Файл: Информационные сети и общество.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данные различных исследований и опросов говорят о том, что 93% современных подростков являются активными пользователями сети Интернет.

В информационных сетях управляющие системы называются серверами.

Под термином «сервер» (англ. «server» – обслуживающий процессор, узел обслуживания) понимают подключенную к сети, достаточно мощную вычислительную машину, обладающую определенными ресурсами общего пользования, а также, как правило, возможностью объединять некоторое количество компьютеров как в локальной, так и в глобальной информационных сетях [5, с. 113].

Процессы, осуществляемые в сети, можно разделить на основные и вспомогательные.

К основным относятся прикладные процессы – ввод, обработка, хранение и передача информации пользователям.

Вспомогательными считаются процессы взаимодействия прикладных процессов друг с другом с помощью средств коммуникации.

Эти процессы достаточно сложны, поэтому Международная организация стандартов (ISO) разработала эталонную модель ISO/OSI, в которой рекомендуется делить названные процессы на семь уровней. Сверху вниз это:

7 – прикладной,

6 – представительный,

5 – сеансовый,

4 – транспортный,

3 – сетевой,

2 – канальный,

1 – физический.

Любой уровень выполняет указания вышестоящего уровня.

Прикладной уровень использует сервис всех остальных уровней процессов взаимодействия. Основная задача уровней – обеспечить надежное взаимодействие прикладных процессов. Вышестоящие уровни способны исправлять ошибки нижестоящих. Так, например, ошибка, пропущенная канальным уровнем при передаче информации, будет выявлена и исправлена транспортным.

На разных уровнях происходит обмен в различных единицах информации: биты, кадры, фреймы, пакеты, сеансовые сообщения, пользовательские сообщения. Уровень может «ничего не знать» о содержании сообщения, но он должен «знать», что дальше делать с этим сообщением. Уровень приложений передает сообщение на следующий уровень и т.д. через все уровни, пока физический уровень не передаст его в кабель. Каждый уровень по-своему обрабатывает, например, сообщение электронной почты, но не «знает» о фактическом содержании этого сообщения [9,с. 155].

1.3 Возможности информационных сетей

Информационные сети, предназначены для совместного использования информационных ресурсов. Перечислить же все современные сетевые прикладные процессы просто невозможно.


Основными прикладными процессами являются:

Информационные банки для решения задач управления, планирования, учёта и отчётности.

Электронная почта, передача сообщений и документов, учёт и контроль корреспонденции. Электронное письмо доходит до адресата в считанные минуты. Информация передаётся небольшими порциями ограниченной длины – так называемыми пакетами. Каждый пакет, кроме передаваемых данных, обязательно содержит служебный заголовок, в котором указаны адрес назначения и адрес источника. Маршрут пакета в компьютерной сети заранее не фиксирован, он может проходить через разные промежуточные компьютеры, и даже разнородные сети. Компьютерная сеть никогда не бывает занятой; при сильной загрузке просто увеличивается время доставки пакетов.

Телесовещания и телеконференции. Для проведения совещания в банке информационной сети открывается специальный файл, в который закладывается первоначальный текст и иллюстрирующий его материал. Электронные картотеки, справочники, энциклопедии, библиотеки, газеты, видеотекс. Видеотексом называют массовую информационную службу, рассчитанную на широкие круги населения. В этой службе создаётся ряд банков, содержащих разнообразные сведения, интересные для населения: политическая, экономическая информация, данные о службе быта, расписание движения средств транспорта и т.д.

Электронные финансовые банки, оплата счетов. Диспетчерские транспортные службы: резервирование мест на поезда, суда, самолёты.

