Файл: Малый бизнес как резерв развития отечественного рынка труда (Теоретические основы малого бизнеса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Развитие малого бизнеса играет важную роль в экономике любой страны. Малый бизнес создает дополнительные рабочие места для граждан, тем самым, сокращая уровень безработицы, который возрос в условиях кризиса; служит основой для формирования среднего класса, повышая уровень благосостояния людей, удовлетворяют потребности населения в различных видах продукции и услуг, быстро перестраиваются на выпуск продукции нового вида. Качество обслуживания клиентов, повышение качества продукции и услуг в малом бизнеса совершенствуется более эффективно, чем на предприятиях крупного бизнеса. Также значительный процент налоговых платежей, пополняющих государственный бюджет, поступает именно от малых фирм. Малые предприятия способствуют оживлению инвестиционной деятельности, так как перелив ресурсов в сферу малой экономики ведет к значительным изменением во всей структуре хозяйственного оборота страны.

Небольшие размеры малых фирм, их управленческая, технологическая адаптивность позволяют чутко и быстро реагировать на изменяющиеся условия рынка путем своевременного восприятия новинок, изменения номенклатуры и ассортимента товаров. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом — все эти черты малого предпринимательства также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на рынке.

Но малое предпринимательство имеет также и определенные недостатки.

Так, относительно маленький капитал уменьшает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению. Малое предпринимательство не получило в России должного развития и не полностью выполняет свои задачи. В условиях кризиса малому предпринимательству довольно сложно развиваться.

Поэтому государство должно разработать комплекс мер по поддержке малого предпринимательства в масштабе всей страны и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному процветанию общества.

Целью данной курсовой работы является изучения сущности малого и среднего бизнеса, и анализ его развития в российской экономике. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:


— изучение сущности малого бизнеса, а также анализ критериев отнесения к предприятиям малого бизнеса;

— рассмотрение роли малого предпринимательства, его преимуществ и недостатков; бизнес предпринимательство конкурентоспособность рынок

— изучение роли малого бизнеса на рынке труда в России;

— рассмотрение государственной поддержки малого бизнеса в России.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса

1.1 Сущность, роль и значение малого бизнеса

Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.

Бизнес - самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме. В одном из современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю, в общем, по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия»[1].

В большинстве определений подчеркивается, что бизнес - деятельность частных лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.

К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу.

Предприниматели без образования юридического лица (ПБЮЛ) также относятся к малому бизнесу.

Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.

Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.


С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как[2]:

- доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

- доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

- доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих, предприятий;

- доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

- доля малого бизнеса в экспорте продукции;

- доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;

- доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

- доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем, их объеме и др.

С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.

Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

- мелкий бизнес позволяет заполнить все российские рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах;

- для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;

- развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;

- мелкие предприятия проще в управлении, им не требуется создавать сложные управленческие структуры;

- мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;

- развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;

- с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;

- малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;

- в современных условиях Российской Федерации, когда процесс становления малого бизнеса находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:


- снижения уровня безработицы;

- более полное удовлетворение потребностей граждан в продукции и услугах;

- улучшение качества обслуживания;

- более высокая удовлетворенность людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;

- формирование среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

- формирование многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

- снижение забастовок и социальной напряженности в обществе.

1.2 Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу

Принадлежность предприятия к субъектам малого бизнеса позволяет предприятиям пользоваться налоговыми послаблениями и льготами, предоставляемыми государством.

Порядок причисления предприятий к малому бизнесу четко определен.

При соответствии данных коммерческой фирмы критериям право применить льготы возникает у предприятий[3]:

Зарегистрированных в качестве юридических лиц.

Оформленных как индивидуальные предприниматели.

Не относятся к малым предприятиям унитарные муниципальные и государственные учреждения.

Малые предприятия имеют хорошие условия для роста и развития благодаря упрощенным положениям учета, установленным на законодательном уровне. Плюсом малых предприятий служит возможность привлечения государственных субсидий.

На законодательном уровне новые параметры и критерии установлены постановлением Правительства от 13.07.2015 № 702. Нововведения вступили в силу с июля 2015 года и продолжают действовать в 2016 году.

Законодательство не обязывает предприятия получать свидетельство о принадлежности к субъектам малого бизнеса. Для использования льгот необходимо соблюдать ограничительные критерии.

Юридические лица для отнесения к малому бизнесу должны соблюдать требования по вхождению в уставный капитал долей учредителей: Общая часть капитала российских предприятий различных форм не должно превышать 49% общей стоимости уставного фонда.

Суммарная доля вхождения иностранных предприятий – не более 49% капитала. Общая доля участия в уставном капитале других компаний, не принадлежащих к субъектам малого бизнеса – не более 25%. Критерии не распространяются на ИП в связи с отсутствием у предпринимателей уставного капитала и учредителей.


Право на принадлежность к малому бизнесу юридическое лицо может потерять, начиная с даты внесения изменений в реестр (в случае превышения установленных лимитов участия).

Остальные критерии действуют применительно к ИП и организациям. Предприятие не должно превысить: Размер годовой выручки в сумме 800 млн. рублей. Доход определяется в рамках календарного года и исчисляется без косвенных налогов – НДС и акцизов. Порядок определения дохода установлен НК РФ. Для предприятий, использующих режим ЕНВД, учитывается вмененный доход.

Численность работников в количестве 100 человек. Расчет производится по правилам определения среднесписочной численности, установленным актами органов статистики. Организация или ИП могут потерять статус малого предприятия при превышении показателей, возникших на протяжении 3-х последовательно взятых лет.

Смена статуса и лишение льгот устанавливаются с начала нового календарного периода. Например, если в течение 2015 – 2017 годов компания не выдержала нормативы, лишение статуса произойдет в 2018 году. При определении лимитов учитываются данные, действующие в календарном периоде (закон не имеет обратной силы).

В 2016 году произошли изменения в отношении предприятий малого бизнеса, позволяющие:

расширить число субъектов благодаря увеличению предельных критерий принадлежности (порядок действует с июля 2015 года). Увеличен перечень предприятий, имеющих право на принадлежность к малым предприятиям (применяется с июля 2015 года).

Изменить порядок определения численности. Применяемый ранее показатель средней численности заменен на среднесписочный.

Исключить организацию или ИП из списка проверяемых ИФНС компаний по графику плановых проверок. Налоговые каникулы при условии обращения в ИФНС предоставляются на 3 года.

Законодательством установлены льготы и налоговые послабления ведения деятельности. Малое предприятие имеет право:

Не устанавливать лимита кассы. При ведении расчетов наличными деньгами можно иметь неограниченную величину сумм в кассе и использовать средства для любого экономически оправданного назначения.

Для применения безлимитных денежных оборотов необходимо утвердить порядок в учетной политике. Условие действует также в отношении всех индивидуальных предпринимателей.

Представлять бухгалтерскую отчетность в ограниченном формате. Компании подают балансы формы 1 и 2 и отчет о целевом использовании полученных средств (за период 2015 года).