Файл: Учет поступления основных средств (Поступление основных средств в некоммерческих организациях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Поступление основных средств

Объекты основных средств принимаются к учету по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью объекта основных средств, приобретенного за плату, признается сумма фактических затрат организации на его приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

Первоначальной стоимостью объекта основных средств, безвозмездно полученного организацией по договору дарения или иными аналогичным договорам, признается текущая рыночная стоимость объекта на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во вне оборотные активы.

Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств: общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств (расходы на содержание аппарата некоммерческой организации (офиса), командировочные расходы, расходы на рекламу, на информирование о деятельности некоммерческой организации и пр.).

Основные средства могут приобретаться некоммерческой организацией как за счет средств целевого финансирования, так и за счет доходов от предпринимательской деятельности, направленных специально на эти цели.

На счете 86 «Целевое финансирование» обобщается информация о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 в корреспонденции с счетом 83 «Добавочный капитал» - при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств. Аналитический учет по счету 86 ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников их поступления (см. приложение 1 и 2).

При получении основных средств безвозмездно их первоначальной стоимостью признается текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы (п. 10 ПБУ 6/01), т.е. на дату проводки по дебету счета 08. Оценка рыночной стоимости такого объекта должна быть обоснована и задокументирована.

Имущество, получаемое некоммерческой организацией безвозмездно и предназначенное для использования при осуществлении уставной деятельности, принимается на учет на соответствующих счетах по учету имущества в корреспонденции со счетом 86 «Целевое финансирование». Стоимость полученных основных средств отражается по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»:


Дебет сч.08 Кредит сч.86

– получен безвозмездно объект основных средств;

Дебет сч.01 Кредит сч.08

– объект введен в эксплуатацию и включен в состав основных средств некоммерческой организации.

Вся информация о поступлении основных средств отражается в акте приемки-передачи основного средства; учетных регистрах.

Вся информация о безвозмездно полученных основных средствах отражается в: акте экспертной оценки; акте приемки-передачи основного средства.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов для обобщения информации о наличии и движении основных средств, арендованных организацией, предназначен забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства».

Арендованные основные средства учитываются на счете 001 в оценке, указанной в договорах на аренду. В аналогичном порядке, т.е. на забалансовом учете, отражаются и объекты, полученные в безвозмездное пользование. Учет осуществляется либо на счете 001, тогда его название в рабочем плане счетов некоммерческой организации следует изменить на «основные средства, полученные во временное пользование», или «основные средства, полученные в аренду и в безвозмездное пользование », либо на специальном забалансовом счете, в названии которого также должно быть указано, что на нем учитываются  безвозмездно используемые основные средства (см. приложение 3).

1.4 Аналитический учет основных средств

На всех предприятиях аналитический учет основных средств организован по единой схеме: по классификационным видам в разрезе инвентарных объектов

Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия.

На оборотной стороне инвентарных карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, дооборудовании, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.

Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.


При размещении в одном здании нескольких структурных подразделений (цехов, отделов и т.п.), по которым затраты планируются отдельно, в дополнение к обшей инвентарной карточке следует открыть справочные инвентарные карточки отдельно по каждому направлению (коду) затрат с пометкой «для начисления амортизации» в соответствии с утвержденным распределением площади и первоначальной стоимости инвентарного объекта между соответствующими пользователями.

Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.) и передают затем под расписку в соответствующий отдел организации.

По месту нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью можно вести инвентарные списки основных средств. В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении) — дату номер документа и причину выбытия. Разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках. В этом случае инвентарные корточки выписывают в двух экземплярах и второй экземпляр передают по месту нахождения объекта. Учет объектов основных средств по месту нахождения осуществляют лица, ответственные за сохранность этих средств.

В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, в которой они разделены на группы по видам основных средств. Для аналитического учета использования средств некоммерческих организаций в рабочем плане счетов можно открыть к счету 86-2 «Расходование средств целевого финансирования» следующие аналитические счета:

86-2.1 «Расходы на целевые мероприятия»,

86-2.2 «Расходы на содержание аппарата управления»,

86-2.3 «Расходы на приобретение основных средств, материалов»,

86-2.4 «Прочие расходы».

1.5 Амортизация основных средств и ее учет

Пунктом 17 ПБУ 6/01 установлено, что на основные средства некоммерческих организаций амортизация не начисляется. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете 010 «Износ основных средств».

