Файл: Методы прогнозирования и оптимизации прибыли на примере ООО "Радуга".pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
Каждая итерация состоит в определении «пробки» и обосновании финансовых решений, позволяющих ее ликвидировать.
Планирование прибыли - составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие - облагаются по повышенным ставкам. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, обеспечивающий максимальную прибыль[14].
Прибыль от реализации товарной продукции является основным компонентом валовой прибыли предприятия. Рассмотрим такие способы ее планирования:
1. Метод прямого счета, является наиболее распространённым[15].
Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. В наиболее общем виде прибыль - это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:
П тп = Ц тп - С тп;
где П тп - прибыль по товарному выпуску планируемого периода;
Ц тп - стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
С тп - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат на производство и реализацию продукции).
Прибыль на реализуемую продукцию рассчитывается иначе:
П рн = В рн - С рн,
где В рн - планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок),
П рн - планируемая прибыль по продукции, подлежащей реализации в предстоящем периоде;
С рн - полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.[16]
Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течении планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода, то расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид:
П рп = П о1 + П тп - П о2;
где П рп - прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;
П о1 - прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;
П тп - прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде;
П о2 - прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.
Именно такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости[17].
2. Метод по - ассортиментного планирования прибыли.
Прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции, для чего необходимо располагать соответствующими данными.
Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.
Укрупненный метод прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Метод по - ассортиментному расчету используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течении планируемого периода, является его точность.
В современных условиях хозяйственный метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли. Расчет прибыли не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при очень большой номенклатуре очень трудоёмок[18].
3. Анализ лимита рентабельности, позволяет оценить взаимосвязь плановой прибыли и эластичности предприятия по отношению к колебаниям величины расходов при обороте капитала. Обычно строится система графиков, показывающих эту зависимость. Расчеты производятся по следующим формулам:
Минимальный оборот = 1 — (% постоянных расходов / 100),
или
Минимальный оборот = 1 — (Переменные расходы / Плановый оборот капитала).[19]
Важное значение имеет разрыв, существующий между минимальным оборотом, необходимым для покрытия расходов, и запланированным оборотом. Именно эта разность характеризует степень свободы предприятия в планировании оборота капитала.
Прогноз рентабельности[20] вложенного капитала основан на анализе соотношений следующих величин:
Оборотные средства + Капитальные вложения = вложенный капитал;
Коэффициент оборачиваемости капитала = Оборотные средства / Вложенный капитал;
Коэффициент прибыли = Оборот капитала / Себестоимость;
Коэффициент рентабельности капитала = Прибыль / Оборот капитала.
4. Анализ перекрытия ликвидности. Основан на соотношении издержек предприятия, являющихся денежными расходами, и амортизацией. В этом случае определяется минимальная величина оборота капитала, необходимая для сохранения ликвидности предприятия (см. Приложение 1).
5. Нормативный метод планирования прибыли основывается на расчетах плановой прибыли с помощью нормативов. В качестве таких нормативов обычно используется норма прибыли на:
-собственный капитал;
-активы предприятия;
-единицу реализуемой продукции;
-инвестируемый капитал.
Сложность данного метода заключается в разработке соответствующих нормативов, их обосновании и количественном исчислении.
6. Метод экстраполяции предполагает анализ динамики за ряд лет, выявление тенденции развития и прогнозирование прибыли на плановый период. Этот метод можно использовать на стадии технико-экономического обоснования проекта, а также при планировании на краткосрочный период.
7. Аналитический метод планирования прибыли основан на построении многофакторных моделей. Он учитывает влияние различных факторов на результаты деятельности предприятия.
8.Анализ взаимосвязи «затраты, объем реализации, прибыль». Определяется точка безубыточности реализации продукции в плановом периоде[21]:
ОРтб=ПостР*100/ПУчд-ПУпр;
ОРтб - объем реализованной продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности в плановом периоде;
ПостР — планируемая величина постоянных расходов, %;
ПУчд - планируемый уровень прибыли в общем доходе от реализации продукции, %;
ПУпр — планируемый уровень переменных затрат в общем объеме реализации продукции, %.
Затем определяется плановая величина прибыли:
ПП=(ОРп-ОРтб)(ПУчд-ПУпр)/100;
ПП - плановая сумма прибыли от продаж;
ОРп — плановый объем реализации;
ОРт6- объем реализации в точке безубыточности;
ПУчд - планируемый уровень прибыли в общем доходе от реализации продукции, %;
ПУпр - планируемый уровень переменных затрат в общем объеме реализации продукции, %.
Плановая сумма маржинальной прибыли равна:
МП=ОРп (ПУчд-ПУпр)/100;
или
МП=ПП+ПостР;
где МП - маржинальная прибыль.
