Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (на примере гимназии № 2 города Ярославля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2023

Просмотров: 1248

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

SWOT-анализ — это выявление сильных и слабых сторон организации, а также внешних угроз и возможностей, влияющих на ее деятельность[22].

Для анализа угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также ее сильных и слабых сторон применяют метод SWOT-анализа (аббревиатура составлена из английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы)[23].

В учебно-методической литературе приводится несколько способов проведения SWOT-анализа, практически все они основаны на составлении и обработке данных в табличной форме. После заполнения таблицы необходимо проанализировать представленные в таблице данные, для этого нужно найти ответы на ряд вопросов:

Как использует организация сильные стороны, могут быть еще больше усилены, что для этого нужно сделать?

Являются ли слабости организации ее уязвимыми местами и можно ли их преодолеть, не допустить в дальнейшем, компенсировать, уменьшить влияние и как именно?

Какие благоприятные возможности дают организации шанс на успех, как научиться их вовремя распознавать и использовать?

Какие угрозы должны быть под пристальным вниманием, существуют ли возможности противостоять угрозам и рискам?

При проведении SWOT-анализа можно заполнять таблицу, аналогичную таблице 2[24].

Таблица 2

Таблица «SWOT-анализа»

Возможности

Сильные стороны

  • фактор1
  • фактор2
  • фактор1
  • фактор2

Угрозы

Слабые стороны

  • фактор1
  • фактор2
  • фактор1
  • фактор2

Внешняя среда

Внутренняя среда

Другой способ основан на заполнении матрицы SWOT-анализа. Слева от матрицы выделяются сильные и слабые стороны организации, сверху — возможности и угрозы. На пересечении разделов образуются четыре поля: СИВ (сила и возможности), СИУ (сила и угрозы), СЛУ (слабость и угрозы) и СЛВ (слабость и возможности). Для каждых пар, выбранных в том или ином поле, разрабатывается соответствующая стратегия организации[25]. Пример такой матрицы представлен на рисунке 3.

Рисунок 3. Матрица SWOT-анализа внешней и внутренней среды организации


Еще один метод анализа проблемного поля организации называется проблемно-ориентированным анализом[26], [27].

Анализ проблемного поля организации ведется от результата ее работы, как следствий, к началу, к процессам и условиям жизнедеятельности организации. Анализ состоит из двух частей: сначала организация рассматривается как некая данность, а затем выявляется, что в ней не удовлетворяет сегодняшним и завтрашним требованиям.

В ходе анализа ведется поиск ответов на следующие вопросы:

– какие реальные результаты работы организации не удовлетворяют нас в свете завтрашних требований и должны быть изменены? В итоге выявляются разрывы между требуемым и реальным, то есть собственно проблемы организации;

– из-за каких дефектов, протекающих в организации, возникли эти проблемы? Что надо изменить в этих процессах, в их качествах, содержании, методах, средствах, формах, чтобы обеспечить достижение требуемых результатов?

– недостаток каких условий и ресурсов объясняет выявленные дефекты? Что необходимо изменить в ресурсах системы и в деятельности по ее ресурсному обеспечению, чтобы достигнуть требуемого качества процессов и результатов?

– какими недостатками в управлении организацией можно объяснить существующие дефекты, а также итоговые проблемы? Что надо изменить в управлении, чтобы устранить выявленные дефекты и решить проблемы?

В первой главе были рассмотрены понятие организации, факторы ее внешней и внутренней среды, а также различные виды анализа внешней и внутренней среды организации, в том числе PEST и SWOT-анализ. Применение полученных знаний будет дано в следующей главе, в которой будет рассмотрена образовательная организация — муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2» и проведен анализ ее внешней и внутренней среды.

Глава 2. Анализ и оценка деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2»

2.1. Характеристика гимназии № 2


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2» располагается в городе Ярославле, Ярославской области. Гимназия № 2 была открыта в 1971 году как средняя общеобразовательная школа № 24, статус гимназии был получен образовательным учреждением в 1997 году. На основании Приказа Департамента образования мэрии г. Ярославля № 01-05/5 от 10.01.2017 г. «О закреплении муниципальных общеобразовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы, за территориями города Ярославля»[28] муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2» закреплена за территорией города Ярославля, не имеет своего микроучастка.

Гимназия № 2 реализует программы основного общего образования и среднего общего образования. При получении обучающимися основного общего образования гимназия обеспечивает общеобразовательную подготовку и способствует художественному и эстетическому воспитанию школьников. Индивидуальный отбор при приеме в 5 класс не осуществляется. В старшем звене реализуется профильное обучение при получении обучающимися среднего общего образования, при этом реализуются следующие профили: социально-гуманитарный, социально-экономический, химико-биологический и информационно-технологический. На основании пункта 5 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[29] и Приказа Департамента образования мэрии г. Ярославля № 01-05/142 от 26.02.2016 г. «Об утверждении перечня общеобразовательных учреждений, в которых допускается индивидуальный отбор»[30] прием в десятый класс происходит на конкурсной основе.

Лицензия на право осуществления образовательной деятельности № 590/16 от 07 декабря 2016 г. Свидетельство о государственной аккредитации № 209/16 от 13 декабря 2016 г.

Директор гимназии: Маслеников Николай Васильевич, победитель регионального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года», учитель информатики и ИКТ высшей квалификационной категории. Педагогический стаж 25 лет, стаж административной работы — 15 лет, стаж работы в должности директора гимназии — 2 года.

