Файл: Малый бизнес как резерв развития отечественного рынка труда (Теоретические основы малого бизнеса).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 3
Данные меры были направлены на резкое ухудшение экономического положения в Российской Федерации, что в свою очередь должно было способствовать принятия Россией легитимности «фактических новых властей Украины». Но, как известно, наша страна пошла несколько иным путем и в ответ на санкции ввела эмбарго на ввоз продукции с запада, что автоматически привело к необходимости развития внутренней экономики страны. Развитие экономики всегда было приоритетной задачей государства, в решении которой малый и средний бизнес способен сыграть ключевую роль.
В этой связи важно обеспечить более активное участие предпринимателей в коммерциализации научных разработок, внедрении технологических и управленческих инноваций, создании современных товаров и услуг. От успеха такой работы прямо зависит повышение качества жизни людей, укрепление конкурентных позиций России на мировом рынке. В настоящее время положение малого и среднего предпринимательства особенно остро зависит от политических решений.
Ведение западными странами экономических санкций против России и последующие ответные ее антисанкционные действия, с одной стороны создают проблемы для экономики, но в то же время, открывают новые горизонты развития бизнеса.
От санкций в отношении России, предпринятых ЕС и США, пострадают в большей мере не государственные банки и компании, как ожидалось, а средний и малый бизнес, который не имеет прямого выхода на рынок капитала. Сегодня можно выявить различные пути воздействия санкций. Прямое воздействие подразумевает ограничение в займах ряду российским банкам, что в свою очередь замедлит наращивание внешнего долга. Косвенное воздействие заключается в ужесточении условий займов для всего корпоративного сектора России, причем по всему миру.
Считается, что в связи с ограничениями импорта товаров из Европы, наибольшую возможность в развитии получат производители сельскохозяйственной и мясной продукции.
Связь малого бизнеса с импортной продукцией не велика, что само собой не вызовет особых трудностей для переориентировки на отечественный продукт. Небольшие магазины итак специализируются в основном на реализации местной продукции. Ущерб может быть нанесен лишь небольшой части компаний, который занимаются поставкой деликатесов. Но удельный вес этих фирм на рынке мал, таким образом, основной удар придется на поставщиков с крупным оборотом. Так, места общественного питания постепенно перейдут от использования ингредиентов для приготовления блюд из Западных стран на аналогичную отечественную продукцию. Но стоит учитывать, что российские производители данных отраслей не способны в полном объеме удовлетворить потребности населения.
Целесообразно расширять сферу сельскохозяйственного производства, в том числе и за счет новых предприятий (фермерств). Но, многих предпринимателей смущает ограниченный срок санкций. Очевидно, что на развитие собственного бизнеса в данной сфере года явно не хватит. При этом есть возможность отмены санкций в более ранний срок. Существуют опасения, что без тщательно просчитанной аграрной политики произойдет замена одного импорта на другой. Вследствие чего, возможно дополнительное привлечение импорта с латиноамериканских и азиатских стран. Тем более что такие случаи в нашей стране уже имели место.
Также следует учитывать, что любое производство требует долгосрочных кредитов. Одним из условий санкций было закрытие доступа пяти крупнейшим российским банкам на рынок капитала, что неотъемлемо повлияло на рост кредитных ставок, не учитывая даже то, что Центральный Банк России уже трижды за 2014 год поднимал ставку рефинансирования, составляющую на данный момент 8,25 %. Таким образом, сегодня многим предпринимателям предлагаются кредиты от 25 % годовых.
Но отказ от кредитов невозможен, так как лишь три четверти всего сектора малого и среднего бизнеса используют собственные средства, оставшаяся же четверть не представляет свое существование без банковских кредитов. В связи со сложившейся непростой экономической ситуацией, невозможно избежание проблем недобросовестной конкуренции. Не секрет, что некоторые предприниматели сознательно идут в обход законодательства, основываясь на мнении: лучше заплатить штраф, но спасти свой бизнес.
