Файл: Отличие бухгалтерского учета от налогового учета (Сущность и содержание бухгалтерского учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и связь между доходами и расходами не может быть четко определена или опосредованно определяется, расходы признаются в отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между периодами.

Затраты признаются как расход отчетного периода:

  • когда очевидно, что затраты не принесут экономических выгод;
  • когда будущие экономические выгоды не отвечают критерию признания актива в бухгалтерском балансе.

Расходами признаются все затраты отчетного периода в отчете о прибылях и убытках, удовлетворяющие критерию признания расходов, независимо от того, как они трактуются для целей расчета налогооблагаемой базы [8, с. 114].

Когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов, расходы признаются в отчете о прибылях и убытках.

Оценка имущества, кредиторской задолженности, доходов и расходов производится по следующим критериям:

- по фактической или первоначальной стоимости (себестоимости), в сумме денежных средств, уплаченной или начисленной при приобретении или производстве объекта;

- по текущей или восстановительной стоимости (себестоимости), в сумме денежных средств, которая должна быть уплачена на дату составления отчетности в случае необходимости замены какого-либо объекта;

- по текущей рыночной стоимости или стоимости реализации, в сумме денежных средств, которая может быть получена в результате продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации;

- по дисконтированной стоимости.

1.3 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

В соответствии с Законом руководство бухгалтерским учетом в нашей стране осуществляется Правительством Российской Федерации [2].

Нормативные документы целесообразно представить в виде четырехуровневой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, в зависимости от назначения и статуса:

Первый уровень - законодательный. К нему относятся документы, прямо или косвенно регламентирующие организацию и ведение бухгалтерского учета в Российской Федерации: федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации.


Второй уровень - нормативный. К этому уровню относятся документы, разработку и принятие которых регламентирует Министерство финансов Российской Федерации. Это система национальных бухгалтерских стандартов - Положений по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности (ПБУ).

Третий уровень - методический. К нему относятся методические рекомендации, инструкции, призванные конкретизировать учетные стандарты в соответствии с российским законодательством и отраслевой спецификой. Разработкой их занимаются отраслевые министерства и ведомства.

Четвертый уровень - организационный. К этому уровню относятся рабочие документы конкретной организации, которые разрабатываются главным бухгалтером и утверждаются руководителем. Это такие документы как учетная политика организации, рабочий план счетов, план документооборота на предприятии, формы отчетности организации и структурных подразделений, приказы руководителя и другие.

План счетов бухгалтерского учета выглядит как схема регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера счетов первого порядка (синтетических счетов) и счетов второго порядка (субсчетов).

В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов, выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов - в каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций.

План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи [3]. Исключение составляют банки и бюджетные учреждения.

Деятельность отдельных организаций и ведение ими бухгалтерского учета дополнительно регулируется отраслевыми документами, разрабатываемыми и принимаемыми соответствующими министерствами и ведомствами.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации. Также он отражает их движение путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций, также бухгалтерский учет имеет четырехуровневую систему нормативного регулирования.


2 Сущность и организация налогового учета

2.1 Содержание и сущность налогового учета

Система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов - налоговый учет.

Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами. Тем самым он формирует регистры налогового учета или ведет самостоятельные регистры налогового учета.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, которые осуществляются налогоплательщиком в течение отчетного налогового периода. Также осуществляется обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога[1].

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Применяется последовательно от одного налогового периода к другому и исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом или распоряжением руководителя. Устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета налоговые и иные органы не вправе.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций или объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Принимается решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения, которое изменилось для применяемых методов учета, с начала нового налогового периода. А при изменении законодательства о налогах и сборах решение принимается не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

Если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он обязан определить и отразить в учетной политике принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Содержание данных налогового учета является налоговой тайной, в том числе данных первичных документов. Лица, которые получили доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну.


2.2 Задачи и порядок ведения налогового учета

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного налогового периода, обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

В Налоговом Кодексе Российской Федерации сформулированы только общие принципы организации налогового учета. Каждому бухгалтеру предстоит самостоятельно определять, как конкретно вести налоговый учет на практике.

Главная задача налогового учета - сформирование полной и достоверной информации о том, как учтена каждая хозяйственная операция для целей налогообложения [1].

Из данных налогового учета должно быть ясно:

  • как определяются доходы и расходы;
  • как определяется доля расходов, учитываемых для целей налогообложения в конкретном отчетном периоде;
  • какова сумма расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  • каким образом на предприятии формируются резервы;
  • какова задолженность по расчетам с бюджетом по налогам.

Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике в целях налогообложения и утверждается соответствующим приказом или распоряжением руководителя. Учетная политика для целей налогообложения применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Налоговый учет предполагает новую методологию учета. Дает полный учетный цикл, независимый от бухгалтерского учета, который организуется в регистрах налогового учета (регистры хозяйственных операций, регистры промежуточных расчетов, регистры состояния единицы налогового учета, декларация).

2.3 Организация налогового учета на предприятии

Организация налогового учета - комплекс мероприятий, в результате выполнения которых будет разработана система правильного и эффективного налогового учета.

Важный этап создания компании - организация налогового учета на предприятии. Это является основой для бухгалтерского, налогового, управленческого и кадрового учета.

Правильная организация налогового учета требует больших профессиональных знаний и практического опыта. В результате она не допускает путаницы с отчетностью компании, уберегает от налоговых санкций и дает возможность получать оперативную и точную информацию от бухгалтерии. Цель организации налогового учета на предприятии - текущий контроль над расчетами по налоговым обязательствам компании.


В больших компаниях с многочисленным персоналом отдел бухгалтерии занимается налоговым учётом основных средств, прибыли и налога на прибыль, УСН, имущества, займов. При этом отсутствует целостность учёта налогов и сборов.

В настоящее время, в отношении налоговой учетной политики, не существует нормативного документа, который регламентирует основы ее формирования. Есть только отдельные положения Налогового Кодекса Российской Федерации, подлежащие отражению в этом документе. Поэтому вопросы формирования учетной политики в целях налогообложения организация разрабатывает самостоятельно[13, с. 89].

Данные налогового учета заносятся организацией в налоговые регистры. Форму этих регистров организация может разработать самостоятельно, но при этом следует обратить внимание на требование статьи 313 Налогового Кодекса Российской Федерации, где указано, что налоговые регистры в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование налогового регистра;
  • дату составления или период, за который составлен налоговый регистр;
  • наименование хозяйственной операции;
  • измеритель операции в стоимостном выражении, а где это возможно, и в натуральном выражении;
  • подпись и расшифровку подписи лица, составившего данный налоговый регистр[1].

Из выше изложенного можно сделать вывод, что налоговый учет необходим для отражения полной и четкой информации о финансовом состоянии фирмы. Прежде всего, данная документация важна для налоговых инспекций. Как правило, организацией налогового учёта и составлением отчётности на предприятии занимается бухгалтер. При этом организация налогового учета на предприятии преследует цель текущего контроля над расчетами по налоговым обязательствам компании.

3. Проблемы взаимодействия бухгалтерского и налогового учетов

3.1 Основные отличия бухгалтерского и налогового учетов

У бухгалтерского и налогового учета три основных отличия: