Файл: Учет поступления основных средств (Поступление основных средств в некоммерческих организациях).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 3
Дт 97 «Расходы будущих периодов»;
Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
В дальнейшем эти расходы списываются на затраты соответствующего отчетного периода проводкой:
Дт 20 «Основное производство»;
Кт 97 «Расходы будущих периодов».
На сумму НДС по арендной плате на основные средства, принятые в аренду на условиях возврата имущества арендодателю:
Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям»;
Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
На сумму фактически перечисленных средств по арендной плате :
Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
Кт 51 «Расчетные счета»,
52 «Валютные счета».
В принятой к зачету задолженности перед бюджетом суммы НДС по арендной плате за взятые в текущем году в аренду основные средства:
Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям».
На сумму стоимости основных средств, возвращенных по окончании срока договора, арендатор делает записи
К-т 001 "Арендованные основные средства".
Если капитальный ремонт осуществляет арендатор за счет арендодателя, то затраты по ремонту относят на уменьшение арендной платы, т. е. записи проводятся:
Д-т 76, К-т 97 или 23, 60 и др.
Когда договором предусмотрено проведение арендодателем капитальных работ (вложения), то их учет ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», что оформляется следующими проводками:
- на сумму осуществленных капвложений – Дт 08, Кт 10, 60, 51 и т.д.;
- на сумму капвложений, включенных в состав собственных основных средств – Дт 01, Кт 08;
- на сумму стоимости капвложений, передаваемых арендодателю по окончании срока договора – Дт 91, Кт 01;
- на сумму уменьшения арендной платы на объем выполненных капитальных вложений – Дт 76, Кт 91.
Разновидностью договора аренды является финансовая аренда (лизинг).
Лизинг – это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.
Предметом лизинга являются организации и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться в процессе предпринимательской деятельности. Субъектами лизинговых отношений могут быть резиденты и нерезиденты Российской Федерации.
Законом «О лизинге» предусмотрены долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный типы лизинга. Долгосрочный лизинг – это лизинг сроком на три года и более; среднесрочный – от полутора до трех лет; краткосрочный – менее полутора лет.
Затраты лизингодателя по осуществлению лизинговой деятельности, включая и амортизационные отчисления, относятся на счет 20 «Основное производство» проводкой Дт 20; Кт 02, 10, 69, 70 и др. В конце месяца они списываются в дебет счета 90 "Продажа»:
Дт 90 «Продажи»;
Кт 20 «Основное производство».
На сумму причитающихся лизинговых платежей оформляется проводка:
Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
Кт 90 «Продажа».
Финансовый результат от осуществления лизинговой деятельности отражается проводками:
Дт 90 «Продажи»;
К-т 99 "Прибыли и убытки " – на сумму дохода.
При возврате лизингового имущества и прекращения его использования для лизинга оформляется проводкой Дт 01, Кт 03/01.
1.8 Выбытие основных средств и их учет
В результате эксплуатации основные средства постепенно изнашиваются и приходят в такое состояние, когда их дальнейшее использование становится невозможным или экономически нецелесообразным. Полностью износившиеся основные средства подлежат ликвидации и списанию с баланса.
Объекты основных средств могут выбывать из некоммерческой организации в результате:
- продажи другому юридическому или физическому лицу;
- списания в случае морального или физического износа;
- передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций;
- ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
- передачи по договорам дарения;
- по другим причинам.
При списании объекта основных средств, приобретенного за счет средств целевого финансирования либо полученного некоммерческой организацией в качестве целевых поступлений, по причине морального или физического износа его первоначальная стоимость списывается за счет средств добавочного капитала (если в учетной политике для целей бухгалтерского учета некоммерческой организацией выбран данный вариант), т.е. за счет тех средств, которые служили источником финансирования его приобретения. Для учета выбытия основных средств к счету 01 рекомендовано открыть субсчет "Выбытие основных средств". В дебет этого счета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации. По мнению ведущего эксперта Бухгалтерского приложения еженедельника "Экономика и жизнь" Г. Кузьмина, при списании объектов, по которым амортизация не начислялась, нет никакой необходимости в использовании промежуточной проводки с использованием данного субсчета, поэтому первоначальная стоимость таких основных средств списывается с кредита счета 01 непосредственно в дебет счета 83.
При выбытии основных средств некоммерческая организация также должна списать сумму износа, начисленного по кредиту забалансового счета 010.
Списание стоимости объекта основных средств, приобретенного за счет доходов от предпринимательской деятельности и используемого для ее осуществления, по причине морального или физического износа отражается в бухгалтерском учете на субсчете "Выбытие основных средств" счета 01. В дебет указанного субсчета списывается первоначальная либо восстановительная стоимость объекта, а в кредит указанного субсчета - сумма начисленной амортизации. Остаточная стоимость выбывающего объекта основных средств списывается с кредита субсчета "Выбытие основных средств" счета 01 в дебет счета 91 в качестве операционного расхода в соответствии с п. 11 разд. 3 ПБУ 10/99. Следует отметить, что, по мнению некоторых авторов, сумма остаточной стоимости выбывающего объекта основных средств может быть отражена непосредственно по дебету счета 99 "Прибыли и убытки".
Если при выбытии объекта основных средств организация получает доходы в виде материальных ценностей, то они приходуются на счета учета имущества по текущей рыночной стоимости на дату списания объекта в корреспонденции со счетом 91 в качестве операционных доходов.
