Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (на примере гимназии № 2 города Ярославля).pdf
Добавлен: 01.07.2023
Просмотров: 1246
Скачиваний: 18
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность анализа внешней и внутренней среды организации
1.2. Внешняя и внутренняя среда организации
Глава 2. Анализ и оценка деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2»
2.1. Характеристика гимназии № 2
2.2. Анализ внешней среды гимназии № 2
Выявленный негативный фактор внешней среды, можно попытаться скорректировать, и здесь есть несколько возможных действий. Во-первых, можно прописать локальными актами процедуру приема в пятый класс гимназии, согласовав их с областным и городским департаментами образования. Во-вторых, вести активное информирование родителей о миссии гимназии, ориентации на работу с сильными учениками, поддерживать имидж успешного образовательного учреждения, дающего качественные знания. Только движение по обоим направлениям позволит образовательной организации успешно функционировать.
Рассматривая факторы экономического окружения, функционирование в рамках государственного (муниципального) задания на оказание услуг гарантирует выделение субвенции на реализацию государственного образовательного стандарта. Для перспективного развития, необходимо привлекать внебюджетные средства. Численное постоянство ученического контингента позволяет не беспокоиться по поводу возможного снижения объемов бюджетного финансирования, а положительный имидж гимназии, надеяться на спонсорскую помощь в будущем учебном году. Это является положительным фактором внешней среды гимназии.
Вместе с тем, Ярославль уже не первый год живет в условиях дефицита городского бюджета[35], что не дает надежд на дополнительное стимулирующее финансирование образовательных учреждений в ближайший год. Это, конечно, фактор отрицательный.
Рассматривая социальное окружение, необходимо отметить, что демографическая ситуация в Ярославской области неоднозначна, с одной стороны повышается рождаемость, с другой показатели рождаемости до сих пор ниже показателей смертности. Пока естественная убыль населения компенсируется миграционным приростом населения[36]. Также происходит старение населения Ярославской области[37], доля молодежи в общей численности населения региона продолжает снижаться. Это негативный фактор внешней среды муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2». Важно понимать, что снижение количество молодых людей в области, будет приводить к усилению конкуренции между образовательными организациями за потенциальных учеников. Только поддержание высокого качества образовательных услуг, положительного имиджа усилит конкурентноспособность гимназии.
Повышение показателей общей и первичной заболеваемости подростков[38] в Ярославской области относится к негативным факторам внешней среды образовательной организации. Улучшение состояния физического здоровья, снижение заболеваемости тесно связано с привлечением населения к занятиям физкультурой и спортом, формированием здорового образа жизни среди молодежи. Необходимо разработать и приступить к реализации программы «Здоровье», уделить повышенное внимание спортивным кружкам и секциям, спортивным праздникам. Необходима активная пропаганда здорового образа жизни и занятий спортом. К сожалению, существенно снизить негативное влияние этого фактора самостоятельно гимназия не сможет.
Негативным фактором внешней среды гимназии № 2 в социальном окружении является увеличение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии. Увести детей с улицы, вовлечь их в систему дополнительного образования — вот один из способов защиты образовательной организации от данного негативного фактора. Заключить контракты с охранными фирмами, установить видеонаблюдение на территории школы, вести активную работу по профилактике правонарушений, сотрудничать с органами правопорядка и опеки. Эти мероприятия позволят скомпенсировать влияние данного негативного фактора.
Поддержка одаренной молодежи со стороны администрации Ярославской области и города Ярославля относится к положительным факторам внешней среды образовательной организации с точки зрения социального окружения. Влияние данного фактора нужно использовать и усиливать. Гимназия всегда гордилась успехами своих учеников. Информирование потребителей образовательных услуг о достижениях гимназистов, их победах послужит делу повышения имиджа школы, привлечет дополнительно детей, станет конкурентным преимуществом. За прошедший год один ученик гимназии стал лауреатом премии для поддержки талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», еще один — обладателем Почетного знака Губернатора Ярославской области «За особые успехи в учении».
Большое количество высших образовательных учреждений является положительным фактором внешней среды для образовательной организации. Этот фактор оказывает огромное влияние на формирование имиджа гимназии в городе Ярославля. Родители и старшеклассники выбирают нашу школу, потому что уверены в том, что здесь они смогут получить качественное образование, подготовиться к сдаче экзаменов и поступить в престижный вуз. И наша гимназия оправдывает их ожидания. Результаты экзаменов существенно лучше средних показателей и по городу Ярославлю, и по Ярославской области, и среди гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов.
Также опросы выпускников показали, что обучение в старшей школе на профильном уровне существенно помогает им при обучении в высших образовательных учреждениях, родители и старшеклассники, придя к нам в десятый класс, работают на перспективу. Уверенность потребителей в высоком качестве предлагаемых образовательных услуг, положительный образ гимназии, сложившийся в городе Ярославле, обеспечивает приток детей в 10-11 классы, хотя они и проходят индивидуальный конкурсный отбор при приеме..
Жизнь в современном, информационном обществе заставляет учеников и их родителей уделять пристальное внимание процессам информатизации образования. Школы, активно использующие информационно-коммуникационные технологии, обладают в глазах общественности конкурентными преимуществами. Реализация федеральных и региональных целевых программ по модернизации и компьютеризации образовательных учреждений (централизованно поставлялись цифровые лаборатории для кабинетов физики, химии, биологии, интерактивное оборудование, компьютерные классы, подключение к сети Интернет по высокоскоростному каналу связи) является положительным фактором внешней среды гимназии.
