Файл: Отличие бухгалтерского учета от налогового учета (Сущность и содержание бухгалтерского учета).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и содержание бухгалтерского учета
1.1 Задачи и содержание бухгалтерского учета
1.2 Элементы бухгалтерского учета
1.3 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации
2.2 Задачи и порядок ведения налогового учета
3. Проблемы взаимодействия бухгалтерского и налогового учетов
3.1 Основные отличия бухгалтерского и налогового учетов
3.2 Проблемы взаимодействия бухгалтерского и налогового учетов
3.3 Интеграция системы взаимодействия бухгалтерского и налогового учетов
- в задачах;
- в законах;
- в нормативных документах, которым они подчиняются, в порядке признания доходов и расходов.
Разберем основные отличия.
Учет в компаниях ведут по определенным правилам. Главная задача – не перепутать правила для бухгалтерского и налогового учета.
Для индивидуальных предпринимателей нет различий в ведении бухгалтерского и налогового учета. Дело в том, что индивидуальные предприниматели просто не обязаны вести бухгалтерский учет, если ведут налоговый учет, то есть книгу учета доходов и расходов.
Задача бухгалтерского учета - правильно отражать факты хозяйственной деятельности. Задача налогового учета - рассчитывать налог на прибыль к перечислению в бюджет.
Важно учитывать, что после уплаты налога на прибыль образуется чистая прибыль, которая является источником выплаты дивидендов. Таким образом, дивиденды выплачиваются только исходя из данных налогового учета.
Отличаются и документы, стоящие во главе каждого из учетов. Бухгалтерский учет ведется на основании Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положений по бухгалтерском учету. А налоговый учет регламентируют Налоговый Кодекс, Федеральные законы. Отдельные разъяснения представлены в письмах Федеральной налоговой службы и Министерства финансов России.
Важно отметить, что порядок ведения налогового учета Налоговым кодексом не устанавливается. Согласно положениям главы 25 Нологового кодекса Российской Федерации, организация должна самостоятельно организовать систему налогового учета с учетом тех принципов, которые отражены в вышеупомянутом кодексе[1].
При построении налогового учета за основу взять бухгалтерский учет, законодателем разрешается и приветствуется, так как способствует сближению двух видов учета.
Самое большое различие между бухгалтерским и налоговым учетом - порядок признания доходов и расходов.
По правилам бухгалтерского учета учитываются все движения денежных средств, в налоговом - не все доходы и расходы. Правила признания поступлений в доходах и затрат в расходах закреплены в 25 главе Налогового кодекса, и далеко не все поступления и затраты участвуют в определении налоговой базы по налогу на прибыль. Это как раз и приводит к различиям в бухгалтерском и налоговом учете.
С целью уравновешивания двух видов учета применяют Положение по бухгалтерскому учету 18/2002 «Учет расчетов по налогу на прибыль» [4]. Различия в бухгалтерском учете и налоговом учете чаще выражены в порядке признания отдельных видов расходов. Например, начисления и определения суммы амортизации, признания в расходах покупных товаров для перепродажи, материальных расходов и так далее.
3.2 Проблемы взаимодействия бухгалтерского и налогового учетов
Основные проблемы взаимодействия бухгалтерского и налогового учета обусловлены источниками различий данных их учета.
Принципы формирования современной налоговой системы России первоначально определялись потребностями сложившегося соотношения между доходами и расходами государственного бюджета начала 90-х годов. В свою очередь, он определялось ценностными критериями социалистической экономики и командно-административной системы управления. Результатом стала внутренне несбалансированная налоговая система, которая не обеспечивала нормальных условий для предпринимательской деятельности.
Во многих случаях реальное регулирование налоговых отношений производилось инструкциями, разъяснениями и рекомендациями налогового министерства, вместо того чтобы регулировать их законодательными актами. Часто положения этих документов противоречили нормам законов. В некоторых случаях устанавливали иной порядок налогообложения, совершенно отличный от того, который был определен законом.
Корректировки положений налоговых законов производились по результатам налоговой практики, а не исходя из экономической целесообразности. Это привело к наличию различного рода противоречий в практике налогового законодательства, которые создавали предпосылки для налогового произвола и снижения эффективность налогового контроля и налоговой системы в целом.
Без дальнейшего реформирования налоговой системы формирование оптимальной модели сосуществования и взаимодействия систем бухгалтерского учета и налогообложения стало невозможно. Одной из главных проблем налогового права России является его оторванность от других норм права. Отсутствие серьезной юридической проработки налоговых норм приводит к тому, что российское налоговое законодательство остается одной из самых запутанных и наиболее часто изменяющихся отраслей права[18, с. 111].
Национальная концепция развития системы бухгалтерского и налогового учета должна строиться исходя из следующих ключевых принципов:
- единства систем бухгалтерского учета и налогообложения. Необходимо исходить из приоритета бухгалтерских правил, поступаясь в разумных пределах интересами налогообложения;
- сохранения традиционной независимости нормативно-методической базы бухгалтерского учета от налогового законодательства;
- методика расчетов налоговых сумм и документальное оформление налоговых отношений в целом должны исходить из основ классического бухгалтерского учета, а не наоборот. Приоритет налоговых рекомендаций над требованиям финансового учета по организации и ведению учета и отчетности недопустим;
- системности накопления и обработки данных учета. Построение модели взаимоотношений бухгалтерского учета и налогообложения требует системности в процессе накопления и обобщения данных о налоговых обязательствах в учете и их отражения в отчетности. В ее основе должна быть схема отражения данных на счетах бухгалтерского учета, которая бы не нарушала целостность учета, но приводила к системному формированию информации, нужной для налогообложения. Это позволит реализовать основную цель бухгалтерской отчетности - обеспечение всех групп заинтересованных пользователей данными, достаточными для дальнейшей обработки и интерпретации в интересах и целях каждой из групп[17, с. 104]
Пока существующая система налогового учета не позволяет оценить влияние отдельных элементов и статей доходов или расходов на величину отклонения налогооблагаемой прибыли от учетной. Отсутствие ясной возможности установить взаимосвязь налоговой и бухгалтерской прибыли не позволяет инвесторам оценить влияние налоговой составляющей на финансовый результат деятельности организации. Без знания факторов, влияющих на величину налоговой базы, определяя ее отклонение от финансового результата организаций, невозможно проанализировать действующую систему налогообложения. Исходя из вышесказанного, так же невозможно и определить те изменения, внесения которых она требует для дальнейшего совершенствования;
- гармонизации системы бухгалтерского учета и налогового учета. Оптимизация функционирования и дальнейшего развития бухгалтерского учета и налогообложения, совершенствование взаимоотношений между ними во многом определяется сопоставимостью и однородностью понятий вышеуказанных систем. Гармонизация применяемых системами терминов и определений приведет к согласованию объектов учета и налогообложения. Как следствие, приведет и к ликвидации противоречий, которые возникают между бухгалтерским учетом и налогообложением. При разработке общих понятий следует учитывать правовое толкование соответствующих понятий, содержащихся в нормах гражданского права;
- правового взаимодействия подсистем бухгалтерского учета и налогового учета;
- экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государства. Превалирование контрольной функции налогообложения над остальными функциями налоговой системы недопустимо, так как ведет к игнорированию государством интересов хозяйствующих субъектов;
- прозрачности системы учета. Налоговый учет в современном его виде привел к усложнению систем учета на предприятиях. Существующая налоговая методика приводит к усложнению процедуры расчета налоговых обязательств. Появление дополнительных учетных процедур требует от налогоплательщиков увеличения штата работников и расходов на оплату труда.
Перспективы развития бухгалтерского и налогового учета возможны по следующим направлениям:
- определение проблем адаптации российского учета к международным стандартам финансовой отчетности и предложение путей их решения;
- аргументирование целесообразности сближения бухгалтерского и налогового учета в современных условиях.
На современном этапе развития рыночной экономики важной задачей любой организации является совершенствование управления организацией. Оно необходимо в целях наиболее полного использования имеющихся возможностей для улучшения ее работы, повышения эффективности производства и получения максимальной прибыли.
