Файл: Стратегическое планирование, управление активами, адекватность капитала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.4. Анализ эффективности активов, как один из видов фундаментального анализа.

Основной целью финансового анализа является получение определенного числа приоритетных (наиболее представительных) показателей, дающих объективную картину финансового состояния предприятия:

-изменения в структуре активов и пассивов;

-динамика расчетов с дебиторами и кредиторами;

-величина прибыли и убытков, уровень рентабельности активов, собственного капитала и продаж;

-изменения в оборачиваемости активов и собственного капитала;

-наличие чистого оборотного капитала на начало и конец исследуемого периода и т. д. 

При этом ведущих менеджеров и аналитиков может интересовать как текущее финансовое положение предприятия, так и его прогноз на ближайшую перспективу. Исходной базой для финансового анализа служат данные бухгалтерского учета и отчетности, изучение которых помогает воспроизвести все ключевые аспекты производственной и коммерческой деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, т. е. с необходимой для аналитика степенью агрегирования.

Практикой выработаны основные методы финансового анализа, среди которых можно выделить следующие:

-чтение бухгалтерской отчетности;

-горизонтальный анализ;

-вертикальный анализ;

-трендовый анализ;

-сравнительный (пространственный) анализ;

-факторный анализ;

-метод финансовых коэффициентов. 

Чтение бухгалтерской отчетности — общее ознакомление с финансовым положением по данным баланса, приложений к нему и отчета о прибылях и убытках.

Чтение отчетности — необходимый этап, в ходе которого аналитик предварительно знакомится с объектом анализа. По данным отчетности он выясняет имущественное положение предприятия, характер его деятельности, состав и структуру активов и пассивов. В процессе чтения отчетности важно рассмотреть параметры разных отчетных форм в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Так, изменения в активах целесообразно увязывать с объемом продаж.

Горизонтальный (временной) анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с параметрами предыдущих периодов. Наиболее распространенными приемами горизонтального анализа являются:

простое сравнение статей отчетности и изучение причин их резких изменений;

анализ изменения статей отчетности по сравнению с колебаниями других статей. 

При этом наибольшее внимание уделяют случаям финансового анализа, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.


Вертикальный (структурный) анализ осуществляют в целях определения удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения полученного результата с данными предыдущего периода. Его можно проводить по исходной или агрегированной отчетности. Вертикальный анализ баланса позволяет рассмотреть соотношение между внеоборотными и оборотными активами, собственным и заемным капиталом, определить структуру капитала по его элементам.

Горизонтальный и вертикальный анализ дополняют друг друга и при составлении аналитических таблиц могут применяться одновременно.

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений параметров отчетности за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, т. е. осуществляют прогнозный анализ.

Сравнительный (пространственный) анализ проводят на основе внутрихозяйственного сравнения как отдельных показателей предприятия, так и межхозяйственных показателей аналогичных компаний-конкурентов.

Факторный анализ — это процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и статистических приемов исследования. При этом факторный анализ может быть, как прямым (собственно анализ), так и обратным (синтез). При прямом способе анализа результативный показатель разделяют на составные части, а при обратном — отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель. Примером факторного анализа служит трехфакторная модель Дюпона, позволяющая изучить причины, влияющие на изменение чистой прибыли, приходящейся на собственный капитал:

ЧРСК = ЧП / СК = (ЧП/ВР) * (ВР/А) * (А/СК) * 100

где ЧРСК — чистая рентабельность собственного капитала (процент или доли единицы); ЧП — чистая прибыль за расчетный период; СК — собственный капитал на последнюю отчетную дату (итог раздела III баланса); ВР — выручка (нетто) от реализации продукции; А — активы на последнюю отчетную дату.

Если в результате финансового анализа или анализа бухгалтерской отчетности установлено, что чистая прибыль, приходящаяся на собственный капитал, уменьшилась, то выясняют, за счет какого фактора это произошло:

снижения чистой прибыли на каждый рубль выручки от реализации;

менее эффективного управления активами (замедления их оборачиваемости), что приводит к снижению выручки от реализации;

изменения структуры авансированного капитала (финансового левериджа).


Анализ показателя чистой прибыли, приходящейся на собственный капитал, используют при решении такого вопроса финансового анализа, насколько предприятие может повысить свои активы в будущем без прироста внешних источников финансирования (кредитов и займов), т. е.:

при выборе рациональной структуры капитала;

при решении вопроса об инвестициях в основной и оборотный капитал.

Метод финансовых коэффициентов — это расчет отношений данных бухгалтерской отчетности и определение взаимосвязей показателей. При проведении финансового анализа следует учитывать следующие факторы:

эффективность применяемых методов планирования;

достоверность бухгалтерской отчетности;

использование различных методов учета (учетной политики);

уровень диверсификации деятельности других предприятий;

статичность применяемых коэффициентов. 

В практике западных корпораций (США, Канада, Великобритания) наибольшее распространение получили следующие три коэффициента: ROA, ROE, ROIC.

Прибыль, приходящаяся на общую сумму активов:

(ROA) = {[Чистая прибыль+ Проценты * (1 — Ставка налога) ] / Всего активов }* 100 %.

Данный показатель выражает, сколько компания заработала на суммарных активах, сформированных за счет собственных и привлеченных источников. Коэффициент ROA высшее руководство компании постоянно использует для оценки деятельности структурных подразделений (дочерних и зависимых обществ).

Руководитель подразделения имеет существенное влияние на активы, но не может контролировать их финансирование, поскольку филиал компании не берет банковских кредитов, не эмитирует акции и облигации и во многих случаях не оплачивает свои собственные счета за материальные ценности и услуги.

Прибыль на собственный капитал (ROE) = (Чистая прибыль / Акционерный капитал) * 100%

Этот коэффициент показывает, сколько было заработано на средствах, вложенных владельцами акций (либо прямо, либо при помощи нераспределенной прибыли). Коэффициент ROE представляет интерес для существующих или потенциальных инвесторов, а также для руководства компании, призванного наилучшим образом учитывать интересы акционеров. Однако для руководителей филиалов этот коэффициент не представляет особого интереса, т. к. они обязаны эффективно управлять активами независимо от роли акционеров и кредиторов в финансировании данных активов.

Инвестированный капитал, называемый также постоянным капиталом, представляет собой сумму долгосрочных обязательств (кредитов и займов) и акционерного капитала. Поэтому он выражает денежные ресурсы, находящиеся в обороте предприятия длительное время. Предполагается, что краткосрочные обязательства имеют тенденцию к колебаниям, автоматически связанным с изменениями по текущим активам:


Прибыль на инвестированный капитал (ROIC) = {[Чистая прибыль + Проценты * (1 — Ставка налога)] [Долгосрочные обязательства + Акционерный капитал]} * 100 %.

Инвестированный капитал равен также оборотному (работающему) капиталу плюс основной капитал. Данный факт указывает на то, что акционеры и кредиторы должны финансировать имущество и оборудование компании, иные долгосрочные активы и ту часть текущих активов, которая не возмещена за счет краткосрочных обязательств.

Отдельные фирмы часто используют показатель ROIC для оценки деятельности своих филиалов, часто называя его прибылью на задействованный капитал (ROCE) или «чистые активы» (активы минус текущие обязательства). Данный параметр применим только в тех случаях, когда руководство филиала оказывает важное влияние на принятие решений о приобретении активов, о кредитной политике (счета к получению), о распоряжении денежной наличностью и уровне его краткосрочных обязательств.

Прибыль на инвестированный капитал равна чистой прибыли, деленной на инвестиции. Коэффициент ROI можно рассматривать как совокупный результат двух факторов: рентабельности продаж и использования инвестиций:

[Чистая прибыль] / [Инвестиции (ROI)] = (Чистая прибыль / Объем продаж) * (Объем продаж / Инвестиции)

Каждый из двух терминов с правой стороны уравнения имеет свой экономический смысл. Чистая прибыль, деленная на объем продаж, выражает экономическую рентабельность проданных товаров (ROS). Второй показатель — объем продаж, деленный на инвестиции, — характеризует оборачиваемость последних.