Вместе с тем, наблюдается методический вакуум в технологиях использования поставляемого оборудования, зачастую оно стоит в образовательных организациях мертвым грузом. Мало поставить оборудование, должны быть методические рекомендации по его использованию. Отсутствие методик, образовательных технологий должно компенсироваться работой методических объединений, учебного информационного центра гимназии по накоплению положительного опыта использования педагогами гимназии новых информационных технологий. Для продвижения бренда гимназии важно продолжить формирование образа гимназии, как успешного инновационного образовательного учреждения, использующего в своей работе последние достижения технической и методической мысли.
В целом анализ внешней среды показывает необходимость развития бренда гимназии как одного из основных конкурентных преимуществ перед другими образовательными учреждениями города.
2.3. Анализ внутренней среды гимназии № 2
Для выявления сильных и слабых сторон организации, а также внешних угроз и возможностей, влияющих на ее деятельность, воспользуемся SWOT-анализом в табличной форме[39], [40]. Заполним таблицу 5, записывая сильные и слабые стороны организации, а также внешние угрозы и возможности, влияющие на деятельность муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2».
Таблица 5
Таблица «SWOT-анализа»
Возможности |
Сильные стороны |
|
|
Угрозы |
Слабые стороны |
|
|
Внешняя среда |
Внутренняя среда |
После заполнения таблицы SWOT-анализа, проведем с ними дальнейшую работу, направленную на усиление преимуществ, компенсацию слабостей, использование возможностей и избегание угроз. Для этого потребуется ответить на ряд вопросов[41]:
1) Какие имеющиеся у гимназии сильные стороны могут быть усилены еще больше, и что для этого необходимо сделать?
В гимназии высокий уровень квалификации педагогов: 55% имеют высшую квалификационную категорию и 37% — первую. При этом 10% учителей не имеют аттестационной категории, как правило, их стаж не превосходит пяти лет. Заместитель директора по учебно-методической работе выстраивает траекторию профессионального роста, оказывает методическую помощь молодым специалистам, также в гимназии практикуется наставничество. Это дает право утверждать, что уровень профессиональной компетентности педагогов продолжит расти в будущем. Высокий уровень профессионального мастерства учителей является одним из конкурентных преимуществ нашего образовательного учреждения. Положительный имидж педагогов способствует формированию положительного имиджа гимназии в целом.
В гимназии работаю творческие педагоги. Одним из направлений еще большего усиления данной стороны является участие наших учителей в конкурсах профессионального мастерства, таких как «Самый классный классный», «Учитель года России». Участие в подобных конкурсах позволяет в еще большей степени раскрыть педагогам свой творческий потенциал.
Продолжение работы по развитию бренда гимназии, высокие учебные результаты, широкое освещение достижений гимназистов, педагогов, может способствовать повышению репутации гимназии среди родительской и педагогической общественности города и региона. На повышение репутации и усиление имиджа гимназии направлены такие мероприятия как: публичный отчет по результатам учебного года для родительской общественности, день открытых дверей для родителей будущих пятиклассников, вечера встреч выпускников, творческие отчетные мероприятия школьной театральной студии и хореографического ансамбля, хоровые праздники, фольклорные праздники, праздник чествования победителей предметных олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов («Гимназический Олимп»), научная конференция школьников и многие другие.
Признание гимназии муниципальным ресурсным центром усиливает такую сторону как осуществление инновационной деятельности.
2) Какие слабые стороны можно преодолеть, не допустить в дальнейшем, уменьшить их влияние и как именно?
С 1997 года, когда нашему образовательному учреждению был присвоен статус гимназии, из состава образовательного учреждения была выведена начальная школа, это было обусловлено действовавшим в то время городским положением о гимназиях. Соответственно гимназия лишилась и закрепленной ранее за ней территории. Руководители других общеобразовательных учреждений путем выявления детей, проживающих на закрепленных территориях и подлежащих обучению по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут спрогнозировать численность своего ученического контингента. Гимназия данного инструмента лишена, ориентировочная численность будущих пятиклассников определяется путем анализа количества обращений граждан по вопросам устройства детей в гимназию, статистики посещения родителями будущих пятиклассников Дней открытых дверей. Получаемые числовые значения могут существенно отличаться от реального количества заявлений на зачисление в порядке перевода в образовательную организацию. Одним из возможных путей преодоления данной «слабости» гимназии может быть, привлечение инструментов телекоммуникационных сетей, введения онлайн-сервиса, направленного на сбор статистики по желающим продолжить обучение в пятом классе нашей гимназии. Данный сетевой сервис мыслится как еще одна точка контакта бренда гимназии с потенциальными потребителями предоставляемых образовательных услуг. Хочется отметить, что при комплектовании десятых классов данных сложностей не возникает, основную часть поступающих составляют выпускники наших девятых классов. Сложившийся образ гимназии обеспечивает превышение количества желающих у нас учиться над количеством доступных мест для зачисления.
Проблема старения педагогического коллектива актуальна, есть несколько путей ее преодоления. Во-первых, наша школа является базисной площадкой для прохождения педагогической практики студентами Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского. Соответственно, имеется возможность «присмотреться» к студентам, проходящим практику, и пригласить тех, кто нам подходит, на работу после окончания вуза. Все педагоги стаж, которых меньше 5 лет были трудоустроены в гимназию именно таким образом, причем половина из них выпускники нашей гимназии. Во-вторых, имидж нашей гимназии, замотивированность наших обучающихся на получение знаний, учебу, позволяют проводить активный рекрутинг. Да, мы можем предоставить лучшие условия для учителей (не в плане заработной платы, а в плане перспектив профессионального роста, повышения квалификации, успешности) и активно этим пользуемся.