Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (на примере гимназии № 2 города Ярославля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2023

Просмотров: 1241

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Став руководителем муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2», я столкнулся с целым рядом вопросов: Чем наша школа отличается от других? В чем ее особенность? Как определить стратегию развития гимназии, пути ее развития?

Для ответа на эти и другие вопросы руководителю образовательного учреждения необходимо иметь четкое представление о требованиях заказчиков образовательных услуг в лице департамента образования и родителей обучающихся, финансовых, материально-технических и кадровых возможностях школы, ее слабых и сильных сторонах, таким образом, необходим анализ внешней и внутренней среды образовательной организации. Умение выделить и проанализировать элементы внутренней и внешней среды организации является залогом успеха школы. Дает возможность усилить ее достоинства и попытаться скомпенсировать, исправить выявленные недостатки.

В данной работе будет проведен анализ внешней и внутренней среды муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2», расположенного в городе Ярославле.

Объектом исследования данной курсовой работы является муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2» города Ярославля.

Предметом исследования — внешняя и внутренняя среда гимназии № 2.

Цель работы: провести анализ внешней и внутренней среды муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть основные методики и алгоритмы, позволяющие выполнить анализ внешней и внутренней среды организации,
  • дать общую характеристику гимназии № 2 на рынке образовательных услуг города Ярославля,
  • провести PEST-анализ внешней среды гимназии № 2,
  • провести SWOT-анализ внешней и внутренней среды гимназии № 2.

В процессе написания курсовой работы были использованы учебные пособия по менеджменту и менеджменту образовательных организаций отечественных авторов: Кузнецова Ю. В., Никитина Э. М., Веснина В. Р., Дорофеева В. Д., Шмелевой А. Н., Шестопала Н. Ю., Короткова Э. М., Михненко П. А., Моисеева А. М., нормативно-правовые материалы в сфере образования.

1. Сущность анализа внешней и внутренней среды организации


1.1. Понятие организации

В силу того, что термин «организация» многозначен, полисемантичен, определимся с тем, что данный термин будет означать в работе. В словаре современных экономических терминов дается следующее определение «организации»:

1) составная часть управления, суть которой заключена в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей; 2) форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры; учреждение, призванное выполнять заданные функции, решать определенный круг задач, например школа, институт, банк, правительственные учреждения.[1]

Таким образом, налицо два смысловых значения понятия «организация». Во-первых, это объединение людей, занимающее определенное место в обществе и выполняющее некоторую функцию, то есть, организация — это объект.
Во-вторых, организация как процесс создания структурированности, упорядоченности (функция управления), то есть, организация — это процесс, во многом схожий с процессом управления.

Кроме того, в обиходе термин «организация» используется синонимично термину «структура»[2], то есть, организация — это упорядоченность какого-либо объекта, его определенное строение, взаимное расположение элементов и существование между этими элементами связей.

В работе термин «организация» в первом смысле, то есть как объект.
Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.[3] То есть, организация — это:

– социальная система, поскольку люди объединены в группы,

– люди действуют сообща, вместе,

– их действия целенаправленны.

Далее в работе среди всех организаций, которые могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знания, отдельно будет рассматриваться образовательная организация. В статье 2 Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дается следующее определение данного термина:

«18) образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;»[4]

Важно, что образовательная организация является некоммерческой организацией, не ставящей в качестве основной цели своей деятельности получение, извлечение прибыли и не распределяющей полученную прибыль между участниками организации[5].


Организация — это многомерный объект, она состоит из элементов разной природы. В состав любой организации входят не только люди, но и оборудование, инфраструктура и т. д.

Рассматривая отношения людей в организации нужно понимать, что в ней неизбежны распределение ролей, отношения подчинения и руководства, таким образом, организация — объект иерархический. Большую часть своей сознательной жизни человек проводит на работе, в стенах организации. Его поведение определяется не только личными качествами, но и особенностями как самой организации, так и ее менеджментом. Организация является средой деятельности человека[6].

1.2. Внешняя и внутренняя среда организации

Так как любая организация является открытой системой[7], то она зависит и активно взаимодействует с внешней средой, обменивается с ней ресурсами. Внешняя среда организации — это совокупность факторов ее внешнего окружения[8]. При анализе внешней среды, факторы внешнего окружения организации подразделяют на две группы: факторы прямого воздействия, иногда называемые «ближайшее окружение», «микросреда», «деловое окружение», и факторы косвенного воздействия, иногда называемые «общее окружение», «макросреда»[9],[10].

Организацию и ее внешнюю среду можно представить в следующем виде (рис. 1). Данная схема применима к организациям любой производственной направленности, в том числе, и к образовательной организации. Но для образовательной организации очень важными внешними факторами являются действия государственных, региональных и муниципальных органов власти, различные стратегические и нормативные документы федеральных и региональных органов управления образованием, экономические планы развития отрасли, действия контрольных и надзорных органов[11].

Рисунок 1. Организация и ее внешняя среда

Любая организация находится в прямой зависимости от факторов внешней среды, внешняя же среда независима, менее предсказуема и более динамична, чем внутренняя среда организации[12]. У руководителя организации, в том числе и образовательной, практически нет возможностей повлиять на изменения и воздействия внешней среды. При этом руководитель обязан анализировать и оценивать позицию своей организации во внешнем окружении вчера и сегодня для того, чтобы спрогнозировать, какие возможности могут открыться перед организацией, как их можно использовать, какие ограничения и риски могут возникнуть при изменении внешней среды.


Внутренняя среда организации — совокупность ее внутренних переменных[13], где внутренние переменные — это ситуационные факторы внутри организации[14], такие как цели, структура, трудовые ресурсы, оборудование, материальные запасы, технология, культура организации. Внутренние переменные, в основном, являются контролируемыми и регулируемыми, но при этом надо учитывать, что не все переменные могут контролироваться полностью[15].

Руководитель должен представлять организацию как систему, понимать ее внутреннее строение и особенности функционирования всех ее компонент. Для наглядного представления внутренней среды образовательной организации можно воспользоваться следующей схемой[16] (рис. 2).

Рисунок 2. Внешняя среда школы

В правой части схемы показан основной результат образовательной организации, то есть выпускник, обладающий образованием, воспитанием, со сформированными компетентностями определенного уровня и качества.

1.3. Использование различных видов анализа внешней и внутренней среды организации в управленческой деятельности

Для определения принципиальных направлений развития организации необходимо проанализировать ее позиции во внешнем и внутреннем окружении.

Для изучения внешней среды можно воспользоваться достаточно простой пошаговой методикой, называемой PEST-анализ[17], [18].

Вся макросреда организации условно делится на четыре сектора[19]:

1. Политическое окружение.

2. Экономическое окружение.

3. Социальное окружение.

4. Технологическое окружение.

Аббревиатура PEST (political, economic, social, technological environment) иногда читается как STEP и трактуется как пошаговый анализ.

На первом шаге анализа определяют временной отрезок, для которого анализ будет производиться, выписывают наиболее крупные факторы внешней среды, традиционно выделяют факторы политические, экономические, социальные, технологические.


На втором шаге по каждому фактору определяются и записываются явления и события, которые могут оказать в выбранный временной интервал наиболее сильное воздействие на организацию.

На третьем шаге эти влияния разделяют на положительные и отрицательные для организации. Оформляют таблицу, аналогичную таблице 1[20].

Таблица 1

Таблица «PEST-анализ»

Политика

+

-

  • фактор1
  • фактор2
  • фактор1
  • фактор2

Экономика

+

-

  • фактор1
  • фактор2
  • фактор1
  • фактор2

Социум

+

-

  • фактор1
  • фактор2
  • фактор1
  • фактор2

Технологии

+

-

  • фактор1
  • фактор2
  • фактор1
  • фактор2

На четвертом шаге по каждому из выявленных положительных факторов задается ряд вопросов (какие полезные для организации последствия могут быть получены, как организация их сможет использовать, можно ли увеличить полезное влияние и что для этого потребуется сделать).

На пятом шаге задаются вопросы по каждому из отрицательных факторов (какие ограничения и угрозы несет фактор для организации, может ли организация как-то им противодействовать или уменьшить их влияние, если ответ положительный, то, что для этого нужно сделать, иначе, как подготовить организацию к предстоящим неприятностям).

Исходя из полученных результатов, вносятся поправки в работу организации.

Еще один известный метод анализа внешней и внутренней среды называется SWOT-анализом.

Анализ SWOT (анализ ССВУ) (strengths, weaknesses, opportunities and threats analysis)[21] — анализ сильных и слабых сторон фирмы, оценка ее возможностей и потенциальных угроз. Возможности определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать что-то новое: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию, перестроить и улучшить цепочки ценностей и т.п. Угроза — это то, что может нанести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ: несанкционированное копирование уникальных разработок фирмы, появление новых конкурентов или товаров-заменителей и т.п.