Одним из важнейших элементов, которые способствуют совершенствованию управления организацией, является анализ внутренней информации, полученной на основе данных бухгалтерского и налогового учета. Параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета приводит к дополнительным затратам налогоплательщика и к снижению эффективности налогового контроля[9, с. 19]
Разделение бухгалтерского и налогового учета в Российской Федерации окончательно оформилось с введением в действие с января 2002 года главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль». Налоговый учет стал обязательным для всех предприятий страны, исчисляющих и уплачивающих налог на прибыль.
Законодательное признание налогового учета по-разному оценивается ведущими специалистами федеральных органов и практики.
Налоговые органы выступили за создание собственной информационной системы - налогового учета, тем самым признав, что иная система информации не удовлетворяет в полной мере их фискальным целям.
В учетной практике наиболее распространено сближение систем бухгалтерского и налогового учета. Вызвано это тем, что эти две системы нормативно регулируются, представление отчетности по ним внешним пользователям является обязательным, а учет ведется бухгалтерскими службами. Поэтому, оптимизируя свою работу, бухгалтеры стремятся применить одинаковые способы учета в бухгалтерском и налоговом учете. И это вполне естественно. Но здесь возникает другая проблема - из-за наличия существенных расхождений в методологии учета полное сближение этих двух систем невозможно.
Можно выделить два пути взаимодействия бухгалтерского учета и налогового учета:
- первый путь - параллельное ведение двух подсистем на основе единой информационной системы предприятия. Это предусмотрено действующим законодательством Российской федерации.
- второй путь - учет по отклонениям. За основу берется та учетная система, которая наиболее полно, достоверно, максимально удовлетворяет требования основных потребителей информации. На ее основе производится корректировка отклонениями для нужд иных пользователей. Сложность заключается в том, чтобы выделить базового и второстепенного потребителя [9, с. 20].
Наиболее значительные отличия налогового от бухгалтерского учета связаны с применением разных правил формирования информации о доходах и расходах, которые учитываются при налогообложении прибыли и отражаются в системе бухгалтерского учета.
3.3 Интеграция системы взаимодействия бухгалтерского и налогового учетов
Интеграция налогового и бухгалтерского учета должна идти по двум направлениям.
Первое - приближение правил признания доходов и расходов в налоговом учете к правилам, принятым в бухгалтерском учете. Различия между ними объективны и неизбежны, потому что правила налогового учета устанавливаются в зависимости от целей налоговой политики государства, а правила бухгалтерского учета подчинены задаче формирования полной и достоверной информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях организации. Однако каждое отличие правил налогового от бухгалтерского учета должно быть продиктовано продуманными и научно обоснованными целями и функциями системы налогообложения государства. И в этом случае правила признания доходов или расходов при налогообложении прибыли будут понятны налогоплательщикам. Они перестанут восприниматься налогоплательщиками как механический набор многочисленных правил, которые отличаются по непонятным причинам от правил бухгалтерского учета. Хотя следование правилам требует ведения самостоятельного налогового учета, обособленного от системы бухгалтерского учета.
Второе - устранение случайных, не принципиальных и неоправданных различий в суммах доходов и расходов, которые признаются в налоговом и бухгалтерском учете по одним и тем же правилам. Эти различия являются следствием применения разных группировок доходов и расходов, различных технических приемов определения расходов и доходов и способов их учета.
Многообразие различий в правилах учета доходов и расходов в системе бухгалтерского учета и при налогообложении прибыли отрицательно сказывается и на функционировании налоговой системы страны. Информацию, необходимую для налогообложения прибыли, формируют в регистрах налогового учета, которые отличаются от регистров бухгалтерского учета. В налоговом учете отсутствуют такие встроенные в систему бухгалтерского учета и надежные способы контроля достоверности учетной информации, как проверка тождества данных аналитического и синтетического учета, балансовое обобщение и другие способы. Это создает дополнительные возможности для уклонения от уплаты налогов путем различных манипуляций с учетными данными о доходах и расходах, тем самым усложняет работу налоговых органов по проверке правильности расчета налогов. Обилие несовпадений в правилах учета доходов и расходов в системе бухгалтерского учета и при налогообложении прибыли затрудняет анализ эффективности действующей системы налогообложения.