Файл: Понятие и задачи государственного финансового контроля.pdf
Добавлен: 02.07.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы финансового контроля
1.1 Сущность и цели финансового контроля
1.2 Формы и виды финансового контроля
Глава 2 Особенности финансового контроля в Российской Федерации
2.1 Полномочия органов государственного и финансового контроля
2.2 Проверка затрат на производство и себестоимости услуг и продукции
Глава 3 Пути повышения действенности финансового контроля в Российской Федерации
Полномочия органов государственного финансового контроля, созданных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации в статье 157.
В ней сказано следующее:
1. Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля установлены настоящим Кодексом.
2. Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований также осуществляют бюджетные полномочия по:
-аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;
-экспертизе проектов законов (решений) о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;
-экспертизе государственных (муниципальных) программ;
-анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации;
-подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
3. Органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), обязаны предоставлять информацию и документы, запрашиваемые Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в целях осуществления ею анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций).
4. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), проводят анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
5. Бюджетные полномочия Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, сформированы в пунктах 1 и 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Таким образом, основные полномочия финансовых контрольных органов Российской Федерации заключаются в проведении внешних проверок и экспертиз, предусмотренных в Бюджетном кодексе Российской Федерации и в соответствующих законах субъектов Российской Федерации.
С вступлением в силу Закона № 252-ФЗ порядок осуществления финансового контроля уполномоченными органами в отношении государственных (муниципальных) учреждений претерпел значительные изменения. Рассмотрим, как теперь распределяются контрольные функции, кто в ответе за исполнение бюджетного законодательства, а кто – за эффективность использования бюджетных средств.
Статьей 265 Бюджетного кодекса РФ определены следующие виды государственного (муниципального) контроля:
-
- в зависимости от субъекта, осуществляющего контрольные полномочия: внешний (входит в обязанности органов внешнего госконтроля – Счётной палаты РФ, контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований) и внутренний (производится органами внутреннего госфинконтроля (Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций) и Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов РФ или муниципалитетов);
2) в зависимости от цели осуществления контрольной деятельности: предварительный (производится в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, включает в себя санкционирование операций органами Казначейства России) и последующий (законность исполнения бюджетов, достоверность учёта и отчётности).[14]
Таким образом, законодательные (представительные) органы всех уровней государственной (муниципальной) власти полномочиями по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля на стадиях обсуждения, формирования, исполнения бюджетов не наделяются.
Также данные органы больше не вправе осуществлять финансовый контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на организованных ими заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами.
Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов, в т. ч. связанные с осуществлением контроля, объектом которого являются указанные в п. 1 ст. 266.1 БК РФ органы и организации, с вступлением в силу Закона № 252-ФЗ будут исполняться в порядке ст. 153 БК РФ.
Внешний государственный финансовый контроль
К полномочиям органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля (Счётной палаты РФ, контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований) ст. 268.1 БК РФ отнесены:
контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счётной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Органы внешнего контроля используют такие методы как проверки, ревизии, обследования. Они направляют обязательные для исполнения объектами контроля заключения, представления и (или) предписания, а также наделены правом принятия решения о применении бюджетных мер принуждения (ч. IV БК РФ), осуществления административного производства.
Внутренний государственный финансовый контроль
К полномочиям Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля ст. 269.1 БК РФ отнесены:
-
- контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
- контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платёжном документе, представленном в Федеральное казначейство ПБС;
- контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счёт средств бюджета.[15]
Статья 269.2 БК РФ определяет полномочия иных (за исключением Федерального казначейства) органов внутреннего госфинконтроля (к которым отнесены Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций) по осуществлению внутреннего контроля:
-контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
-контроль за полнотой и достоверностью отчётности о реализации государственных (муниципальных) программ, в т. ч. отчётности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
Контрольные функции ГРБС уменьшены
Объекты государственного финансового контроля закреплены в ст. 266.1 БК РФ. К ним, в частности, относятся главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств (далее – ГРБС, РБС, ПБС), главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета, а также государственные (муниципальные) учреждения.
На практике в объекты такого контроля со стороны учредителей – ГРБС (РБС) – включаются государственные (муниципальные) задания, планы финансово-хозяйственной деятельности, совершение сделок с имуществом, которым учреждения самостоятельно распоряжаться не вправе.
Сфера внутреннего финансового контроля, осуществляемого ГРБС (РБС) в отношении подведомственных учреждений, ограничена проверкой соблюдения внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчётности и ведения бюджетного учёта, подготовки и организации мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств подведомственными ПБС.
Помимо внутреннего финконтроля, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств осуществляют на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит в целях:
-оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
-подтверждения достоверности бюджетной отчётности и соответствия порядка ведения бюджетного учёта методологии и стандартам, установленным Минфином России;
-подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Таким образом, на основе анализа норм Закона № 252-ФЗ можно сделать вывод о том, что контрольные финансово-бюджетные полномочия главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, касающиеся подведомственных им учреждений (в отношении которых они, как правило, также осуществляют функции и полномочия учредителя) значительно уменьшены.
2.2 Проверка затрат на производство и себестоимости услуг и продукции
При проведении проверки затрат на производство основная цель аудита заключается в определении законности отнесения затрат на себестоимость созданной на предприятии продукции, работ или услуг.
Проверяющий должен знать, что на каких статьях расходов затраты собираются в зависимости от места и цели их возникновения и как их соотносят с выпускаемыми видами изделия прямым или косвенным методом.
Состав расходов в каждой отрасли экономики различен и определяется соответствующими отраслевыми (или межотраслевыми) инструкциями и методическими рекомендациями
При проверки правильности составления себестоимости выпускаемой продукции аудитор должен установить правильность отнесения затрат по выпускаемой продукции:
-классификации затрат на производство выпускаемой продукции;
-учета и распределение затрат по статьям себестоимости;
-определения потерь от брака и потерь от простоев;
-определения незавершенного производства;
-распределения косвенных расходов;
-применения методов учета затрат при составлении себестоимости выпускаемой продукции;
-правильность составления бухгалтерских записей по учету затрат на производстве;
-правильность ведения синтетического, а так же аналитического сводного учета затрат на производстве;
-соответствие записей аналитического и синтетического учета по счетам затрат записям в главной книге и балансе
Источниками информации при проведении проверки будут выступать: журналы-ордера №10, 101, 11, ведомости №12,14,15, формы годовой и квартальной бухгалтерской отчетности, журнал Книга-главная, первичные бухгалтерские документы.
Затраты, которые формируют себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг) собираются по следующим элементам: