Файл: Понятие и задачи государственного финансового контроля.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля, которыми являются Центральный банк РФ (Банк России) и Правительство РФ (система федеральных органов исполнительной власти, например Министерство финансов РФ). Валютный контроль в РФ реализуется по следующим направлениям:

определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.[8]

На Федеральное казначейство возлагаются задачи: организовывать, осуществлять и контролировать исполнение федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Казначейство занимается также сбором и анализом информации о состоянии финансов страны, прогнозированием объемов государственных финансовых ресурсов, оперативным управлением ими.[9]

Совместно с Центральным Банком органы Казначейства должны осуществлять обслуживание внешнего долга России.

Для контроля над использованием государственных бюджетных и внебюджетных средств органы Казначейства наделяются большими правами: они могут осуществлять проверки денежных документов на предприятиях, в учреждениях и организациях любой формы собственности, включая совместные предприятия;

применять к нарушителям штрафные санкции; приостанавливать операции по счетам; принудительно взыскивать используемые не по назначению средства. В ходе осуществления контроля Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу.

Государственный финансовый контроль осуществляют также главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль получателей бюджетных средств за их целевым использованием, своевременным возвратом, представлением ими отчетности об использовании бюджетных средств.[10] Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных унитарных предприятий и бюджетных учреждений. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля.


Неотъемлемой частью системы финансового контроля в условиях углубления рыночных реформ является аудиторский контроль, основная цель которого – установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий и организаций, оценка надежности их информационных систем. Важное место в аудиторской работе принадлежит аналитической и экспертно-прогностической деятельности, которая позволяет заказчикам разработать эффективную стратегию и тактику своей деловой политики.[11]

Аудиторский контроль в РФ осуществляется на основании федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов), которые действуют в профессиональных аудиторских объединениях и аудиторских организациях (используются частными аудиторами, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица).

Аудиторская деятельность осуществляется в форме обязательного и инициативного аудита.

Законодательством определены группы субъектов хозяйствования, деятельность которых подлежит обязательной аудиторской проверке исходя из определенных критериев. Такими критериями в Российской Федерации являются: организационно-правовая форма (акционерные общества открытого типа), вид деятельности (банки, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, др.), финансовые показатели деятельности (объем выручки, сумма активов) и др. В отдельных случаях орган государственной власти может выступать заказчиком аудиторского контроля, например, при проведении аудита коммерческих организаций, использующих государственные средства.[12]

Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется по решению участников (собственников) субъекта хозяйствования или исполнительного органа (руководителя), кроме банковской сферы, где организация внутреннего контроля обязательна для коммерческих банков. Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется: органами управления (например, советом директоров); администрацией предприятия; специализированными службами (внутреннего аудита, внутреннего контроля) или работниками, в чьи должностные обязанности входит осуществление контроля. В отдельных случаях законодательство предусматривает обязательное избрание ревизионной комиссии (ревизора), например для акционерных обществ. Организация может осуществлять внутрихозяйственный контроль как самостоятельно, так и на основании договора с аудиторской организацией.


Кредитная организация обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций.

Общественный контроль в РФ осуществляется в различных сферах деятельности, например в сфере образования, сфере социального страхования и пенсионного обеспечения. Например, предусмотрено расширение участия общества в управлении образованием путем создания попечительских советов, деятельность которых позволит обеспечить приток в образование дополнительных финансовых, материальных, кадровых ресурсов, их эффективное использование и общественный контроль.

В системе обязательного пенсионного страхования создан Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, который осуществляет общественный контроль деятельности субъектов по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.

1.2 Формы и виды финансового контроля

Вопросами определения форм, методов и классификацией видов финансового контроля занимались многие авторы, и единого мнения по данной проблеме нет до сих пор.

Проблема заключается в том, что различные ученые и нормативные документы определяют эти понятия по-разному.

Проводя трактовку форм финансово-хозяйственного контроля необходимо отталкиваться от соотношения содержания и формы как всеобщих категорий, которые отражают взаимосвязь двух сторон всякой действительности.

Содержание представляет определяющую сторону предмета, а форма – способ его выражения и внутреннюю организацию, которые трансформируются с модификацией содержания.