При реализации некоммерческой организацией основных средств выручка от его продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре. Доходы и расходы от списания с учета проданного объекта отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся.
Что касается продажи объектов, по которым амортизация не начислялась, то их первоначальная стоимость в соответствии с Методическими рекомендациями отражается записью: Дебет 83, Кредит 01. Величина поступлений или дебиторской задолженности, связанная с продажей объекта основных средств, отражается по дебету счетов учета расчетов и кредиту счета 91. На дату реализации по кредиту забалансового счета 010 осуществляется списание суммы износа, начисленной по проданному объекту.
Если объект основных средств выбывает вследствие товарообменной операции, то величина поступления или дебиторской задолженности принимается к бухгалтерскому учету по стоимости товаров, полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость товаров, полученных или подлежащих получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров или ценностей. При невозможности установить стоимость товаров или ценностей, полученных или подлежащих получению организацией, величина поступления или дебиторской задолженности определяется исходя из текущей рыночной стоимости выбывающего объекта, если текущая рыночная стоимость данного объекта достаточно легко определяется, либо исходя из первоначальной стоимости выбывающего объекта за минусом начисленного износа.
При выбытии объектов основных средств, переданных в качестве вклада в уставный капитал других организаций, их первоначальная стоимость списывается с кредита счета 01 в дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Финансовые вложения в виде вклада в уставный капитал других организаций принимаются к бухгалтерскому учету в оценке, равной первоначальной стоимости переданных в счет вклада объектов основных средств.
В заключение подчеркнем, что негосударственные некоммерческие организации при ведении бухгалтерского учета используют не бюджетный План счетов (как государственные некоммерческие организации, финансируемые из бюджета), а типовой План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Минфином России. Однако не существует единого подхода в оформлении учетных аспектов в отношении некоммерческих организаций. В связи с этим в деятельности некоммерческой организации возрастают роль и значение профессионального суждения в организации бухгалтерского учета и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности.
2. МСФО и его применение
МСФО – это международный язык, который дает возможность бизнесменам из разных стран понимать друг друга. Представление сущности МСФО позволяет каждой отечественной компании самостоятельно управлять переходом на международные стандарты и способствует повышению эффективности процесса реформирования российской системы учета в целом.
Хозяйствующим субъектам очень часто (как правило, в связи с переговорами) срочно необходима полная или частичная прозрачность, демонстрация фактической прибыли и т.п. В большинстве случаев с помощью МСФО возможно, даже при неудовлетворительном состоянии учета на предприятии, за одну-две недели восстановить полную отчетность за несколько лет. Такая отчетность не может быть использована официально в силу отклонения от стандартов, вызванного неполнотой исходных данных, но, как правило, более чем достаточна для переговоров и может быть сделана в сжатые сроки. В комплект подготавливаемой информации входят отчеты о прибылях и убытках, о движении денежных средств, баланс, отчеты по задолженностям, а также комментарии к отклонениям от МСФО, допущенным в отчетах.
При трансформации финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в формат МСФО базой для выполнения работ являются проаудированная российская отчетность, а также данные бухгалтерского и управленческого учета субъекта и учетная политика в соответствии с МСФО.
Основная последовательность трансформации следующая.
1. Сбор необходимой дополнительной бухгалтерской и управленческой информации.
2. Предварительная корректировка российского баланса и отчета о прибылях и убытках с целью приведения их к формату, соответствующему МСФО.
3. Написание корректирующих проводок и внесение их в отчетность по МСФО на основе данных российских ПБУ.
4. Приведение балансового отчета и отчета о прибылях и убытках к окончательному формату, соответствующему МСФО.
5. Подготовка отчета о движении денежных средств и отчета о движении капитала.
6. Подготовка примечаний к финансовой отчетности по МСФО.
В ходе выполнения работ по трансформации финансовой отчетности мы делим корректирующие проводки:
- на реклассификационные проводки (перевод из одной статьи отчетности в другую, соответствующую МСФО);
- оценочные проводки, связанные с корректировкой стоимости элементов отчетности;
- инфляционные корректировки - проводки, связанные с переоценкой статей финансовой отчетности с учетом индексов инфляции.
Постановка системы учета в соответствии с МСФО
Внедрение системы подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО позволяет хозяйствующим субъектам:
- оперативно готовить финансовую отчетность в соответствии с МСФО;
- быть независимым (в части подготовки финансовой отчетности по МСФО) от изменений в российском законодательстве по бухгалтерскому учету;
- оперативно вносить все необходимые изменения в связи с появлением новых стандартов и коррекцией существующих МСФО;
- минимизировать затраты на подготовку отчетности.
При постановке системы подготовки финансовой отчетности по МСФО эксперты нашей ассоциации поэтапно проводят следующие мероприятия:
- сбор информации и анализ хозяйственной и финансовой деятельности компании, предварительная трансформация финансовой отчетности в соответствии с МСФО;
- разработка методологии трансформации отчетности на регулярной (ежемесячной) основе с учетом особенностей российского законодательства;
- разработка системы кодировки балансовых и лицевых счетов для автоматизации процесса трансформации;
- разработка необходимых баз данных;
- написание регламента для организации процесса сбора информации об операциях компании за месяц;
- автоматизация процесса обработки информации и трансформации отчетности.
В результате во взаимодействии с соответствующими подразделениями хозяйствующего субъекта создается готовая к использованию в режиме реального времени система подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО.