Файл: Проблемы комплексного исследования при подборе персонала.pdf
Добавлен: 02.07.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическое аспекты подбора персонала
1.1 Психологические аспекты подбора персонала
1.2. Специфика отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел
Глава 2. Экспериментально-психологическое исследование
2.1 Задачи и содержание, методика проведения эксперимента
2.2 Описание результатов исследований
Методика “Определение типа поведения личности в конфликтной ситуации”. Методика предназначена для выявления преобладающего способа реагирования человека на конфликтные ситуации. Она может применяться для прогнозирования направленности процесса адаптации конкретной личности в новом коллективе и при комплектовании малых групп, когда необходим тщательный отбор на специальности, требующие активного взаимодействия и взаимопонимания членов группы.
Тип поведения индивида в конфликтной ситуации определяется путем выявления его склонности к соперничеству или сотрудничеству, избеганию или приспособлению, а также компромиссному решению спорного вопроса. Выделяют пять способов регулирования межличностных конфликтов:
- соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
- приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
- компромисс;
- избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
- сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Данная методика полностью подходит для нашего эксперимента, так как позволяет выделить лиц с агрессивной манерой самоутверждения и тем самым предотвратить конфликтные ситуации, которые могут возникнуть в коллективе.
Количество баллов, набранных обследуемым, по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Проективная методика “Ассоциативный рисуночный тест”. Этот рисуночный тест является сборным, стимульный материал которого был составлен на основе ряда графических тестов. Как показал опыт применения методики APT, с ее помощью можно выявить следующие свойства личности и поведения, специфику ориентировки в окружающей среде, агрессию, особенности поведения в группе и общения, особенности восприятия и оценки неоднозначных жизненных ситуаций, актуальные проблемы в сфере взаимоотношений с лицами противоположного пола, наиболее типичные формы поведения в конфликтной ситуации. Качественные характеристики представления человека о самом сe6e.
2.2 Описание результатов исследований
Для проведения эксперимента, отбирались кандидаты при приеме на службу в органы внутренних дел.
С каждым из испытуемых были проведены методики такие как:
- Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»
- Личностный опросник «Нервно-психической неустойчивости-акцентуации»
- Методика «Определение типа поведения личности в конфликтной ситуации»
- Проективная методика «Ассоциативный рисуночный тест»
В таблице 1 описаны показатели многоуровнего личностного опросника «Адаптивность», где представлены шкалы:
- нервно – психической устойчивости (НПУ);
- коммуникативных способностей (КС);
- моральной нормативности (МН);
- личностный адаптационный потенциал (ЛАП).
Таблица 2
Данные по методике «Адаптивность»
Испытуемый |
Результат |
Мартынов В.В. |
1. Личностный адаптивный потенциал - 17 баллов, что говорит о высокой адаптации. Достаточно быстро влился в коллектив и адекватно реагирует в ситуациях. Обладает высокой эмоциональной устойчивостью. 2. Нервно-психическая устойчивость – 7 баллов, высокий уровень нервно-психической устойчивости, высокая самооценка и реальное восприятие действительности. 3. Коммуникативные способности – 11 баллов, ярко выраженные коммуникативные способности, легко устанавливает контакты с сослуживцами, окружающими. 4. Моральная нормативность – 3 балла, реальное оценивание своей роли в коллективе, ориентируется на соблюдение норм и правил. |
Вигуп Е.И. |
1. Личностный адаптивный потенциал - 62 балла, что говорит о очень низкой адаптации. Личность с признаками психопатии, психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное. Предрасположен к нервно-психическим срывам и асоциальным поступкам. Требует особого наблюдение психолога. 2. Нервно-психическая устойчивость – 53 балла, низкий уровень поведенческой регуляции, отсутствие адекватности самооценки и не может реально воспринимать действительность. 3. Коммуникативные способности – 22 балла, низкий уровень развития коммуникативных способностей, затруднен в построении контактов с окружающими, возможны проявления агрессивности. 4. Моральная нормативность – 16 баллов, невозможность адекватно оценивать свое место и роль в коллективе, не стремится соблюдать общепринятые нормы поведения. |
Журавлев А.И. |
1. Личностный адаптивный потенциал - 68 баллов, очень низкая адаптация, психическое состояние охарактеризуем как пограничное, возможность нервно-психических срывов велика. Конфликтен, способен на асоциальные поступки. Требует внимания психолога части. 2. Нервно-психическая устойчивость – 39 балла, уровень ниже среднего в поведенческой регуляции, отсутствие адекватной самооценки. 3. Коммуникативные способности – 18 баллов, довольно низкий уровень коммуникации, с признаками проявления агрессивности при не достижении контакта. 4. Моральная нормативность – 13 баллов, неспособность правильно оценивать свою роль и место в коллективе, несоблюдение правил и норм. |