Данные отношения показывают два основных пути улучшения данного показателя (ROI). Во-первых, этого можно добиться повышением нормы прибыли. Во-вторых, параметр (ROI) может быть улучшен за счет увеличения оборачиваемости инвестиций. В свою очередь, оборачиваемость последних можно повысить, либо увеличив объем продаж, сохранив неизменной сумму инвестиций, либо снизив объем инвестиций, необходимых для поддержания заданной величины объема продаж.

В дополнение к желанию иметь удовлетворительную норму прибыли инвесторы хотели бы, чтобы их капитал был защищен от финансового риска. Прибыль на акционерный капитал (ROE) могла бы быть повышена, если бы дополнительное инвестирование в новые проекты достигалось исключительно за счет долговых обязательств. Конечно, при условии, что прибыль на эти дополнительные инвестиции должна превышать расходы по выплате процентов по данным обязательствам.

Однако подобная инвестиционная политика повысила бы риск утраты акционерами своих вложений, т. к. выплаты по процентам и основной суммы долга фиксированы и их неуплата неизбежно приведет компанию к банкротству. Степень риска в каждом случае может быть измерена относительными размерами сумм обязательств и акционерного капитала и средств, выделенных на погашение обязательств. Подобный анализ также требует использования финансовых коэффициентов.


Глава 2. Анализ и оценка состава и структуры актива банка БайкалИнвест

2.1. Краткая характеристика объекта-исследования

Банк был зарегистрирован Госбанком РСФСР в 1990 году как паевой КБ «Ангарский» в соответствующем городе. Учредителями выступили крупные местные организации: ПО «Ангарскнефтеоргсинтез», Ангарская птицефабрика, Ангарский электромеханический завод, Ангарский цементно-горный комбинат, Ангарский керамический завод, «Китойлес», ОРС Ангарского управления строительства, ОРС ПО «Ангарскнефтеоргсинтез». В 1997 году банк был акционирован.

В 1990-х годах в числе ключевых акционеров значился ОНЭКСИМ Банк, который в 2000 году был присоединен к Росбанку, после чего с 2003 года финучреждение носило наименование АКБ «БайкалОНЭКСИМ Банк», а с мая 2007 года — БайкалРосбанк. В конце 2007 года кредитная организация получила действующее наименование — БайкалИнвестБанк, после того как в ее капитал вместо Росбанка вошел московский (ранее калининградский) Инвестбанк. В 2012 году Инвестбанк вышел из состава акционеров БайкалИнвестБанка. В систему страхования вкладов банк входит с марта 2005 года.

Согласно списку лиц, под контролем которых находится банк, датированным июлем 2017 года, основными бенефициарами банка выступают Олег Карчев, Анатолий Золотых, Владислав Мангутов, Алексей Абрамов, Юлия Чечет (по 10%), Елена Тарасова (9,96%), Татьяна Варавина (9,94%), Надежда Леденева, Николай Жерелин, Елена Коссова (по 9,87%). На миноритариев приходится 0,51% акций.

Отметим, что до декабря 2014 года Золотых и Власова являлись крупнейшими владельцами Рост Банка, а также входящих в его группу СКА-Банка, Тверьуниверсалбанка, банка «Кедр» и Аккобанка. В декабре 2014 года было начато финансовое оздоровление кредитных организаций. Санатором выступил Бинбанк, который приобрел пять банков за символический 1 рубль.

Сеть банка, помимо головного отделения, расположенного в Иркутске, включает в себя шесть дополнительных офисов в Иркутской области, а также 20 кредитно-кассовых офисов. Численность сотрудников на начало 2015 года составляла 180 человек. Корпоративным клиентам банк предлагает РКО, кредитование, зарплатные проекты, валютные операции и валютный контроль, депозитарные услуги, операции с драгметаллами, дистанционное банковское обслуживание, а также услуги торгового эквайринга. Ключевыми клиентами БайкалИнвестБанка выступают торговые и обрабатывающие предприятия. Розничный бизнес в основном сосредоточен на привлечении вкладов частных лиц, которым банк предлагает также ипотечный, авто и потребительский кредит, банковские карты платежной системы Visa, золото, монеты и ОМС, услуги депозитария, сейфовые ячейки и пр. К услугам клиентов более 20 собственных банкоматов и ПВН.