Файл: Понятие и задачи государственного финансового контроля.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-материальные затраты;

-затраты на оплату труда;

-отчисления на социальные нужды;

-амортизация основных фондов;

-прочие затраты.

Составление себестоимости выпускаемой продукции на предприятии проводится различными методами. В отраслях промышленности чаще всего используют следующие методы составления себестоимости: простой, нормативный, позаказный и попередельный.

Одна из задач проверки состоит в том, что бы аудитор подтвердил правильность использования выбранного метода при составлении себестоимости выпускаемой продукции предприятия.

По способу отнесения затраты делятся на прямые, которые непосредственно относятся на данный вид продукции, и косвенные, связанные с производством многих изделий одновременно.

Косвенные затраты являются многоэлементными и распределяются между отдельными видами продукции пропорционально какому-либо показателю, устанавливаемому в приказе об учетной политике.

На практике часто встречается ситуация, когда действующее предприятие, осуществляет сразу несколько видов хозяйственной деятельности и при этом не распределяет косвенные расходы между ними.

В данном случае происходит искажение себестоимости по различным видам выпускаемой продукции, то есть скрываются реальные финансовые результаты.

При проведении проверки правильности составления себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг) аудитор должен обратить внимание на незавершенное производство. Так как себестоимость готовой продукции определяется по следующей формуле:

Себестоимость продукции (работ, услуг) = Незавершенное производство на начало периода + Затраты, произведенные за период - Незавершенное производство на конец периода

К незавершенному производству относится продукция, которая не прошла все этапы производственного процесса на предприятии, а также неукомплектованные изделия.

Изучая вопросы правильности списания на затраты материальных ценностей, аудитор должен в обязательном порядке руководствоваться; учетной политикой предприятия на текущий финансовый год, так как от того, насколько точно он соблюдается, во многом зависят конечные финансовые результаты деятельности организации.

Исходя из всего вышеизложенного, аудитор должен пусть и выборочно проверить всю первичную документацию, которая относится к данному производству, в том числе:

-дефектные ведомости и сметы на производство всех видов ремонта;

-накладные (или другие документы) на отпуск материалов во вспомогательные производства;


-накладные на изготовленные и сданные на склад инструменты;

-акты на сданные ремонтные работы по отремонтированным объектам; справки на объемы работ и услуг по передаче пара, воды, сжатого воздуха, электроэнергии и т.д., подписанные соответствующими должностными лицами;

-путевые листы, подтверждающие объем перевозок транспортного цеха и другие документы.

Все затраты, которые были собраны в дебете счета 20 «Основное производство», должны быть включены в затраты на готовую продукцию и продукцию частичной готовности — незавершенное производство.

Методы оценки незавершенного производства (НЗП) определяются учетной политикой организации.

На основании полученной информации аудитор составляет обобщенный документ который называется «Проверка своевременности включения затрат на производство в себестоимость продукции (работ, услуг)».

Возможные нарушения в учете затрат и их влияние на достоверность бухгалтерской отчетности, налогообложение и соблюдение законодательства

Характер возможных нарушений Влияние нарушения на достоверность бухгалтерской отчетности, налогообложение и соблюдение законодательства Отсутствует раздельный учет прямых и общепроизводственных расходов для целей бухгалтерского учета налогообложения Происходит завышение себестоимости основного производства для целей бухгалтерского учета и налогообложения, а так же уменьшается финансовый результат от хозяйственной деятельности основного производства. Отсутствует распределение общепроизводственных расходов Низкий уровень внутреннего контроля. Недостоверность остатка по счету 20 «Основное производство», и как следствие невозможность подтверждения строки «Затраты в незавершенном производстве (издержки обращения)» баланса. Не соблюдается порядок распределения общепроизводственных расходов в соответствие с учетной политикой организации После проведения в организации правильности ведения аналитического учета по затрат на производстве чаще всего аудитором могут быть выявлены следующие ошибки.

Глава 3 Пути повышения действенности финансового контроля в Российской Федерации

Осуществляемый ныне государственный финансовый контроль не носит превентивного профилактического характера. Связано это с тем, что он выступает, как правило, регистратором нарушений, а не инструментом их предупреждения.


Государственные контролеры, фиксируя нарушения и недочеты в организации движения денежных средств, мало уделяют внимания тем правовым прорехам в российском законодательстве, которые порождают эти злоупотребления и нарушения. Более того, мало уделяется внимания тому, чтобы нанесенный экономике страны ущерб был бы возмещен полностью и в кратчайшие сроки.

Недостатки в содержании и нацеленности государственного финансового контроля во многом связаны с несовершенством его организационного построения.

Наличие множества контролирующих структур различной ведомственной подчиненности с одинаковыми или похожими функциями затрудняет и осложняет их работу.

Между органами, осуществляющими государственный финансовый контроль, нет должной координации; они не увязаны в единую, стройную систему, все составные части которой работают в едином ритме, преследуют единые цели – обеспечение полноты и своевременности формирования ресурсов в распоряжении государства, сохранности и эффективного использования государственной собственности, законности, высокой результативности и целевого расходования всех государственных средств.

Именно поэтому сегодня назрела необходимость радикальных изменений не только в содержании государственного финансового контроля, но и в его организации, правовом обеспечении, ином, чем прежде, взаимодействии контролирующих органов.

Понимание необходимости существенных изменений в сфере государственного финансового контроля отнюдь не означает единства во взглядах разных авторов на содержание и последовательность проведения предстоящих преобразований.

Эти разногласия в подходах привели к тому, что до сих пор в стране не только не принят закон о государственном финансовом контроле, но и не создана соответствующая ему согласованная концепция, отражающая принципиальные позиции государства в части построения и функционирования в России системы государственного финансового контроля.

Принятие такой концепции, а на ее основе – и закона было бы значительным шагом вперед на пути создания действенной системы контроля.

Соглашаясь с тем, что одним из принципиально важных вопросов разрабатываемой концепции, а затем – и закона о государственном финансовом контроле, является вопрос о создании в России системы ГФК, следует одновременно подчеркнуть, что само понятие «система государственного финансового контроля» довольно часто трактуется лицами, использующими его, очень по-разному.


Подобному разночтению способствует то, что названное понятие может рассматриваться в разных аспектах, и в зависимости от этого его составляющими могут выступать: элементы контрольно-финансовой деятельности (субъекты и объекты контроля, принципы контроля и т.д.), совокупность которых позволяет судить о технике и технологии финансового контроля; взаимосвязанное единство видов, форм и методов финансового контроля; субординированная по уровням финансового управления система органов финансового контроля.

Положение усугубляется тем, что в современной России, продекларировавшей самостоятельность каждого уровня государственной власти в пределах предоставленных ему полномочий, ликвидирована вертикальная подчиненность органов власти и их финансовых подразделений, имевшая место в советское время.

Поэтому сегодня, говоря о необходимости создания российской системы государственного финансового контроля, следует акцентировать внимание на том, что она должна быть выстроена заново с использованием таких методологических, организационных и правовых основ, которых не существовало в условиях унитарного советского государства с его административно-командными методами управления.

При этом следует помнить, учитывая в том числе и зарубежный опыт, что развитие децентрализованной рыночной экономики может быть обеспечено лишь при условии строгого и последовательного контроля, особенно в бюджетной сфере.

Систематически проводимый, всеобъемлющий и всесторонний государственный финансовый контроль со стороны специализированных контрольных органов должен способствовать рентабельной работе государственных предприятий, ставить непреодолимый барьер на пути незаконного банкротства государственных структур, вести осознанную и целенаправленную борьбу с дополнительной не санкционированной ФКЦБ эмиссией. В борьбе за сохранность и эффективность использования государственной собственности должна быть существенно повышена роль контрольно-ревизионного подразделения Министерства финансов Российской Федерации и соответствующих структурных подразделений финансовых органов в субъектах РФ, которые обязаны полностью охватить контрольными мероприятиями все объекты государственной собственности.

Органичной составной частью государственного финансового контроля должна стать финансовая разведка тех процессов, которые связаны с существованием в России «теневой» экономики. Государственный контроль за финансовыми операциями включает в себя сбор информации, мониторинг и анализ содержания самих операций с целью выявления аномальных изменений в финансовых потоках (как по внутренним, так и международным трансакциям) в территориальном разрезе, а также между финансовыми посредниками по видам операций. При этом в нормативных актах, направленных на противодействие «отмыванию» преступных доходов, подчеркивается, что сбор информации для мониторинга на первом этапе финансовой разведки не предполагает раскрытия клиента, т.е. обеспечивается сохранение банковской и коммерческой тайны. Если же в дальнейшем обнаруживаются аномальные изменения в финансовых потоках, то тут уже оперативно проводится более глубокое изучение всей имеющейся информации. Таким путем могут выявляться противоправные действия, в том числе и связанные с «отмыванием» доходов, полученных преступным путем. В том случае, если в ходе анализа будут обнаружены признаки преступления, то вся информация должна направляться в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.


Проблема эффективности ее функционирования, воздействия на реальную экономику остается одной из самых актуальных в части обеспечения стабильности и экономического роста. В решении этих проблем важное значение имеют совершенствование структуры и деятельности институтов государственных финансов, в том числе организация действенного государственного финансового контроля.

Проблема управления финансами, финансовый менеджмент, в рыночной экономике на различных уровнях, начиная от предприятия, их объединений и ассоциаций, в холдингах и, конечно, на всех уровнях государственной власти приобретает особое, а в экономическом отношении центральное значение. Это обусловлено тем, что в рыночном хозяйстве стоимостные, денежно-финансовые пропорции определяют формирование материально-вещественных пропорций, пропорций реальной экономики.

Они диктуют развитие технократических структур и поведение предпринимателей.

Формирование бюджетов государственной и муниципальной власти определяет их возможности в решении социально-экономических проблем, встающих перед страной или регионом. В практической жизни эта зависимость всегда проявляется в простом требовании – прежде чем решать какую-либо реальную задачу (развитие отрасли, помощи регионам и т. д.) надо найти денежные, финансовые средства.

Чтобы реализовать эту задачу, необходимо довести денежные, финансовые средства до конечного исполнителя. На каждой из этих стадий должен быть обеспечен государственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль должен выполнять функции общегосударственного финансового контроля, который осуществляется уполномоченными государственными органами и в пределах их компетенции в любой сфере экономики и управления, а также ведомственный финансовый контроль, проводимый министерствами и ведомствами в отношении подведомственных им предприятий и организаций. Исходя из этого, считаем, что функции консолидированной системы государственного финансового контроля должны заключаться в следующем:

-проведение предварительного, текущего и последующего государственного контроля образования и использования финансовых средств посредством ревизий, проверок и других форм финансового контроля;

-организация государственной и муниципальной финансовой контрольной работы на различных уровнях и в различных звеньях финансовой системы;

-первостепенное внимание придается бюджетному контролю;

-координация контрольной финансовой работы различных министерств и ведомств;