Возможности сетей:

  • использование территориально распределенного программного обеспечения, информационных баз данных и баз знаний, находящихся у различных пользователей;
  • организация распределенной обработки данных путем привлечения ресурсов многих вычислительных машин;
  • оперативное перераспределение нагрузки между компьютерами, включенными в сеть и ликвидации пиковой нагрузки за счет перераспределения ее с учетом часовых поясов;
  • специализация отдельных машин на работе с уникальными программами, которые нужны ряду пользователей сети;
  • коллективизация ресурсов, в особенности дорогостоящего периферийного оборудования, которым экономически нецелесообразно укомплектовывать каждую ЭВМ;
  • простота эксплуатации и доступа пользователя к сети;
  • открытость – возможность подключения разнотипных ЭВМ;
  • развиваемость – возможность наращивания ресурсов сети и абонентов;
  • автономность – работа пользователя на своей ЭВМ не должна ограничиваться тем, что ЭВМ включена в сеть;
  • интегральность – возможность обработки и передачи информации различного вида: символьной, графической и др;
  • защищенность – возможность пресечения несанкционированного доступа к сети;
  • небольшое время ответа обеспечивает эффективную работу пользователя в диалоговом режиме в соответствии с назначением сети;
  • непрерывность работы – возможность отключения и подключения компонентов сети без прерывания ее работы;
  • помехоустойчивость – способность достоверно передавать информацию в условиях помех;
  • высокая надежность и приемлемая стоимость услуг сети [6, с. 174].

Глава 2. Анализ влияние информационных сетей на современное общество

2.1 Социальные сети как средство коммуникации людей в современном обществе

Потребность общения вызывает у социума стремление организовывать удобные для него средства, позволяющие реализовать государственные, общественные и личные нужды в этой области. На протяжении веков этому способствовали средства связи. Современные информационные технологии в области обмена информацией (сетевые технологии) позволяют не только совершенствовать существовавшие ранее, но и создавать новые. Социальные сайты предназначены, в первую очередь, для общения. Вы можете найти своих знакомых и друзей, с которыми учитесь или учились в одном учебном заведении, работаете или работали в одной компании, отдыхали в одном доме отдыха и так далее. Также при помощи социальной сети и своей анкеты Вы сможете познакомиться с людьми со схожими интересами и увлечениями, т. е. социальная сеть – это сайт, который объединяет людей по каким-то признакам. Можно сказать, что любой сайт на определенную тему, где посетители могут общаться друг с другом является социальной сетью. Но это не совсем верно, ведь социальная сеть – это, в первую очередь, то место, где Вы можете составить портрет своей личности и найти нужные Вам контакты.

Социальная сеть – это социальная структура, которая образованная людьми или организациями. Она отражает разнообразные связи между ними с помощью разнообразных взаимоотношений, эти отношения начинаются со случайных знакомств и потом они заканчиваются тесными родственными узами.

Термин «социальная сеть» впервые был предложен уже в 1954 году Дж. А. Барнесом (в его работе Class and Committees in a Norwegian Island Parish, «Human Relations»). В то время размер социальных сетей максимально составил до 150 человек, а средний был около 123 (Хилл и Данбери, 2002).

Классификация социальных сетей

По типу социальные сети бывают:

  • для поиска людей (Одноклассники.ру);
  • для развлечения (ВКонтакте);
  • для работы и бизнеса (МойКруг);
  • для сбора новостей (news2.ru);
  • для сбора закладок (БобрДобр);
  • для видео (YouTube);
  • для аудио (Last.fm);
  • для фото (FiXX.RU);
  • Нишевые социальные сети (Drugme, geni и другие).

По открытости информации:

  • открытые;
  • смешанные;
  • закрытые.

По географическому охвату:

  • мир (MySpace);
  • страна (Connect.com.ua);

По уровню развития:

  • Web 1.0;
  • Web 2.0;
  • Web 3.0.

Популярные социальные сети в современном мире:

Социальные сети Рунета:

ВКонтакте – современный молодежный интернет-мессенджер для быстрого и удобного общения, а также поиска людей по всему миру. Наиболее популярен в России и странах ближнего зарубежья. Основан Петербуржцем Павлом Дуровым в 2006 году. Первоначально задумывался, как сайт поиска сокурсников и одноклассников, однако с момента первого запуска потерпел множество изменений, и был упрощен. Одна из возможностей ресурса – смотреть видео и слушать музыку он-лайн. Регистрация доступна всем желающим, достаточно указать мобильный номер телефона и на ваш телефон придет логин и пароль для входа.

Одноклассники – остается известным и добрым сайтом,  созданный на то, чтобы помощь людям, найти своих бывших одноклассников, сокурсников, старых друзей и дать им возможность поддерживать связи между собой несмотря на разные города и страны проживания.

Мой мир@Mail.ru – одна из популярных альтернативных социальных сетей. Отличительная черта сайта – возможность бесплатно дарить друг другу виртуальные подарки, а если немного потратится на смс то мгновенно найти и приобрести кучу друзей.

Мой круг – социальная сеть для профессионалов (поиска работы, трудовых кадров). Первая в Рунете социальная сеть, созданная в 2005 г. группой недавних выпускников МФТИ, МГУ и Российской экономической школы.

Первый национальный – социальная сеть для простого общения и новых знакомств. Насчитывает более 20 миллионов пользователей, на сайте множество интерактивных игр (знакомства по фото, викторины, др.) и возможностей заявить о себе.

Rambler Планета – социальная сеть на www.rambler.ru. Множество видео- и аудиоматериалов.

RuSpace – российская социальная сеть, аналог всемирно популярной американской социальной сети MySpace.

GameSport – социальная сеть геймеров, никакой личной информации – только любимые игры.

Паутина профессиональных знакомств (Webby) – предоставляет возможность своим пользователям опубликовать свою визитку-презентацию и наладить деловые контакты.

FiXX.RU – российская социальная фотосеть. Лучшее место для того, чтобы поделиться фотками.

Spaces.ru – российская сеть для мобильных телефонов.


Network1 – первая русскоязычная социальная сеть международных знакомств (общение с иностранцами). Будет интересна девушкам и женщинам мечтающим, выйти замуж за рубежом.

Зарубежные социальные сети:

Facebook (год основания – 2004). По состоянию на май 2011 года в Facebook было зарегистрировано более 700 млн учётных записей, а на начало 2013 года – более 900 млн. учётных записей. Самая популярная социальная сеть в мире.

MySpace (год основания – 2003). «Онлайн-сообщество для общения с друзьями ваших друзей» – так определяют назначение этой социальной сети разработчики. Участники сети могут создавать собственные сообщества по интересам, вести блоги, размещать фото, музыку и видео материалы. В январе 2008 года была запущена бета-версия на русском языке, однако уже в августе 2009 года было объявлено об окончательном закрытии российского подразделения.

LinkedIn (год основания – 2003). Растущая сеть объединяет свыше 100 млн. профессионалов из 150 отраслей производства. Пользователи располагают инструментами для создания собственного профессионального портфолио, поиска партнеров и клиентов, расширения круга профессионального общения.

Friendster (год основания – 2002). Одна из старейших онлайновых социальных сетей, обеспечивающих поиск тех, «кто вам интересен» и построение социальной сети. В последние годы теряет популярность. Число пользователей – 8,2 млн. (июнь 2010 года) из разных стран мира [2, с. 114].

2.2 Сравнительный анализ социальных сетей

По данным компании «Одноклассники», в сети зарегистрировано 45 миллионов пользователей, 10 миллионов из которых посещают свою страничку каждый день. Среди крупнейших интернет-проектов по аудитории в России «Одноклассники» занимают 8 место (по данным TNS за февраль 2012 года). Главный конкурент «Одноклассников» – социальная сеть «ВКонтакте.ру» – занимает 5 строчку рейтинга, в ней зарегистрировались более 90 миллионов человек, и она всё активнее обходит своих соперников [10, с. 125].

Был проведен опрос, в котором было задействовано 187 человек от 13 до 18 лет. Необходимым условием для участия в опросе выступал фактор пользования как минимум одной из двух социальной сетей.

В ходе исследования рассматривались следующие вопросы:

  • является ли подросток зарегистрированным пользователем сети Интернет;
  • предпочитаемая социальная сеть;
  • способы доступа к информации указанных веб-сайтов;
  • способы общения, предлагаемые интересующими нас социальными сетями;
  • наборы возможностей, предлагаемых той или иной социальной сетью;
  • оформление сравниваемых сайтов.