Ни ПБУ 6/01, ни «Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ» не разделяют основные средства некоммерческих организаций на средства, приобретенные для ведения уставной деятельности, и средства, приобретенные для предпринимательской деятельности. Поэтому в целях бухгалтерского учета амортизации не подлежат все объекты основных средств некоммерческой организации независимо от того, за счет какого источника они приобретены и для каких целей предназначены.


Износ основных средств - это потеря ими первоначальных физических и моральных характеристик (отсюда и понятия физического и морального износа) под влиянием естественных сил природы, старение и обесценивание основных средств: процесс износа - физический, в отличие от амортизации основных средств - процесса, вызванного экономическими причинами. Именно те обстоятельства, что некоммерческие организаци, с одной стороны, не вырабатывают продукции и не получают выручки от ее реализации, а с другой стороны, приобретают имущество не за счет собственных накопленных средств, а за счет целевых поступлений от учредителей и иных лиц, исключает возможность амортизации принадлежащих им объектов основных средств.

Физическое изнашивание объекта происходит достаточно равномерно в течение всего срока его службы, поэтому износ может начисляться только линейным методом (п. 17 ПБУ 6/01): обобщение информации о суммах износа должно производиться линейным способом аналогично порядку, изложенному по амортизации линейным способом. Амортизация начисляется ежемесячно (п. 19 ПБУ 6/01), поэтому можно утверждать, что и начисление износа на основании указанной выше аналогии с линейной амортизацией тоже должно осуществляться ежемесячно. Проводка делается один раз в год при составлении годового отчета.

Списание объекта основных средств с баланса некоммерческой организации осуществляется в случаях:

·     в связи с полным физическим или моральным износом, повреждением, утратой и т.п.;

·     в результате продажи;

·     при передаче в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации или паевой фонд;

·     при передаче по договору дарения, мены;

·     при внесении в счет вклада по договору о совместной деятельности (см. приложение 4

При линейном способе – исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования этого объекта.

Пример:

Первоначальная стоимость объекта - 150000 руб.

Срок полезного использования – 5 лет

Годовая норма амортизации – 20%

Годовая сумма амортизации – 30000 руб.

Расчет амортизации:

1-й год – 150000 руб. ∙ 20% = 30000 руб. и т.д. равномерно;

При способе уменьшаемого остаткана основе остаточной стоимости объекта на начало отчетное года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с Законодательством РФ.


Пример:

Первоначальная стоимость объекта - 150000 руб.

Срок полезного использования – 5 лет

Годовая норма амортизации – 20%

Коэффициент ускорения - 2

Расчет амортизации:

1-й год – 150000 руб. ∙ 20% ∙ 2 = 60000 руб. (остаточная стоимость – 150000руб.-60000 руб.=90000 руб.);

2-й год – 90000 руб. ∙ 20% ∙ 2 = 36000 руб. (остаточная стоимость – 90000 руб.-36000 руб.=54000 руб.) и т.д.

При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовую сумму амортизации определяют исходя из первоначальной (или восстановительной) стоимости объекта, умноженной на коэффициент годового соотношения, где в числителе указывается число лет, оставшихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта.

Пример:

Первоначальная стоимость объекта - 150000 руб.

Срок полезного использования – 5 лет

Сумма чисел лет эксплуатации объекта – 15 лет (1 + 2 + 3 + 4 + 5).

Расчет амортизации:

1-й год – 5/15* 150000 руб. = 50000 руб. (ежемесячная сумма амортизации – 50000/12 = 4166,6 руб.);

2-й год – 4/15 *150000 руб. = 40000 руб. (ежемесячная сумма амортизации – 40000/12 = 3333,3 руб.) и т.д.

При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) амортизационные отчисления начисляются с учетом натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

Пример:

Первоначальная стоимость объекта - 120000 руб.

Срок полезного использования – 5 лет

Предполагаемый объем выпуска продукции в течение срока полезного использования – 150000 ед.

Соотношение первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования объекта равно 80%( т.е. 120000/150000*100%=80%)

Выпуск продукции в отчетном году – 30000 ед.

Сумма амортизационных отчислений в отчетном периоде составит 24000 (т.е. 30000*80%=24000).

Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.

Для учета амортизации основных средств используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств». Этот счет предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.