В 2016-2017 учебном году в гимназии № 2 было открыто 27 классов, в которых обучалось 807 учащихся, средняя наполняемость классов 29,8 человек в классе. Обучение осуществлялось в одну смену. Успеваемость гимназистов высокая, на «4» и «5» учится порядка 66% учащихся.

На протяжении целого ряда лет результаты государственной аттестации выпускников гимназии существенно выше аналогичных средних показателей по городу Ярославлю, Ярославской области, Российской Федерации в целом. Более того, средний балл гимназистов выше среднего балла среди выпускников всех гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов Ярославской области. 98% выпускников гимназии продолжают обучение в высших учебных заведениях, 25% из них поступают в иногородние вузы, преимущественно Москвы и Санкт-Петербурга.


В гимназии работает 49 педагогов, 5 мужчин и 44 женщины. 90% учителей имеют высшую и первую квалификационную категорию. Возрастной состав педагогов представлен в таблице 3.

Таблица 3

Возрастной состав и педагогический стаж учителей гимназии № 2

Возраст

Количество учителей

20-30 лет

7

30-40 лет

3

40-60 лет

27

старше 60 лет

12

Стаж

Количество учителей

До 3 лет

1

3-5 лет

3

5-10 лет

3

10-15 лет

3

15-20 лет

6

20-30 лет

16

Более 30 лет

17

Источник: Публичный отчет гимназии № 2 за 2016 год[31].

Среди педагогов гимназии 4 человека имеют почетное звание «Заслуженный учитель РФ», 8 человек — звание «Почетный работник общего образования», 7 человек становились победителями конкурса на поощрение лучших учителей Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование», 3 человека — победители муниципального этапа и 1 человек — регионального этапа профессионального конкурса «Учитель года» разных лет.

2.2. Анализ внешней среды гимназии № 2

Для анализа внешней среды муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2» используем описанную Моисеевым А. М. пошаговую методику, основанную на PEST-анализе[32] (смотри таблицу 4).

Таблица 4

Таблица «PEST-анализа»

Политическое окружение

+

1) В регионе инициирован ряд инвестиционных проектов

1) Политическая ситуация в Ярославской области может быть охарактеризована как нестабильная

2) В законе «Об образовании в Российской Федерации» нет такого типа образовательных организаций как гимназия

Экономическое окружение

+

1) Организация функционирует в рамках государственного (муниципального) задания на оказание услуг

1) Дефицит городского бюджета

2) Отсутствуют условия для проведения денежных инвестиций в образование

Социальное окружение

+

1) Численность населения Ярославской области стабилизировалась. Смертность незначительно превышает рождаемость, это компенсируется миграционным приростом

2) В Ярославской области большое число высших учебных заведений

3) Работает программа поддержки талантливой молодежи

1) Доля молодежи в общем числе жителей Ярославской области снижается

2) В Ярославской области растут показатели общей и первичной заболеваемости подростков

3) Увеличивается количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии

Технологическое окружение

+

1) Централизованно, в рамках реализации федеральных программ, поставляется цифровое и компьютерное оборудование, интерактивное оборудование, компьютерные классы, подключение школ к сети Интернет по высокоскоростным каналам связи

1) Нет методической поддержки, связанной с использование, поставленного оборудования


Аналитическая справка по результатам PEST-анализа:

Мэр города Ярославля с 2013 года находился под арестом, а в 2016 году был отправлен в отставку и губернатор Ярославской области. В 2017 году будут проходить выборы губернатора и выборы в Ярославскую областную Думу, что приведет к дальнейшему росту политической нестабильности в регионе. Политическая нестабильность может сопровождаться протестными явлениями в городе и области, что является позволяет отнести ее отрицательным факторам внешней среды.

Назначенный временно исполняющим обязанности губернатора Дмитрий Миронов и недавно избранный мэр — Владимир Слепцов в ближайшее время все усилия областной и городской власти направят на решение «наболевших» вопросов, поэтому вероятность реализации крупных инвестиционных проектов в сфере образования маловероятна. Вместе с тем, ВРИО губернатора Ярославской области Дмитрий Юрьевич Миронов выступил с рядом инициатив, одной из которых является программа благоустройства «Решаем вместе», основанной на принципе инициативного бюджетирования, что позволяет надеяться на проведение благоустройства и территории гимназии. Реализация инновационных проектов в регионе относится к положительным факторам внешней среды.

Не ясен статус гимназии, как типа образовательного учреждения, так как в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации»[33] о гимназиях и лицеях речь не идет. Приказом Департамента образования мэрии города Ярославля от 10.01.2017 г. № 01-05/5[34] за гимназией закреплена территория всего города Ярославля. Прием в гимназию осуществляется с пятого класса, и классы эти общеобразовательные. В законе «Об образовании в Российской Федерации» прописываются процедуры индивидуального отбора в профильные классы и классы с углубленным изучением отдельных предметов, отбора в общеобразовательные пятые классы быть не должно. Также отсутствуют устоявшиеся правила и процедуры организации приема в пятый класс, перенос таких процедур и правил с приема в первые классы не возможен по причине того, что прием в первый и пятый классы регламентируются разными приказами Министерства образования и науки. Большое количество желающих продолжить обучение в пятом классе гимназии уже привело к тому, что при наборе в пятые классы на 2017 год на 100 приемных мест по муниципальному заданию было подано порядка 250 заявлений, а процедур отбора не было предусмотрено. С другой стороны, при падении интереса к гимназии возможна ситуация, когда в условиях отсутствия закрепленной территории, пятые классы сформировать не удастся, детей не захотят переводить из других школ. Неясный правовой статус гимназии как общеобразовательного учреждения является негативным фактором внешней среды муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2».