Файл: Рейтинговая система оценки состояния кредитных организаций.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ РЕЙТИНГОВ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
1.1. Роль рейтингов в развитии банков
1.2. Проблемы в формировании рейтингов банков
ГЛАВА 2. РЕЙТИНГОВЫЕ ОЦЕНКИ БАНКОВ В РОССИИ
2.1. Развитие рейтинговой оценки коммерческих банков в России
2.2. Международные и российские рейтинговые агентства и их деятельность
2.3. Пути совершенствования рейтинговых оценок коммерческих банков
Вместе с тем, оценкой финансовой устойчивости коммерческих банков с
расчетом прогноза потенциального финансового состояния занимаются как
зарубежные, так и отечественные рейтинговые агентства. Положительной
стороной отечественных рейтинговых агентств является не только оперативное представление оценки, но и учет национальных особенностей ведения бизнеса. Основными российскими рейтинговыми системами являются: Национальное рейтинговое агентство (НРА), Фирма «ИНЭКС», Журнал «Эксперт РА», РА АК&М, ИЦ «Рейтинг», Независимое национальное рейтинговое агентство Rus Rating. В своей основе все эти агентства используют качественные и количественные показатели, информационной базой для которых является финансовая отчетность коммерческого банка.
Финансовый анализ, которой проводится на основе рассмотрения
балансовых показателей, структуры акционеров, качества менеджмента,
инвестиционной политики, технической оснащенности позволяет выявить
негативные факторы в деятельности коммерческого банка, а также оценить
потенциальные банковские риски[13].
Каждое агентство применяет собственную методологию оценки
кредитоспособности и выражает результат этого измерения с помощью особой
рейтинговой шкалы. Обычно используется буквенная шкала, которая позволяет
показать рейтинги, отражающие мнение агентства об относительном уровне
кредитного риска в диапазоне, например, от «ААА» до «D».
В связи с тем, что рейтинговые агентства используют разные методики расчета, в которых используются разные входные и отчетные данные
рейтингуемого коммерческого банка, рейтинговые оценки одного и того же
коммерческого банка могут отличаться. Пример рейтингов представлен в таблице 1.
Таблица 1
Рейтинговые оценки коммерческих банков
Банки |
НПА[14] |
RusRating[15] |
ИЦ «Рейтинг»[16] |
Эксперт РА[17] |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
«Альфа- |
AAA (высшая |
AAA (высшая |
A1 (высокая |
- |
«Газпромбанк» |
- |
ААА (высшая |
А2 (Очень |
A++ (высшая |
«Бипбанк» |
ААА (высшая |
АА (очень |
В1 (удовлетворительно стабильная степень кредитоспособности) |
А+ (очень |
КБ «Независимый строительный |
АА (очень высокая степень |
- |
В1 (удовлетворительно стабильная степень |
- |
«Промсвязьбанк» |
АА (очень |
АА (очень |
ВЗ (достаточно |
- |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
КБ «Судостроительный банк» |
АА (очень |
- |
В1 (удовлетворительно стабильная степень |
А+ (очень |
Проведенный анализ свидетельствует о том, что различия в методиках
оценки кредитоспособности коммерческих банков, а также в базе, используемой для расчета рейтинга, приводят к различным результатам ранжирования
коммерческих банков по степени их надежности. Один и тот же коммерческий
банк может быть отнесен как к наиболее высокой, так и к более низкой степени
кредитоспособности, в зависимости от рейтингового агентства, проводящего
оценку. Таким образом, можно отметить, что применяемые в настоящее время отечественные рейтинговые оценки имеют как положительные, так и отрицательные стороны (например, недоступность расчетов методики, отсутствие прогнозных оценок), в связи с чем их использование может привести к потенциальному несоответствию между фактическим состоянием коммерческого банка и уровнем, занимаемым им в рейтинге.
Выводы
В современной рыночной экономике объем информации настолько велик, что даже крупные фирмы не имеют достаточного ресурса для ее обработки. Поэтому существует спрос на независимые оценки риска компаний и ценных бумаг, среди которых важную роль играет рейтинговая продукция. Формированием рейтингов занимаются специализированные агентства, задачей которых является информационное посредничество, в том числе за счет поддержания рейтингов хозяйствующих субъектов, входящих в сферу активности агентства.
Модели рейтингов банков могут представлять интерес как для органов банковского надзора (в целях текущего мониторинга состояния банковской системы), так и для банков (в связи с возможностью использования внутренних рейтингов контрагентов при определении рисков). Следует также отметить растущий интерес к рейтингам со стороны государственных органов, вызванный
их использованием при проведении тендеров и аукционов.
Основными российскими рейтинговыми системами являются: Национальное рейтинговое агентство (НРА), Фирма «ИНЭКС», Журнал «Эксперт РА», РА АК&М, ИЦ «Рейтинг», Независимое национальное рейтинговое агентство Rus Rating. В своей основе все эти агентства используют качественные и количественные показатели, информационной базой для которых является финансовая отчетность коммерческого банка.
ГЛАВА 2. РЕЙТИНГОВЫЕ ОЦЕНКИ БАНКОВ В РОССИИ
2.1. Развитие рейтинговой оценки коммерческих банков в России
Развитие фондового рынка, выход на него все большего числа промышленных предприятий, страховых компаний, пенсионных и инвестиционных фондов обозначают растущий потенциал для рейтингового бизнеса на развивающихся рынках, в том числе в России. В ситуации экономического роста и повышения странового рейтинга это дает мультипликативный эффект: экономические успехи приводят к повышению рейтинга, а рост рейтинга увеличивает приток инвестиций для развития. Однако имеется и обратный эффект, связанный, например, с показателями и деятельностью на фондовом рынке при неблагоприятной экономической обстановке. Поведение инвесторов в условиях неопределенности сильно зависит от краткосрочных новостных изменений. Ухудшение рейтинга дополнительно понижает рыночную стоимость, при этом заявление о возможном понижении также значительно ухудшает общий информационный фон и приводит к негативным последствиям для оценки
компании или банка. К тому же задержки при пересмотре рейтинга и любые сопутствующие проблемы также воспринимаются неоднозначно[18].
Можно наблюдать несколько волн роста интереса к рейтингам в России. На начальном этапе становления рыночных отношений рейтинги были данью мировой моде. Преобладали рэнкинги и их модификации. Важно понимать существенную разницу между понятиями рейтинга и рэнкинга. Последний является показателем в выборке или ранжировке и не несет в себе иной смысловой нагрузки и, что более важно, оценочной. Рейтинг представляет элемент собственной оценки по некоторым факторам, при этом рейтинг агентства имеет также прогнозирующую составляющую, что не присуще рэнкингу.
Изначально в России основными объектами рейтингования были банки в силу их большего регламентирования и потребности во внешних ресурсах. Определенным стимулом явился приход в страну международных рейтинговых
агентств и рейтингование ими России. Их возможности в ограниченной мере были востребованы вплоть до 1998 г., то есть до финансового кризиса, когда обанкротилась почти половина банков, в том числе имевших международные рейтинги и входивших в российский Тор-20.
Стимулом для дальнейшего развития рейтингования спустя три года послужили возможности зарубежных заимствований, в том числе для промышленных предприятий, в дальнейшем - получение инвестиционного рейтинга Россией. С 2003 г. до конца 2010 г. число субъектов, имеющих рейтинги международных агентств, выросло более чем в 3 раза и превысило 300 субъектов (банки, предприятия, регионы).
Российские агентства также играют значимую роль, но в своей нише. В связи с текущим кризисом рост числа рейтингуемых компаний возрос для тех агентств, которые получили аккредитацию, прежде всего при Министерстве финансов РФ. В силу этого рейтинги в условиях кризиса получили помимо кредитной составляющей существенную регулятивную функцию.
Более широкое и системное использование рейтингов, как упоминалось ранее, ограничивается малочисленностью хозяйствующих субъектов, имеющих рейтинги. В этих случаях могут применяться эконометрические модели рейтингов, использующие дистанционный анализ. Модели рейтингов могут представлять интерес для органов банковского надзора (в целях текущего
мониторинга состояния банковской системы), для банков (в связи с возможностью использования IRB-подхода, предложенного Базель-II), для розничного бизнеса и малых предприятий при построении скоринговых систем доступа.
2.2. Международные и российские рейтинговые агентства и их деятельность
Крупнейшими международными рейтинговыми агентствами являются агентства Moody's Investors Service, Standard & Poor's и Fitch Ratings. Они имеют представительства во всем мире (каждое работает на финансовых рынках порядка 150 стран) и пользуются широким признанием среди инвесторов и регуляторов. Общее признание также было подтверждено официально в 1975 г., когда указанные выше агентства получили статус статистических рейтинговых организаций от Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). Основанная Дж. Муди (John Moody) в 1900 г., компания Moody's начала свою деятельность как информационное агентство. Оно предоставляло статистические данные по акциям и облигациям финансовых учреждений, государственных организаций, производственных и добывающих предприятий[19].
В 1907 г. компания вышла на рынок с новой идеей - вместе со статистическими данными она стала публиковать анализ по ценным бумагам и делать выводы об их качестве, помогая инвесторам принимать решения с учетом рисков. Впервые кредитные рейтинги ценных бумаг были опубликованы в 1909 г. применительно к облигациям американских железных дорог. Агентство использовало упорядоченную символьную шкалу (от Ааа до С), являющуюся в настоящее время одним из стандартов для обозначения рейтингов.
В 1913 г. диапазон услуг был значительно расширен, и в него вошел анализ промышленного и энергетического секторов. Уже в следующем году рейтингование распространилось на долговые инструменты, эмитентами которых
являлись города и другие муниципалитеты. К 1924 г. кредитные рейтинги агентства покрывали практически весь рынок долговых инструментов
США. С 1970 г. компания Moody's начала составлять рейтинги коммерческих бумаг и банковских депозитов и начала брать комиссию с эмитентов за выставление им рейтингов. Традиционно кредитный рейтинг агентства Moody's называется рейтингом депозитов и определяется как «оценка способности банка в установленный срок погашать свои депозитные обязательства».
Начало отсчета истории бизнеса агентства Standard & Poor's нередко ведут с XIX в., связывая ее с публикацией сборников финансовой информации для европейских инвесторов по проектам создания инфраструктуры в Америке. Начало данному процессу положил Генри Варнум Пур - главный редактор единственного на то время отраслевого железнодорожного издания American Railroad Journal. Информация публиковалась лишь по ряду компаний ввиду
значительного количества финансовых махинаций, что способствовало выработке предпочтений среди инвесторов, которые явно уделяли внимание более прозрачным компаниям. В дальнейшем это благоприятно сказывалось на
доступности привлечения инвестиций для компаний того или иного сектора, что, разумеется, давало еще большие преимущества.
Параллельно в 1906 г. сотрудник Laidlaw&Co создал фирму, занимающуюся рассылкой данных по 100 крупнейшим компаниям США. Эта компания носила название Standard Statistics Bureau. В 1916 г. Standard Statistics стало присваивать кредитные рейтинги корпоративным облигациям, а вскоре после этого и рейтинги суверенных долговых обязательств. Рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) образовалось в 1941 г. в результате слияния корпораций Standard Statistics и Poor's Publishing Company. В 1966 г. произошло поглощение
Standard & Poor's корпорацией The McGraw-Hill Companies. Агентство S&P первым из ведущих агентств вышло на международный рынок, открыв в 1984 г. офис в Лондоне, а в 1986 г. – в Токио. S&P определяет кредитный рейтинг как
«мнение агентства относительно способности и готовности эмитента своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства».
Рейтинговое агентство Fitch Ratings берет начало от компании Fitch Publishing Company, основанной в 1913 г. В 1924 г. компания начала публиковать рейтинги по дискретной шкале (от ААА до D) и активно исследовать долговой рынок. Резкий рост по всем направлениям деятельности компании приходится на 90-е гг. XX в. После серии слияний с другими аналитическими и рейтинговыми компаниями (IBCA Limited в 1997 г.; Duff & Phelps Credit Rating Co.
и Thomson Bank Watch в 2000 г.) агентство обеспечило себе обширный охват корпоративных эмитентов, финансовых институтов, страховых компаний и сектора структурированного финансирования по всему миру.