Чистая прибыль определяется:
ЧП=ПП(100-Снп)/100;
ЧП - чистая прибыль;
Снп- средняя ставка налоговых платежей за счет прибыли[22].
Данный метод позволяет провести многовариантные расчеты прибыли в зависимости от изменений в объеме реализации продукции в натуральном выражении, планируемых ценах, в затратах. В результате можно рассмотреть разные варианты деятельности предприятия — от крайне пессимистического до крайне оптимистического. Данный метод позволяет использовать возможности имитационного моделирования.
Целевой метод формирования прибыли позволяет провести увязку плановых показателей со стратегическими целями управления прибылью в предстоящем периоде. Основой метода является предварительное определение потребности в собственных финансовых ресурсах, формируемых за счет прибыли. Расчет ведется по каждому элементу потребности. Суммарная потребность в финансовых ресурсах, формируемых за счет чистой прибыли, представляет собой целевую ее сумму[23]. На основе целевой суммы чистой прибыли определяется целевая величина прибыли от продаж и маржинальная прибыль:
ПП=ЧП*100/100-Снп,
МП=ПП+ПостР;
Полученные показатели рассматриваются как важнейшие целевые ориентиры развития деятельности предприятия, служат базовыми элементами для расчета других плановых показателей.
9. Прогнозирование денежного потока основывается на плане поступлений и расходования денежных средств в процессе осуществления деятельности предприятия[24]. Он отражает процесс формирования прибыли как собственных ресурсов предприятия с учетом схем, сроков и величины предстоящих платежей, уровня дебиторской и кредиторской задолженности, остатков готовой продукции на складе и других факторов, влияющих на процесс поступления денежных средств на расчетный счет предприятия и их выбытия с расчетного счета.
2. Оптимизация прибыли на примере ООО «Радуга»
2.1. Анализ прибыли и рентабельности в ООО «Радуга»
Примером моих исследований в анализе прибыли и рентабельности будет организация ООО «Радуга», основной специализацией которой является – производство и продажа корпусной мебели в Ставропольском крае. В курсовой работе я прослежу динамику объема производства трех видов товаров: товар А –стеллаж, товар В – полка под телевизор, товар С – комод для вещей.
Для начала проанализируем динамику объемов производства в ООО «Радуга» за 2014-2015 гг.
Таблица 1
Анализ соотношения объемов реализации продукции в 2014г. и 2015г. (см. Приложение 1)
№ п/п |
Вид продукции |
2014 г. |
2015 г. |
+;- |
% изменения |
1 2 3 |
А В С |
150000 400000 500000 |
153000 396000 485000 |
+3000 -4000 -15000 |
102 99 97 |
Таблица 2
Товар А
№ п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2014 г. |
2015 г. |
+;- |
% изменения |
1 2 3 |
Выпуск продукции Средняя цена Объем реализации продукции |
Шт. Руб. Руб. |
150000 1300 195000000 |
153000 1274 194922000 |
+3000 -26 -78 000 |
102 98 99 |
Таблица 3
Товар В
№ п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2014 г. |
2015 г. |
+;- |
% изменения |
1 2 3 |
Выпуск продукции Средняя цена Объем реализации продукции |
Шт. Руб. Руб. |
400000 500 200000000 |
396000 520 205920000 |
-4000 +20 +5 920 000 |
99 104 103 |
Таблица 4
Товар С
№ п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2014 г. |
2015 г. |
+;- |
% изменения |
1 2 3 |
Выпуск продукции Средняя цена Объем реализации продукции |
Шт. Руб. Руб. |
500000 1000 500000000 |
485000 990 480150000 |
-15000 -10 -19 850 000 |
97 99 96 |
Объем реализации продукции:
2014 г.: 195000000+200000000+500000000=895 000 000 руб.
2015 г.: 194922000+205920000+480150000=880 992 000 руб.
Таблица 5
Анализ себестоимости по элементам затрат за 2014 г.
№п/п |
Элементы затрат |
Сумма |
|||
Всего |
А |
В |
С |
||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Мат. затраты Затраты на ФОТ Отчисления на соц.страхования Амортизация обор.ср-в Прочие затраты Итого произ.себестоим. Внепроизводств.затр. Итого полн.себестоим. |
335 625 000 159 489 000 82 161 000 80 550 000 33 562 500 691 387 500 67 125 000 758 512 500 |
73 125 000 22 328 460 11 502 540 17 550 000 7 312 500 131 818 500 14 625 000 146 443 500 |
75 000 000 60 605 820 31 221 180 18 000 000 7 500 000 192 327 000 15 000 000 207 327 000 |
187 500 000 76 554 720 39 437 280 45 000 000 18 750 000 367 242 000 37 500 000 404 742 000 |