Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы функционирования системы налогообложения в банках
1.1. Банки как субъект налогообложения
1.2. Понятие имущественного налогообложения организаций
Глава 2. Анализ выплат имущественного налога банков РФ
2.1. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций
Значение налогообложения имущества организаций для развития государства весьма существенно, так как налоговые доходы бюджетной системы РФ с имущества организаций занимают ведущее место и являются важнейшей формой аккумуляции доходов региональных уровней власти.
Налог на имущество организаций занимает одно из важных мест в системе имущественного налогообложения России и вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке расчета и уплаты данного налога на основе зарубежного опыта, а также изменений, ожидаемых в области замены налога на имущество юридических и физических лиц, а также земельного налога на налог на недвижимость [16].
В последние несколько лет происходит развитие налогообложение имущества организаций. Так, в 2012 г. в Налоговый кодекс РФ были внесены изменения, согласно которым из объекта налогообложения налогом на имущество организаций были исключены объекты движимого имущества, принятые на учет в качестве объектов основных средств с 1 января 2013 г.
Предполагалось, что подобная норма позволит создать стимулы к инвестициям в новое оборудование, которое не должно облагаться налогом, в то время как сохранение налогообложения уже введенного в эксплуатацию оборудования позволило бы реализовать этот стимул без существенных потерь для бюджетов, поскольку полное замещение старого, налогооблагаемого, новым, неналогооблагаемым, оборудованием заняло бы несколько лет [19].
Одновременно предполагалось, что за эти несколько лет будет осуществлен переход на налогообложение недвижимого имущества организаций по кадастровой стоимости, что позволит вообще исключить движимое имущество из-под налогообложения.
Однако внесенная в Налоговый кодекс РФ формулировка позволила фактически не признавать объектом налогообложения не только старое оборудование, но и вновь принятое на учет в результате реорганизации, перепродажи и иной передачи между организациями, сопровождавшейся постановкой оборудования на учет.
В 2013 и 2014 гг. поступления налога на имущество организаций составили соответственно 615,3 и 634,7 млрд. руб. (0,93% и 0,89% ВВП), в то время как в 2011 и 12 годах доходы от этого налога составляли соответственно 467,6 и 536,4 млрд. руб. (0,84% и 0,86% ВВП). Таким образом, проблема уклонения от налогообложения путем перерегистрации старого имущества не является настолько критичной, чтобы из-за такого уклонения произошло существенное сокращение бюджетных доходов.
Для исправления ситуации и предотвращения уклонения от налогообложения в 2014 г. была принята норма, которая полностью исключала из объекта налогообложения основные фонды, относящиеся к 1-2 амортизационным группам. Освобождение прочего движимого имущества, принятого к учету после 01 января 2013 г., от налогообложения не допускалось, если такое принятие к учету производилось в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц либо в результате передачи имущества между взаимозависимыми лицами.
Однако новая норма также привела к определенным проблемам в ее применении. Так, проведение реорганизации юридического лица в условиях действующего законодательства приводит к налогообложению имущества даже в тех случаях, когда это имущество ранее правомерно освобождалось, а передача имущества от взаимозависимого лица не обязательно является признаком злоупотребления (например, при осуществлении централизованных закупок оборудования через зависимое лицо) [6].
Таким образом, необходим дальнейший мониторинг ситуации и с учетом обязательства по неповышению налоговой нагрузки разработка вариантов модификации этой нормы. Возможно, по мере расширения применения налогообложения недвижимого имущества организаций, по его кадастровой стоимости следует постепенно расширять безусловное применение исключения из объекта налогообложения движимого имущества, которое сейчас установлено лишь для объектов основных средств, относящихся к 1-2 амортизационным группам.
В течение 2015 и 2016 гг. в законодательство о налогах и сборах внесены изменения, направленные на предотвращение уклонения от уплаты налога на имущество организаций путем минимизации налоговых платежей в результате перехода организаций и индивидуальных предпринимателей на специальные налоговые режимы.
Так, в частности, в НК РФ введено положение, предусматривающее, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, не освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, налоговая база по которому определяется исходя из его кадастровой стоимости. К таким объектам отнесены административно-деловые центры, торговые центры, офисные помещения, объекты общественного питания и бытового обслуживания.
Указанные изменения применяются в случае перехода субъекта РФ к исчислению соответствующих сумм налогов на имущество исходя из кадастровой стоимости.