И планируемое Правительством РФ введение налога с продаж может еще более усугубить сложившееся положение. Но в Госдуму уже поступил на рассмотрение законопроект, предполагающий наделение регионов полномочиями предоставлять двухлетние налоговые каникулы вновь созданным предприятиям, которые в течение двух лет после создания перешли на патентную или упрощенную систему налогообложения. Вместе с тем указанный законопроект так же предоставляет возможность использования патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей, так как они вступают в оптимальные экономические взаимоотношения с государством.
Однако, большинство людей предпочитает быть добросовестными налогоплательщиками, а не продолжать скрываться от налоговых органов и жить под постоянной угрозой штрафа. Для решения сложившейся проблемной ситуации необходимо привлечение среднего и малого бизнеса к государственному (муниципальному) заказу.
Так, Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предусматривает, внесение соответствующих поправок в рамках постановлений Правительства РФ, в которых будет регламентировано создание преференции для малого и среднего бизнеса, отечественных производителей в сфере закупок. В настоящее время госкорпорации и естественные монополии ежегодно осуществляют закупок на сумму около 12 триллионов рублей.
В случае предоставления квот в размере 15 %, приблизительно рассчитанная прибыль малого и среднего бизнеса, по предварительным подсчетам, может составить до 3-х триллионов рублей в год. Если к этому добавить возможность преференций для отечественных производителей, полученный результат увеличится. Таким образом существует механизм, который не требует никаких финансовых затрат, и регулируется в рамках подготовки дополнительных нормативно-правовых актов, которые прямо предусмотрены этим законом
В качестве поддержки для организаций, находящейся на льготной системе налогообложения, возможет отказ от бухгалтерии. По статистике, расходы на ее содержание у предприятий составляют от шести до двухсот тысяч рублей в год в зависимости от объема работ. Такая чрезмерная финансовая нагрузка (одновременно с введением штрафов за несвоевременное представление финансовой, бухгалтерской отчётности) негативно влияет на развитие малого и среднего бизнеса, что способствует резкому сокращению его субъектов в РФ.
Так, только в 2013 году численность малых и средних предприятий (включая самозанятое население) сократилась более чем на миллион, и данная тенденция продолжает расти. По мнению разработчиков, указанного законопроекта, его принятие позволит приостановить отток граждан и организаций из сферы малого и среднего предпринимательства и сделает более привлекательным развитие этого сектора экономики.
Согласно проведенным исследованиям Globаl Entrepreneurship Report проведенным в 2014 году,70 % граждан положительно воспринимают индивидуальное предпринимательство, но лишь 33 % готовы к тому, чтобы начать свое дело. Молодым людям в возрасте от 20 до 29 лет, способным открыть свое дело, не хватает опыта и необходимых знаний, умений и навыков для реализации своих идей в сфере предпринимательства. Помимо этого, ученые считают, что одной из главных причин неподготовленности потенциальных бизнесменов, является отсутствие в России научной, методической базы по обучению азам предпринимательской деятельности. Дополнительное обучение способно изменить негативную тенденцию и способствовать не только увеличению количества независимых предпринимателей, но также начать формировать особенный деловой менталитет и повлиять на развитие предпринимательского мышления. Не желание заниматься бизнесом также обусловлено тем, что в течении последних пяти лет, два основных показателя, характеризующие деятельность организации, в реальном выражении снизились в среднем на 6 %. Одним из самых важных и обязательных условий успеха в развитии малого бизнеса является всесторонняя и стабильная государственная поддержка, что подтверждается опытом иностранных государств.
Указанная поддержка может быть представлена в различных формах: уменьшением налоговой ставки и предоставлением дополнительных налоговых льгот, дотацией льготного банковского кредитования, модернизацией системы страхования, стимулированием производства наиболее приоритетных видов продукции, созданием информационно-аналитических и научно-технических площадок, организацией материально-технического обеспечения.
Одним из основных факторов является подготовка и реализация специализированных нормативно-правовых актов регламентирующих законодательство в сфере экономики. Наряду с этим, многие области нашей страны, самостоятельно разрабатывают программы поддержки участникам малого и среднего бизнеса. Так областным правительством Воронежской области в 2015 году реализована программа по поддержке малого и среднего бизнеса в регионе.
Основным направлением является повышение доступности финансовых средств, как для индивидуальных предпринимателей, так и для среднего бизнеса. Также в будущем году, запланирована выдача грантов 112 начинающим небольшим компаниям.
Планируется, что сумма грантов будет составлять до 300 000 рублей. Это позволит создать новые и сохранить около 4000 рабочих мест. Система грантов также реализуется и на территории Белгородской области.
Это позволяет предпринимателям осуществлять свою деятельность с использованием гранта, полученного на безвозмездной основе, на основе условий долевого финансирования целевых расходов. Приоритетными видами деятельности являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также производственная деятельность. Помимо грантов, существует система субсидирования, которая включает в себя финансирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по уплате процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях для строительства производственных зданий, строений, сооружений и (или) приобретения оборудования, производственных зданий в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг).
Таким образом, в России создаются условия для ведения собственного бизнеса. Санкции против России, введенные Европой в связи с событиями в Крыму и на юго-востоке Украины, вызвали больше проблем у Европы, чем у России. Таким образом, малый бизнес Европы уже ощутил на себе негативные последствия санкций Запада и ответных санкций РФ. Ранее ЕС не очень охотно шел на ужесточение санкций, так как регион по-прежнему зависим от поставок газа из Российской Федерации, а общий объем торговли в прошлом году составил $390 млрд.
По мнению некоторых аналитических центров Евросоюза ущерб для ЕС будет приблизительно равен потерям российской экономики и составит около 100 миллиардов долларов за два года. Так, некоторые бизнес-организации в Европе уже выступили с обращениями к органам власти своих государств, в которых выражают крайнюю обеспокоенность сложившейся ситуацией. В свою очередь, Министерство Иностранных Дел РФ предложило западу отказаться от санкций против России и аннулированию «черных списков». При выполнении данного условия ЕС Россия так же готова прекратить свою антисанкционную политику.
Ведущими экономистами России уже отмечен нанесенный вред санкциями на экономику обеих противодействующих сторон. Так в большинстве западных стран все больше и больше нарастает недовольство последствиями данных ограничений. Ведь нанесенный ущерб достиг уже десятков миллиардов евро.
В условиях осуществления санкционных действий поддержка малого и среднего предпринимательства является одной из приорететнейших задач, поскольку в ряде отраслей производства таких как: текстильная и пищевая промышленность, сельское хозяйство, малый и средний бизнес занимает ключевую позицию, но, в то же время, является и наиболее уязвимым и чувствительным к изменениям в экономической сфере. Для малых и средних предприятий, только выходящих на рынок, применяются т. н. льготные налоговые программы, а также льготы по уплате страховых взносов.
Предоставляется государственная поддержка в виде субсидий на модернизацию производства и приобретение оборудования в лизинг. Возможно новой и, наиболее эффективной мерой, станет упрощение требований трудового законодательства для малого и среднего предпринимательства. Этот шаг, будет способствовать для увеличения объемов производства и расширения штата сотрудников на предприятиях. Таким образом, в настоящее время мы можем наблюдать негативное влияние санкций со стороны Евросоюза и США, а также, российских ответных мер. Вместе с тем, сложившаяся ситуация дает возможность для максимально эффективного переориентирования российской экономики и восстановления промышленного потенциала потерянного в 90-е годы.
Сейчас у российских промышленных и сельскохозяйственных производителей появился шанс вернуть утраченные позиции и занять достойное место среди мировых производителей, стать конкурентно способными на внутренних и внешних рынках. Для осуществления завоевания рынков у России имеется достаточная ресурсная база: человеческие и природные ресурсы, необходимая государственная поддержка, и временное отсутствие серьезных зарубежных конкурентов, что существенно облегчает выполнение задуманного. Однако в целях максимально эффективной реализации поставленной задачи необходимо выполнить комплекс мероприятий направленный на техническую и технологическую модернизацию производства, улучшение качества товаров и услуг, увеличение объёмов и ассортимента производимой продукции. Выполнение вышеперечисленных пунктов позволит стабилизировать свое положение на международном рынке, удержать свои позиции с приходом новых торговых партнёров и при возвращении конкурентов из санкционного списка.