Матвеев С.А |
1. Личностный адаптивный потенциал - 55 балла, достаточно низкая адаптационная реакция. Личность с признаками психопатии, психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное. Предрасположен к нервно-психическим срывам и асоциальным поступкам. Требует особого наблюдение психолога. 2. Нервно-психическая устойчивость – 29 баллов, средний уровень поведенческой регуляции, средне-адекватная самооценка и реакция восприятия происходящего вокруг него. 3. Коммуникативные способности – 9 баллов, выше среднего выраженность коммуникативных способностей и построения новых контактов. 4. Моральная нормативность – 11 баллов, среднее достижение в реальном восприятии своего места в коллективе. |
Кузнецов Е.А. |
1. Личностный адаптивный потенциал - 62 балла, что говорит о очень низкой адаптации. Личность с признаками психопатии, психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное. Предрасположен к нервно-психическим срывам и асоциальным поступкам. Требует особого наблюдение психолога. 2. Нервно-психическая устойчивость – 40 баллов, уровень ниже среднего в поведенческой регуляции, отсутствие адекватной самооценки. 3. Коммуникативные способности – 15 баллов, средне выраженные коммуникативные способности, возможность устанавливать контакты с сослуживцами, окружающими присутствует. 4. Моральная нормативность – 7 баллов, может оценивать действительность происходящую с ним. |
Ершов М.В. |
1. Личностный адаптивный потенциал - 72 балла, очень низкая адаптация к новым условиям. Обладает, по акцентуациям характера, некоторыми признаками психопатий, высокий уровень преобладания нервных срывов. Нуждается в особом наблюдении психолога. 2. Нервно-психическая устойчивость – 46 баллов, низкий уровень поведенческой регуляции, отсутствие адекватности самооценки и не может реально воспринимать действительность. 3. Коммуникативные способности – 11 баллов, довольно низкий уровень коммуникации, с признаками проявления агрессивности при не достижении контакта. 4. Моральная нормативность – 12 балла, относительно средняя моральная нормативность, не полностью оценивает происходящие с ним и не видит свою роль и место в коллективе. |
Барсовин Ю.Н. |
1. Личностный адаптивный потенциал - 65 баллов, низкая адаптация. Обладает явными акцентуациями характера и некоторыми признаками психопатий. Требует особого внимания психолога. 2. Нервно-психическая устойчивость – 44 балла, достаточно низкий уровень поведенческой регуляции, отсутствие адекватности самооценки и не может реально воспринимать действительность. 3. Коммуникативные способности – 17 баллов, низкие коммуникативные способности, невозможность находить общие темы для разговоров с сослуживцами. 4. Моральная нормативность – 8 балла, средний результат самооценки и происходящего вокруг. Способность к соблюдению общепринятых правил и норм. |
Щиплецов А.А. |
1. Личностный адаптивный потенциал - 19 баллов, что говорит о достаточно высокой адаптации. Достаточно быстро влился в коллектив и адекватно реагирует в ситуациях. Обладает высокой эмоциональной устойчивостью. 2. Нервно-психическая устойчивость – 7 баллов, высокий уровень нервно-психической устойчивости, высокая самооценка и реальное восприятие действительности. 3. Коммуникативные способности – 11 баллов, ярко выраженные коммуникативные способности, легко устанавливает контакты с сослуживцами, окружающими. 4. Моральная нормативность – 4 балла, реальное оценивание своей роли в коллективе, ориентируется на соблюдение норм и правил. |
Свистунов А.В. |
1. Личностный адаптивный потенциал - 26 баллов, что говорит о достаточно высокой адаптации. Быстро влился в коллектив и адекватно реагирует в ситуациях и поставленных целях. Обладает высокой эмоциональной устойчивостью. 2. Нервно-психическая устойчивость – 9 баллов, высокий уровень нервно-психической устойчивости, высокая самооценка и реальное восприятие действительности. 3. Коммуникативные способности – 9 баллов, выраженные коммуникативные способности, легко устанавливает контакты с сослуживцами, окружающими. 4. Моральная нормативность – 8 балла, средний результат для оценивания своей роли в коллективе, ориентируется на соблюдение норм и правил. |
Егоров В.О. |
1. Личностный адаптивный потенциал - 60 баллов, низкая адаптация. Обладает явными акцентуациями характера и некоторыми признаками психопатий. Требует особого наблюдения психолога. 2. Нервно-психическая устойчивость – 58 балла, очень низкий уровень поведенческой регуляции, отсутствие адекватности самооценки и не может реально воспринимать действительность. Наглядная склонность к нервно-психическим срывам. 3. Коммуникативные способности – 15 баллов, низкие коммуникативные способности, невозможность находить общие темы для разговоров с сослуживцами. 4. Моральная нормативность – 12 балла, низкий результат самооценки и происходящего вокруг. Не стремится к соблюдению общепринятых правил и норм. |
В результате исследования выявлено, что 6 испытуемых нуждаются в особом наблюдении психолога, так как являются личностями с низким адаптивным потенциалом.
В таблице описаны показатели личностного опросника «Нервно-психической неустойчивости – акцентуации», имеет следующие шкалы:
- нервно-психической неустойчивости;
- истерии;
- психастении;
- психопатии;
- паранойи;
- шизофрении.
Таблица 3
Данные обследования по методике «Личностный опросник нервно-психической неустойчивости – акцентуации»
ФИО |
НПН |
Истерия |
Психасте ния |
Психопа тия |
Паранойя |
Шизофрения |
Барсовин Ю.Н. |
11баллов высокий |
22 балла средний |
6 баллов средний, к норме |
18 баллов средний, к высокому |
9 баллов средний, к норме |
7 баллов средний, к высокому |
Кузнецов Е.А |
11баллов высокий |
29 баллов высокий |
6 баллов средний, к норме |
23 балла высокий |
5 баллов норма |
8 баллов средний, к высокому |
Ершов М. В. |
13баллов очень высокий |
33 балла очень высокий |
9 баллов средний |
25 баллов высокий |
11 баллов средний |
10 баллов очень высокий |
Щиплецов А.А. |
4 балла норма |
11 баллов норма |
4 баллов норма |
9 баллов норма |
8 баллов норма |
3 балла норма |
Свистунов А.В. |
6 баллов средний |
14 баллов средний, к норме |
9 баллов средний |
10 баллов норма |
10 баллов средний |
4 балла средний, к норме |
Мартынов В.В. |
3 балла норма |
9 баллов норма |
4 баллов норма |
6 баллов норма |
7 баллов норма |
2 балла норма |
Матвеев Е.А. |
9 баллов средний |
22 балла средний |
11 баллов средний |
18 баллов средний, к высокому |
9 баллов средний, к норме |
7 баллов средний, к высокому |
Журавлев А.И. |
11баллов высокий |
28 баллов высокий |
6 баллов средний, к норме |
23 балла высокий |
6 баллов норма |
8 баллов средний, к высокому |
Вигуп Е.И. |
12баллов высокий |
30 баллов высокий |
18 баллов средний, к высокому |
23 балла высокий |
13 баллов высокий |
8 баллов средний, к высокому |
Егоров В.О. |
12баллов высокий |
18 баллов средний |
31 баллов очень высокий |
30 балла высокий |
13 баллов высокий |
15 баллов очень высокий |
Таким образом, по данным стенов, этой методике выявлено, что у 6 испытуемых наблюдается нервно-психическая неустойчивость.
В таблице показаны результаты по Методике “Определение типа поведения личности в конфликтной ситуации”, где представлены шкалы:
- соперничество;
- сотрудничество;
- компромисс;
- избегание;
- приспособление.
Таблица 4
Данные обследования по методике «Определение типа поведения личности в конфликтной ситуации»
ФИО |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
Свистунов А.В. |
4 |
9 |
7 |
3 |
7 |
Барсовин Ю.Н. |
4 |
4 |
9 |
6 |
7 |
Кузнецов Е.А. |
5 |
5 |
6 |
4 |
6 |
Ершов М.В. |
7 |
3 |
5 |
5 |
4 |
Щиплецов А.А. |
4 |
9 |
7 |
3 |
7 |
Мартынов В.В. |
3 |
10 |
7 |
2 |
8 |
Матвеев Е.А. |
5 |
5 |
6 |
4 |
6 |
Журавлев А.И. |
7 |
4 |
8 |
5 |
4 |
Вигуп Е.И. |
4 |
4 |
9 |
6 |
5 |
Егоров В.О. |
5 |
4 |
7 |
7 |
5 |
По данным результатам можно сделать вывод, что 7 испытуемых, в конфликтной ситуации, выражено, стремление уступать в одном в обмен на другое, то есть компромисс.
В таблице показаны результаты по Проективной методике “Ассоциативный рисуночный тест”, где мы можем интерпретировать такие стороны как:
- свойства личности;
- особенности поведения;
- специфику ориентировки в окружающей среде;
- агрессию;
- особенности поведения в группе;
- типичные формы поведения в конфликтной ситуации;
- взаимоотношение с противоположным полом.
Таблица 5
Данные обследования по Проективной методике «Ассоциативный рисуночный тест»
Испытуемый |
Результат |
Мартынов В.В. (см.приложение 4) |
Эмоционально устойчив, адекватно переносит нагрузки легко восстанавливается, самооценка с тенденцией к завышению, агрессия может носит вербальный характер, как защитный механизм. |
Вигуп Е.И. (см.приложение 5) |
Эмоционально неустойчив, признаки психопатии, избыток эмоциональных колебаний, своенравен, неуверен в себе, агрессивен в конфликтных ситуациях, склонность к импульсивным действиям, недостаточный самоконтроль, демонстративен, обидчив. |
Журавлев А.И. (см.приложение 6) |
Эмоционально неустойчив, психическое состояние охарактеризуем как пограничное, возможность нервно-психических срывов велика. Конфликтен, способен на асоциальные поступки, отсутствие адекватной самооценки, низкий уровень коммуникации, с признаками проявления агрессивности при не достижении контакта. |
Матвеев С.А (см.приложение 7) |
Эмоционально незрел, склонен к агрессивной манере самоутверждения, упрям, своенравен, склонен к непостоянству, эгоцентричен, потребность в социальном признании, склонность к антисоциальному поведению. Агрессивен в межличностных контактах. |
Кузнецов Е.А. (см.приложение 8) |
Эмоционально незрел, тревожен, склонность к пессимизму, проявление вспыльчивости, агрессии в нестабильных конфликтных ситуациях, важность мнения окружающих о себе, вероятно антисоциальное поведение. |
Ершов М.В. (см.приложение 9) |
Эмоционально неустойчив, низкий уровень поведенческой регуляции, отсутствие адекватности самооценки и не может реально воспринимать действительность, низкий уровень коммуникации, с признаками проявления агрессивности при не достижении контакта. |
Барсовин Ю.Н. (см.приложение 10) |
Эмоционально неустойчив, категоричен, несамостоятелен, зависим, в нестабильных конфликтных ситуациях возможна вербальная агрессия. Самооценка неустойчивая. |
Щиплецов А.А. (см.приложение 11) |
Обладает высокой эмоциональной устойчивостью, высокая самооценка и реальное восприятие действительности, ярко выраженные коммуникативные способности, легко устанавливает контакты. |
Свистунов А.В. (см.приложение 12) |
Обладает высокой эмоциональной устойчивостью, выраженные коммуникативные способности, легко устанавливает контакты, агрессия носит защитный характер, проявляется вербально, категоричен. Самостоятелен, осторожен. |
Егоров В.О. (см.приложение 13) |
Эмоционально незрел. Самооценка неадекватно завышена. Сложности в построении взаимоотношений, неагрессивен, признаки инфантилизма. Несамостоятелен. |
По полученным данным можно судить, что проективная методика лишь дополняет полученные ранее результаты, можно выделить 6 испытуемых которым будет отказано в приеме на службу, так как их эмоциональные, коммуникативные и личностные особенности не зрелы.
2.3 Анализ экспериментально - психологического исследования
В рамках данной практической работы гипотеза - «психологические особенности и характеристики кандидатов не всегда соответствуют функциональным условиям службы в органах внутренних дел» должна быть опровергнута или подтверждена. Для этого было проведено экспериментально – психологическое исследование. Основной задачей исследования явилось рассмотрение конкретных индивидуально – характерологических и нервно-психических особенностей кандидата на службу, выявление негативных черт характера и возможного проявления нервно-психической неустойчивости.
Экспериментально – психологическому исследованию было подвергнуто 10 человек, являющихся кандидатами на службу в органы внутренних дел.
В целом, задания выполнялись по инструкции. Перед проведением исследования проводилась беседа и анкетирование с испытуемыми. Спрашивалось его согласие на эксперимент, собиралась информация о самом испытуемом. Во всех случаях было получено информированное согласие.
Таблица 6
Результат проведенной работы по методике « Адаптивность»
60% испытуемых |
Очень низкая адаптация. Личности с признаками психопатии, психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное. Предрасположены к нервно-психическим срывам и асоциальным поступкам. Отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности, с низким уровнем коммуникативных способностей, затрудненность в построении контактов с окружающими и повышенной конфликтностью. Требуют особого наблюдение психолога. |
30% испытуемых |
С высокой адаптацией. Достаточно быстро вливаются в коллектив, легко и адекватно реагируют в ситуациях. Быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны. Обладают высокой эмоциональной устойчивостью. |
10% испытуемых |
Лица удовлетворенной адаптации. Обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Возможны асоциальные поступки, проявления агрессии и конфликтности. С невысокой эмоциональной устойчивостью. |