли на примере ООО "Радуга".pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
Введение
Основной целью любого предприятия является получение благоприятных, положительных и постоянно увеличивающихся финансовых результатов. Что понимается под финансовыми результатами? Конечно же суммами полученной прибыли и уровнем рентабельности. Ведь эффективность работы предприятия всецело зависит от его способности получать необходимую прибыль.
Чем больше прибыли будет получено, чем выше уровень рентабельности, тем выше финансовое состояние и устойчивость предприятия. Увеличение прибыли создает основу для самофинансирования, погашения кредиторских задолженностей перед банками, кредиторами, инвесторами, расширения производства, решения вопросов материального и социального поощрения работников.
Цель работы – изучение методов прогнозирования и оптимизации прибыли на предприятии.
Предмет курсовой работы – система оптимизации прибыли.
Задачи курсовой работы заключаются в изучении теоретических основ прибыли, ее источников формирования, методов прогнозирования и оптимизации прибыли. Рассмотреть анализ прибыли и рентабельности на примере предприятия, а также внести свои предложения в систему прогнозирования прибыли.
В процессе изучения темы были изучены нормативно-правовые акты, основные положения по бухгалтерскому учету и тематическая литература.
Изучение тематической литературы способствовало пояснению степени теоретической разработки темы.
Данная курсовая работа состоит из 2 глав, введения, заключения, списка использованных источников и приложения.
1. Теоретические аспекты прибыли
1.1. Экономическая сущность прибыли, источники ее формирования
Хозяйственная деятельность является объектом исследования многих наук: экономической теории, микро- и макроэкономики, управления, организации и планирования производственно-финансовой деятельности, статистики, бухгалтерского учета, экономического анализа и т.д.
В специальной литературе по экономическому анализу можно встретить десятки самых разных его формулировок. Все определения предмета АХД можно сгруппировать следующим образом:
а) хозяйственная деятельность предприятия,
б) хозяйственные процессы и явления[1].
При более внимательном рассмотрении можно заметить, что анализ изучает не саму хозяйственную деятельность как технологический процесс, а экономические результаты хозяйствования как следствия экономических процессов.
Процесс – это причинно-обусловленное течение событий, смена явлений, состояния объекта в соответствие с намеченной целью или результатом. Результаты экономических процессов, как следствие планируются и прогнозируются на будущее в соответствующих показателях, учитываются по мере фактического формирования и затем анализируются. Но результаты как следствия процессов являются не предметом АХД, а объектами. Предметом же экономического анализа являются причины образования и изменения результатов хозяйственной деятельности[2]. Познание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятия позволяет раскрыть сущность экономических явлений и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам, выявить резервы повышения эффективности производства, обосновать планы и управленческие решения.
Классификация, систематизация, моделирование. измерение причинно-следственных связей является главным методологическим вопросом анализа хозяйственной деятельности. Таким образом, предметом анализа финансово-хозяйственной деятельности являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов[3].
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (участие в инвестиционной деятельности, сдача в аренду земли и основных фондов, доходы от ценных бумаг и т. д.).
Прибыль - это реализованная часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования за вложенный капитал и риск осуществления предпринимательской деятельности. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налогов, отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции[4]. Таким образом, чем больше предприятие реализует рентабельной, продаваемой продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше будет его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с созданием и реализацией продукции.
Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли[5]. Если она повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления.
Одно из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции — четкое определение состава производственных затрат. В нашей стране состав себестоимости продукции регламентируется государством. Основные принципы формирования этого состава определены в Законе РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и конкретизированы в Положении о составе затрат. Кроме того, на основе данного Положения министерства, ведомства, межотраслевые государственные объединения, концерны разрабатывают отраслевые положения о составе затрат и методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг) для подведомственных предприятий. Регламентирующая роль государства по отношению к себестоимости продукции проявляется также в установлении норм амортизации основных средств, тарифов отчислений на социальные нужды и др[6].
Положением о составе затрат определено, что себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Объем реализации, величина прибыли и уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и маркетинговой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели отражают все стороны хозяйствования.
Прибыль является экономической категорией товарного хозяйства. Экономическая сущность прибыли, ее объем и границы использования в рамках предпринимательских структур во многом зависят от воздействия стимула выгоды в условиях рынка. Сам же факт собственности позволяет владельцам принимать меры по увеличению величины получаемой прибыли.
Прибыль - это конечный результат бизнеса, особый воспроизводимый ресурс коммерческого предприятия[7].
Как экономическая категория, прибыль - это:
- основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития предприятия;
- важнейшая предпосылка увеличения рыночной стоимости предприятия;
- индикатор кредитоспособности предприятия;
- главный стимул для собственника в организации и расширении бизнеса;
- показатель конкурентоспособности предприятия;
- средство для выполнения предприятием обязательств перед государством и источник удовлетворения социальных потребностей общества[8].
Принципы распределения прибыли и факторы, его обуславливающие, позволяют сформировать на предприятии конкретный механизм планового распределения прибыли, в наибольшей степени удовлетворяющей цели и учитывающий возможности развития предприятия в предстоящем периоде.
Абсолютная величина прибыли не позволяет судить о доходности предприятия. Поэтому для оценки эффективности работы предприятия используется показатель рентабельности.
Показатель рентабельности характеризует финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Он измеряет доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия.
Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции[9].
Чистая рентабельность показывает, сколько чистой прибыли приходится на единицу выручки.
Экономическая рентабельность (рентабельность активов) показывает эффективность использования всего имущества организации. Этот показатель отвечает на вопрос, сколько прибыли организация получает в расчете на рубль своего имущества[10].
Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственного капитала, позволяет установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.
1.2. Методы планирования, прогнозирования и оптимизации прибыли
Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем периоде.
Планирование обусловлено анализом и прогнозом[11], результаты которых содержат соответствующие сравнения предполагаемых воздействий значимых для будущего альтернатив. В стремлении к выявлению лучших альтернатив, целей и способов их достижения проявляется функция оптимизации.
Главный смысл планирования состоит в повышении производительности и эффективности работы предприятия посредством:
- целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;
- выявления рисков и снижения их уровня;
- разукрупнения и тем самым упрощения процессов;
- повышения гибкости, приспосабливаем ости к изменениям[12].
В финансовом планировании используется ряд методов планирования финансовых показателей:
1) расчетно-аналитический;
2) метод оптимизации плановых решений;
3) балансовый;
4) нормативный;
5) метод экономико-математического моделирования.
Расчетно-аналитический метод основан на прогнозировании финансовых показателей на основе анализа их достигнутой величины. Данный метод применяется, когда взаимосвязь между показателями устанавливается не прямым способом, а косвенно на основе изучения их динамики за ряд периодов.
Применение описанных выше методов дает возможность определить планируемые значения отдельных финансовых показателей, но для разработки финансового плана в виде баланса доходов и расходов необходимы дополнительные расчеты, позволяющие свести баланс.
Наиболее простым и распространенным методом обеспечения сводимости баланса является «метод пробки»[13].
Сущность этого метода состоит в выявлении дисбаланса (разности пассивов и активов баланса), называемого «пробкой», и определении путей ликвидации этой «пробки».
Например, при отрицательной разности пассивов и активов баланса, свидетельствующей о недостаточности средств для финансирования деятельности предприятия с намеченными расходами на сырье, материалы, приобретение оборудования и т. п., следует рассмотреть варианты привлечения дополнительного финансирования, например, за счет кредиторской задолженности. Корректировка пассива на сумму планируемого кредита приведет к образованию новой «пробки», так как привлечение кредита увеличит расходы на сумму процентов за кредит и соответственно уменьшит прибыль. Таким образом, использование этого метода сводится к итерационным расчетам.