Файл: ПРОЦЕСС ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ (Теории принятия решений).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Управленческие решения. Содержание и процесс
1.2. Процесс принятия управленческого решения
1.3. Стадии принятия управленческих решений
1.4. Как классифицируются управленческие решения
Глава 2. Методы и условия принятия управленческих решений
2.2. Условия принятия управленческих решений
Принятие решений в условиях неопределённости
Глава 3. Сравнительный анализ принятия решений различными
3.1. Американская школа принятия управленческих решений
3.2. Немецкая школа принятия управленческих решений
Исходящие информационные потоки принимают внешний вид разнообразных управленческих решений, которые подразумевают управленческое воздействие на элементы системы управления. Наиболее распространенным примером является бизнес-план.
Система управления, вне зависимости от происхождения или сложности, обладает свойством, которое заключается в реакции элементов подсистем на внутреннюю и внешнюю информацию, которая строится на обратной связи. Именно это свойство определяет: а) природу и принципы построения и функционирования систем управления, б) степень оценки обеспечения процессов связи, в) принятия решений в организации.
Таким образом, в современной науке управления информация является новым фактором производства. Сегодня это становится заметнее, благодаря развитию современных телекоммуникационных средств связи, что в корне изменило как сбор и обработку информация, так ее классификацию, анализ и хранение.
1.4. Как классифицируются управленческие решения
Зная, как классифицировать управленческие решения и основные теоретические критерии классификации, менеджер тем самым облегчает себе процесс его принятия в реальной жизни.
Однако, принимая во внимание многообразие внутренних и внешних факторов, воздействующих на процесс принятия этого решения, классификация представляется сложным процессом. Имеем в виду, что нет одного конкретного подхода к классификации, как таковой, т.е. существуют различные классификационные группы, из которых в реальной жизни менеджер ыбирает одну или несколько – исходя из конкретных условий, в которых ему придется принимать управленческое решение. Мы составили таблицу факторов, влияющих на принятие управленческого решения менеджером организации (Рис.2).
Таким образом, мы можем определить два типа управленческих решений: а) обыденные, ежедневные решения с заранее определенным результатом и б) решения, которым свойственен неопределенный результат.
«Высшим пилотажем» являются как раз решения второго типа. Управленческие решения этого сорта не принимаются менеджерами низшего звена, т.к. оно требует более творческого подхода, больше знаний, умения и таланта. Однако они и более редки, ввиду того, что ежедневная деятельность менеджеров состоит из принятия решений первого типа.
Рисунок 2
Факторы, влияющие на принятие управленческого решения
Для принятия решений первого типа созданы специальные инструкции или отдаются соответствующие указания. Они создаются для менеджеров низшего или среднего звена для ускорения и облегчения принятия решения в повседневной деятельности организации. Решения необычные, с непредсказуемым результатом, принимаются менеджерами высшего (либо среднего) звена и не перекладывается на плечи низшего звена. Эти решения максимально ответственны и их нив коем случае нельзя рассматривать, как обыденные. Во-первых, это говорит о том, что менеджеры неправильно (неадекватно) оценивают его сложность и степень значения его результата для своей компании, а во-вторых, заранее неправильно классифицированные и оцененные, они могут привести к негативным результатам.
Итак, менеджер, которому приходится принимать управленческое решение, пользуется следующими тремя основными подходами:
- Не умалять степень важности решения и не принимать сложное решение за простое,
- Не отождествлять обыденные решения со специфическими,
- Не отождествлять решения с предсказуемым результатом с решениями, результат которых предсказать нельзя никогда.
Глава 2. Методы и условия принятия управленческих решений
2.1 Основные подходы
Все подходы, применяемые менеджерами для принятия решений подразделяются на два типа, или две модели: классическую и административную. Выбор менеджером модели определяется его индивидуальными предпочтениями, программируемостью решения, а также степенями риска, неуверенности или неопределенности ситуации.
Классическая модель принятия решений основывается на экономических предположениях. Действительно, управленческое решение должно соответствовать экономическим интересам организации. В основе классической модели лежат следующие предположения:
- Принимающее решение лицо стремится к достижению известных и согласованных целей. Проблемы определены и точно сформулированы;
- Ответственный за выбор сотрудник стремится к определенности, получению всей необходимой информации, просчитываются все допустимые варианты и возможные последствия;
- Известны критерии оценки альтернатив. Лицо, принимающее решение, выбирает вариант, который несет наибольшую экономическую выгоду для организации;
- Лицо, принимающее решение, действует рационально и логически подходит к оценке вариантов, расстановке приоритетов, его выбор наилучшим образом соответствует достижению целей организации;
Классическая модель считается нормативной, она определяет, как должен действовать осуществляющий выбор менеджер, но ничего не говорит о том, как на самом деле происходит принятие решений. Ценность модели состоит в том, что она побуждает менеджеров к рациональным решениям. Классическая модель наиболее адекватна программируемым решениям, ситуациям уверенности или риска, когда имеется доступ ко всей необходимой информации, что позволяет рассчитать вероятности исходов.
Административная модель описывает реальный процесс принятия решений в трудных ситуациях (непрограммируемые решения и ситуации неуверенности и неопределенности), когда менеджеры, даже если они захотят, не могут принять экономически рациональное решение.
Ограниченная рациональность означает, что деятельность индивидов в организации лежит в пределах или границах допустимой рациональности. Организация - чрезвычайно сложная система, и менеджеры не имеют ни времени, ни возможностей для обработки всей необходимой для осознанного выбора информации. Поэтому принимаемые ими решения являются не столько рациональными, сколько приемлемыми. Приемлемость означает, что лицо, принимающее решение, выбирает первый удовлетворяющий минимальному критерию допустимости вариант. Вместо того чтобы анализировать все альтернативы, выбирая ту из них, которая обещает наибольший экономический результат, менеджеры останавливаются на первом же способном устранить проблему варианте, даже если они допускают возможность существования других, более выгодных решений.
Принципы, на которых основывается административная модель, отличны от основных допущений классической и связаны, прежде всего, с влияющими на решения индивидов организационными факторами. Административная модель более реалистична в плане принятия сложных, непрограммируемых решений:
- Цели решения, как правило, не отличаются определенностью, конфликтуют друг с другом. Менеджеры часто не подозревают о существующих в организации проблемах и возможностях;
- Рациональные процедуры используются далеко не всегда, а если используются, то ограничиваются упрощенным взглядом на проблему, не отражающим сложности реальных событий;
- Поиск менеджерами альтернативных решений ограничен ввиду существования человеческих, информационных и ресурсных ограничений;
- Большинство менеджеров довольствуются приемлемыми, нежели максимизирующими решениями. Отчасти это происходит из-за ограниченности имеющейся у них информации, отчасти -- из-за нечеткости критериев максимизации.
Административная модель носит описательный характер, отражает реальный процесс принятия управленческих решений в сложных ситуациях, а не диктует, как следует принимать их в соответствии с теоретическим идеалом, в ней учитываются человеческие и иные ограничения, влияющие на рациональность выбора.
Интуиция. Это способность индивида, не обращаясь к логическим выкладкам, быстро «схватывать» особенности текущей ситуации и принимать решения на основе прошлого опыта. Интуитивный выбор не является автократическим или иррациональным, ибо он основывается на жизненном опыте, позволяющем менеджерам быстро находить правильное решение без всяких расчетов и вычислений. Интуиция помогает менеджерам и своевременно распознавать проблемы, и объединять разрозненные «кусочки» информации в единое целое, и проверить результаты рационального анализа. Если они расходятся с интуитивными предположениями, прежде чем сделать окончательный выбор, менеджер имеет возможность еще раз проверить полученные выводы. Интуиция помогает менеджерам и в ситуациях с высокой степенью неопределенности, когда применение рационального анализа бессмысленно .
Создание коалиций. Коалиция представляет собой неформальный альянс между поддерживающими определенную цель менеджерами. Иными словами, менеджер, отстаивающий определенный вариант управленческого решения (например, поглощение компании-конкурента с целью обеспечения роста), ведет неформальное общение с другими руководителями, убеждая их выступить «единым фронтом». В случае неоднозначности возможных результатов решения менеджеры добиваются поддержки путем дискуссий, переговоров и сделок. В противном случае имеющие достаточный вес в организации менеджер или группа могут разрушить все планы. Создание коалиций позволяет инициативным менеджерам внести свой вклад в процесс принятия решений и добиться принятия предлагаемого ими варианта.
2.2. Условия принятия управленческих решений
Принятие решений в условиях неопределённости
Неопределенность - неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта (решения), вследствие чего, не представляется возможным оценит связанные с ним затраты и результаты.
В реальном мире, в условиях полной определенности, принимается лишь незначительная часть решений. Обычно неопределенность связывают с разработкой УР, а риск - с реализацией УР, т.е. с результатами.
Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Это имеет место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что невозможно получить достаточно релевантной информации, могущей помочь объективно определить вероятность, либо имеющаяся ситуация не подчиняется известным закономерностям. Поэтому вероятность определенного последствия невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности. Неопределенность характерна для некоторых решений, принимаемых в быстро меняющихся условиях. Сталкиваясь с неопределенностью, руководитель может использовать две основные возможности. Во-первых, попытаться получить дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать проблему. Этим часто удается уменьшить новизну и сложность проблемы. При этом руководитель сочетает эту информацию с накопленным опытом, способностью к суждению или интуицией, чтобы придать ряду результатов субъективную или предполагаемую вероятность. Во-вторых, он может действовать в точном соответствии с прошлым опытом, суждениями и интуицией и сделать предположение о вероятности событий. Это необходимо, когда нет достаточно времени на сбор дополнительной информации.
При отсутствии внешних источников информации предприятие может провести собственные исследования. Анализ рынка очень широко используется для прогнозирования восприятия новых продуктов, телевизионных шоу, политиков. Он стал очень важной сферой деятельности и стал неотъемлемой частью деятельности почти всех крупных организаций, имеющих дело с широкой публикой. Например, автомобильные гиганты «Форд», «Крайслер» прежде чем начать проектирование нового вида автомобиля тщательно изучают спрос и потребности потребителей, рассчитывают вероятности различных объемов продаж в зависимости от конъюнктуры рынка и, только потом приступают к проектированию нового автомобиля. Отчасти это происходит благодаря печальному опыту 20-х годов прошлого столетия: фордовский «The Rouge» - пример классического «эффекта динозавра»: перепроизводство, чрезмерная экспансия, потеря контроля над чрезмерно разросшимся производством. При этом полное игнорирование предпочтений и вкусов потребителей, диктат цвета, формы, размера автомобиля со стороны производителя. Эти тенденции, сопровождаемые проигрышной политикой занятости (устранение социологического отдела, системы участия в прибылях, внедрение конвейера, снижение зарплаты), представлявшейся руководству компании удачным затрато-сберегающим решением, привели к потере Фордом конкурентных позиций. Бурное развитие в этот период «General Motors», одержавшей победу в конкурентной борьбе, было, напротив, основано на применении фордовской стратегии оживления: стимулирующей политики занятости и повышения эффективности высшего менеджмента. Кроме того, компанией стали активно применяться принципы маркетинга, чего никогда не делал Форд, рассчитывая на монопольное положение своей компании. Были организованы отделы НИОКР для разработки принципиально новых моделей. В результате после 1925 г. продажи «General Motors» и «Ford Motors» сравнялись, а в период депрессии Форд отстал окончательно. «Chrysler», компания, находившаяся в 80-х годах на грани банкротства, решала свои проблемы на основе перехода на выпуск малолитражных марок. Подобной же политики придерживалась «Ford Motors». «GM» применила испытанный рецепт: повышение заинтересованности персонала. Последняя серия серьезных качественных затратосберегающих улучшений (замена стали на алюминий и пластмассу при производстве аксессуаров, радиатора, использование более тонкого проката для производства кузова) относится к 1984 г. По-видимому, политика «GM» опять оставалась самой выигрышной, поскольку на данной стадии зрелости автомобилестроительной технико-экономической парадигмы трудно найти принципиально новое технологическое решение, которое существенно улучшило бы качество автомобиля или снизило бы производственные издержки.