При этом субъекты РФ в силу предоставленных им полномочий вправе установить ограничения по переходу организаций, применяющих специальные налоговые режимы, к исчислению соответствующих сумм налогов на имущество исходя из кадастровой стоимости в виде установления минимальной площади объекта налогообложения.
Важным направлением налоговой политики РФ до 2018 года является переход к налогу на недвижимое имущество для организаций. Предполагается, что новым налогом будет облагаться только недвижимое имущество, находящееся у организаций на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления). При этом предполагается, что новый налог будет отнесен к региональным налогам с передачей части поступающих сумм в местные бюджеты [6].
Для введения налога на недвижимое имущество организаций необходимо создать условия для его введения в субъектах РФ. В этих целях необходимо, прежде всего, определить концепцию налогообложения объектов недвижимости, принадлежащих юридическим лицам, а именно: определить состав объектов налогообложения, налоговую базу, пределы для установления налоговых ставок и возможные налоговые преференции по налогу [20].
Так, в целях обеспечения единообразного подхода к налогообложению имущества организаций и физических лиц в качестве налоговой базы по налогу на недвижимое имущество организаций введена кадастровая стоимость объектов недвижимости.
В этой связи заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются методики определения кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого назначения (в том числе промышленных зданий, офисов, сооружений, линейных объектов и др.), обеспечивается наполняемость Единого государственного кадастра недвижимости сведениями об объектах недвижимости, принадлежащих юридическим лицам, и об их кадастровой стоимости в целях создания условий для формирования в налоговых органах фискального реестра по налогу на недвижимость.
В дальнейшей перспективе совершенствования имущественного налогообложения организаций в первую очередь необходимо особое значение уделить дисциплине и усовершенствованию норм об ответственности организаций, скрывающих имущество от государственной регистрации и уплаты имущественных налогов. Так как порядок регистрации прав на имущество организаций и информация о зарегистрированных правах являются неотъемлемым звеном в вопросе усиления фискальной и регулирующей роли имущественных налогов.
Таким образом, совершенствование порядка исчисления и уплаты налога на имущество организаций необходимо в масштабном плане, что позволит усовершенствовать налоговую систему в целом, а также улучшить экономическое состояние РФ. Проводимые в настоящее время мероприятия по изменению системы налогообложения недвижимого имущества, путем введения кадастровой стоимости, как налоговой базы, направлены на рационализацию и более справедливый подход к обложению имущества юридических лиц. При этом нововведения вызывают новые проблемы, в том числе связанные с организацией в стране системы учета и государственной регистрации имущества организаций, которые требуют решения в ближайшей перспективе.
2.2. Анализ расчета налога на имущество банков
Налог на имущество банка является региональным налогом. Он устанавливается главой 30 НК РФ и законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Налог относится к прямым налогам.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.
При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования.
Коммерческие банки являются налогоплательщиками налога на имущество организаций.
Объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе банка в качестве объектов основных средств, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).
Налоговая база определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, учитываемого на балансе банка. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета [6].
Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению банка, в отношении имущества каждого обособленного подразделения банка, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения банка, обособленного подразделения банка, имеющего отдельный баланс, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
По итогам налогового периода банк определяет среднегодовую стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, по итогам каждого отчетного периода — среднюю стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Оба показателя рассчитываются по одной формуле как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу [6]:
где Х1 Хn — остаточная стоимость имущества на 1-е число первого,..., n-го месяца налогового (отчетного) периода;
n — число месяцев в налоговом (отчетном) периоде;
Xn+1 — остаточная стоимость имущества на 1-е число месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
По окончании каждого отчетного периода банк уплачивает в бюджет сумму авансового платежа по налогу, равную 1/4 произведения средней стоимости имущества за отчетный период и ставки налога. Таким образом, сумма авансового платежа по налогу определяется по следующей формуле [6]:
где Аi — авансовый платеж по налогу за i-й отчетный период;
Xi — средняя стоимость имущества, рассчитанная по данным i-го отчетного периода;
S — ставка налога, %.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога за налоговый период и суммой авансовых платежей по налогу. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, рассчитывается по следующей формуле[6]:
где N — сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода;
N - сумма налога за налоговый период.
Сумма налога за налоговый период исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки:
где Хгод — налоговая база (среднегодовая стоимость имущества) за налоговый период.
Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.