Таким образом, формы финансово-хозяйственного контроля являются способами конкретного выражения и организации контрольных действий, которые направлены на выполнение функций контроля.

Содержание финансового контроля - это контрольное действие, а форма – способ выражения и организации контрольных действий.

Бюджетный кодекс, законодательно определяя основы государственного и муниципального финансового контроля, статьей 265 установил следующие его формы: предварительный, текущий и последующий контроль.

Таким образом, можно сказать, что аудит - это один из методов организации проверки, а проверка и есть форма, в виде которой организуется контроль.

В своей работе «Оперативный контроль экономической деятельности предприятия» Б.И. Валуев, Л.П. Горлова и Е.Л. Зернов называют наблюдение и проверку формами проведения контрольных мероприятий.


Под наблюдением понимается ведение систематического контроля выполнения установленных правил и норм.

Авторы этой работы представляют собой проверку как изучение четко очерченных сторон деятельности и локальных операций, которая включает в себя ряд специфических форм проверки: экспертизу (соблюдение технологии изготовления продукции и обоснованность списания материалов), проверку сохранности всех или отдельных наименований материалов, топлива, запасных частей и соответствия их установленным нормативам.

Большой вклад в определение формы контроля внес В.В. Бурцев, который определял её как «…способ организации и выражения определенным образом упорядоченной совокупности контрольных процедур».

Рассматривая проблемы, связанные с организацией системы государственного финансового контроля, В.В. Бурцев выделяет следующие его формы: ревизию, проверку (как непосредственная проверка, так и обследование, т.е. наблюдение, опросы для выявления положения дел по каким-нибудь вопросам с целью определения целесообразности проработки определенной проблемы и проведения более глубокого контроля), надзор, экспертизу нормативно-правовых актов и других документов (подготовка аналитических материалов по отдельным вопросам, которые касаются финансовой политики, государственных программ, договоров и соглашений органов государственной власти, международных договоров и т.д.).

На мой взгляд, это наиболее правильная точка зрения, связанная с вопросом определения форм контроля.

В Налоговом Кодексе РФ установлено следующие формы налогового контроля:

- налоговую проверку;

- получение объяснений от налогоплательщиков;

- проверку данных учета и отчетности;

- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения прибыли;

- другие формы (например, создание налоговых постов и т.д.).

Ревизия, будучи формой финансового контроля, выступает системой обязательных контрольных действий по проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, основанная на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей.

Проверка является единичным контрольным действием или исследованием состояния на установленном участке деятельности проверяемого субъекта.

Обычно проверке подвергаются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности. За их результатами, как правило, планируются мероприятия для ликвидации обнаруженных недостатков.


Надзор – это постоянное контрольное действие или исследование контролирующими органами за хозяйствующими субъектами на предмет соблюдения последними установленных правил и нормативов.

Необходимо отметить, что в рамках одной из форм контрольного мероприятия могут применяться различные методы контроля. Иногда наименование метода может совпадать с названием формы контроля. [15]

Классификация видов финансового контроля является одним из наиважнейших элементов его системы.

Под классификацией видов финансового контроля следует понимать систему соподчиненных его видов в зависимости от их общих признаков, характеризующих связи между классифицируемыми видами в системе финансового контроля.

Выделяет три вида контроля – внутрихозяйственный, ведомственный и вневедомственный.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется собственниками, аппаратом управления предпринимательских структур в соответствии с действующим законодательством о деятельности цехов, бригад, участков, других подразделений предприятий. Основная ответственность за внутрихозяйственный контроль лежит на службе главного бухгалтера.

Ведомственный финансовый контроль проводится сотрудниками ведомства на подчиненных предприятиях одного владельца.

Вневедомственный финансовый контроль осуществляется органами государственного, аудиторского контроля.

Глава 2 Особенности финансового контроля в Российской Федерации

2.1 Полномочия органов государственного и финансового контроля

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ и другими законодательными и нормативными актами государственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти, органы исполнительной власти и местного самоуправления.[13]

Органы государственного финансового контроля в РФ, которые создаются обеими ветвями публичной власти, обладают определенными контрольными полномочиями и образуют целостную систему, представленную на рисунке 1